Возможно, многие знают, что в Беларуси можно приобрести так называемые памятные монеты. Их стоимость зависит от того, из какого металла они сделаны, от веса, тиража и еще ряда признаков. Кроме монет, выпускают и памятные купюры. Как утверждается на сайте Национального банка Беларуси, все монеты и купюры являются законным платежным средством. А так ли это на самом деле? Попробуем проверить.
Рассчитаться монетой на сегодня в магазине уже не получится, так как их номиналы, в основном, до 20 рублей — они были выведены из оборота. С банкнотами в теории дела обстоят иначе. Минчанин Денис (на форуме Onliner.by он зарегистрирован под ником upal_s_luny) решил провести эксперимент с памятной купюрой номиналом в 20 000 рублей. Вот что из этого получилось.
Небольшое отступление. Купюра, о которой пойдет речь, выпущена к 20-летию Национального банка Беларуси. Изготовлена она на основе находящейся в обращении двадцатитысячной купюры путем припрессовки на большое купонное поле банкноты голограммы с надписью в четыре строки: «НБ 20 год 1991—2011». Проще говоря, за основу была взята простая банкнота номиналом 20 000 рублей, а на нее приклеили голограмму. Купюру ввели в обращение 1 декабря 2010 года, ее тираж составил 3000 экземпляров. На сегодня отпускная цена на сайте Нацбанка составляет 30 000 рублей. Кроме этой банкноты, Национальный банк Беларуси выпустил и другие памятные банкноты, такие, например, как «Миллениум», «Замковый комплекс „Мир“».
Решено было рассчитаться данной купюрой, оплачивая покупку в магазине, и проверить заверения Нацбанка о «законном платежном средстве». Чтобы придать банкноте «обычный» вид, Денис немного ее потрепал, доведя до состояния среднестатистической ходовой измятости. Теперь купюра выглядела, как и другие 20-тысячные банкноты, что находятся в обращении, и отличалась от общей кучи «двадцаток» только тем, что сбоку красовалась голограмма. Увы, это обстоятельство работников магазина остановило. Принимать купюру отказались наотрез.
Было решено отправиться на ближайшую почту, чтобы срочно оплатить почтовый перевод. Банкноту вложили внутрь стопки всех остальных денег и со спокойной совестью протянули всю пачку в окошко оператору. Девушка сразу заметила, что с купюрой что-то не так, и вернула ее обратно со словами, что это сувенир. И поэтому, естественно, принять такую банкноту она никак не может.
После недолгого спора о том, что все полосы на месте, водяные знаки тоже присутствуют, а голограмма — это так, какой-то приклеенный знак, и не следует обращать на нее внимания, оператор вызвала заведующую почтовым отделением, привлекли и других сотрудников. После общего обсуждения работники почты вынесли решение: принять такую купюру они не могут. Лишь предложили заменить ее на другую, то есть на обычную, без «наклейки».
После неудачной попытки расплатиться данной купюрой на почте Денис решил отправиться в ближайшее отделение «Беларусбанка» в надежде, что там однозначно можно рассчитаться «злосчастной» купюрой. Без всяких лишних деликатностей он напрямую спросил у кассира, примет ли она данную купюру к оплате, на что получил отрицательный ответ. Ладно, спросим у заведующего отделением.
Специалист пояснил, что такую банкноту он никогда не видел, ничего об этом не знает и принять купюру к оплате их отделение никак не может. По словам заведующего, он руководствуется должностной инструкцией, где описаны все наши национальные банкноты и все валюты. А непосредственно данная купюра в инструкции отсутствует, и поэтому она, естественно, не может быть принята. На предложение зайти на сайт Нацбанка он никак не отреагировал, сославшись на то, что у них не работает интернет. Таким образом, по словам Дениса, «наводнить оборотную денежную массу благородной купюрой» у него никак не получилось.
После провала эксперимента Денис написал официальное письмо в Национальный банк, дабы уточнить, действительно ли данная банкнота является «законным платежным средством Республики Беларусь и обязательна к приему по нарицательной стоимости во все виды платежей без всяких ограничений».
Ответ пришел следующий: «Информация о выпуске в обращение и условиях обращения указанной памятной банкноты была доведена банкам Республики Беларусь. В соответствии с законодательством Республики Беларусь Национальный банк не уполномочен проводить какое-либо расследование и дать правовую оценку действиям работников ОАО „АСБ «Беларусбанк»“ в части отказа вам в приеме памятной банкноты».
Что получается? Вроде банкнота и существует, является платежным средством, но ее так и не приняли. Возможно, люди, работающие с наличными деньгами, так и не прочитали все памятки и инструкции. Либо вообще никогда не знали о таких банкнотах. А ведь их выпуск, как утверждается на все том же сайте Национального банка, осуществляется «в целях пропаганды белорусской государственности, культурного и исторического наследия белорусского народа».