Первый беспилотный летательный аппарат (БПЛА) белорусских разработчиков был продемонстрирован вчера журналистам Минским авиаремонтным заводом. Onliner.by побывал на его презентации и узнал, во сколько Беларуси обошлась его разработка, а также кому и за сколько его будут продавать.
Разработка белорусского БПЛА началась еще в 2008-м, а полностью готовый беспилотный авиационный комплекс, включающий в себя сам беспилотник «СТЕРХ-БМ», пункт управления и пункт технического обслуживания, был готов в 2012-м.
По внешнему виду беспилотник напоминает модели самолетов на радиоуправлении. Только размеры его несколько больше: длина 3 метра и размах крыльев 3,8 метра.
Отечественный БПЛА предполагается использовать для буксировки авиационных мишеней, а также для разведки и мониторинга заданных участков местности.
Сам беспилотник является составной частью беспилотного авиационного комплекса с системой управления и контроля, которая монтируется шасси МАЗа или ЗИЛа. Модели этих комплексов представлены ниже.
А вот так выглядит пульт управления беспилотным авиационным комплексом изнутри.
На данный момент сборка беспилотников ведется в лаборатории Минского авиаремонтного завода. Их серийное производство планируют начать в 2013 году.
Кроме опытного образца, который проходит летные заводские испытания, в лаборатории также ждет своего часа практически собранный по заказу Министерства обороны Беларуси беспилотник-постановщик радиопомех. В отличие от своего предшественника, он имеет несколько другую компоновку: двигатель располагается в кормовой части, а радиооборудование — в носовой, законцовки крыла загнуты вниз.
Сама лаборатория совсем не похожа на место, где идет разработка и сборка высокотехнологичных аппаратов, каким его обычно представляют в художественных фильмах. Она, скорее, напоминает один из цехов завода, только работники там в основном в белых халатах.
Все нововведения и улучшения конструкции БПЛА, а также его двигателя производятся сначала на лабораторных стендах и моделях.
Главной особенностью белорусского беспилотника является его полная автоматизация, включая взлет и посадку. Оператору достаточно задать маршрут и нажать одну кнопку — все остальное комплекс сделает сам. В случае же аварийной посадки беспилотник использует парашютную систему.
Операционная система, на которой построена система управления «СТЕРХ-БМ», — Linux. Для навигации используются карты местности Google Maps (демонстрационная версия). Для использования коммерческой версии предлагается купить лицензионную версию. Беспилотник для навигации использует данные системы GPS, однако разработчики заявляют о готовности перенастроить его на систему ГЛОНАСС либо наземную модульную систему навигации, которая будет имитировать сигналы GPS.
Технические характеристики БПЛА «СТЕРХ-БМ».
Приблизительная стоимость разработки всего комплекса, по словам генерального директора Минского авиаремонтного завода Евгения Вайцеховича, составила $500 тыс. Ориентировочная цена беспилотника в базовой комплектации составит $250 тыс. Однако начинка БПЛА может дополняться по требованию заказчика совершенно разной аппаратурой, и тогда стоимость одного белорусского беспилотника может достигать $500 тыс.
Также нужно учитывать, что продается не отдельный экземпляр БПЛА, а целый беспилотный комплекс с системой транспортировки, управления и технического обслуживания на базе автомобилей МАЗ или ЗИЛ. А это дополнительные затраты. Таким образом, цена всего комплекса может достигать $1,5—2 млн. Иностранных комплектующих в беспилотнике, по словам главного инженера Минского авиаремонтного завода Олега Манченко, не более 10%.
Разработчики аппарата считают, что найдут достаточное количество заказчиков как в Беларуси, так и за рубежом. Уже ведутся переговоры с Россией, Венесуэлой и Кубой, большие надежды возлагаются на страны африканского континента.