Как в семье. Уникальный проект помогает оставшимся без родителей малышам до трех лет

26 802
24 июня 2022 в 11:26
Источник: Вероника Уласевич . Фото: Александр Ружечка

Как в семье. Уникальный проект помогает оставшимся без родителей малышам до трех лет

Источник: Вероника Уласевич . Фото: Александр Ружечка
Чтобы оказаться в социально опасном положении, от детей не требуется ничего. Им достаточно проблемных родителей: с отсутствием работы, вредными привычками, низким уровнем дохода, плохими взаимоотношениями друг с другом и другими трудностями. Если эти проблемы не решаются и обнаруживается угроза жизни и здоровью ребенка, то детей признают нуждающимися в госзащите и изымают из семьи. Взрослые ребята попадают в детдома, а малышей до 3 лет помещают в больницы. Там их обследуют и лечат, но с ними нечасто играют, практически не разговаривают и не берут на руки. В этот период дети могут получить психологическую травму на всю жизнь. «SOS-Детская деревня Боровляны» предложила решение, как этого не допускать.

«Слышишь, как совершенно чужие дети называют тебя мамой — и прощаешь им все капризы»

«SOS-Детская деревня Боровляны» расположена в 7 километрах от Минска. Десять минут езды на машине, также сюда регулярно ходят из города автобусы и маршрутки.

Повсюду на территории деревни расположены коттеджи. Здесь в домашних условиях живут дети, которые потеряли родительскую опеку либо которые рискуют ее потерять. Вообще, «SOS-Детская деревня Боровляны» — это часть масштабного проекта, международной некоммерческой организации, которая в Беларуси представлена еще в Могилеве и Марьиной Горке.

В конце ноября прошлого года впервые деревня приняла малышей — детей от 1 до 3 лет из разных населенных пунктов Минской области, которые были изъяты из семей и признаны нуждающимися в госзащите. Это пилотный проект, раньше опыта работы с малышами у организации не было.

Сейчас для малышей отведен отдельный дом. Одновременно в нем могут проживать четыре ребенка. За его дверью нас встречают две улыбчивые женщины, Татьяна и Оксана, они работают в этой SOS-семье для временного размещения и поддержки детей от 1 до 3 лет родителями-воспитателями. Дети зовут их просто мамами.

На руки Татьяны приземлилась маленькая Даша (имена детей изменены в целях их безопасности. — Прим. Onlíner), она одновременно тянет руки к подарку и отворачивает голову от незнакомцев — стесняется. Оксану обнимает за талию спокойная Надя. Ей, как и Даше, 2 года и 8 месяцев. А шустрый Никита бегает из стороны в сторону и со всеми знакомится, ему 1 год и 8 месяцев.

Даша и Никита — брат с сестрой. Они переехали сюда в ноябре прошлого года из больницы. Спустя пару недель сюда подвезли и Надю. Как дети там оказались и где их родители — тайна: специалистам проекта нельзя разглашать конфиденциальные сведения о детях и их семьях.

— Сначала мне было страшно работать с малышами, — признается родитель-воспитатель Оксана. — А потом слышишь, как совершенно чужие дети называют тебя мамой, и прощаешь им все капризы.

Родители-воспитатели находятся с детьми круглосуточно и, по сути, выполняют материнские обязанности. На два дня в неделю можно взять выходной и отдохнуть, для этой цели в Детской деревне предусмотрен отдельный дом. Регулярно «мамы» занимаются с психологом, чтобы минимизировать риск привязанности к чужим детям.

«Мы делаем все, что делают дома мамы»

Утро у малышей обычно начинается в 8:00. Татьяна и Оксана будят их, поднимают с кроваток, умывают, одевают, играют с ними. Потом дети дружно бегут в игровую комнату и садятся за столик: знают, что скоро будет завтрак.

После еды приходит педагог по раннему развитию детей. Каждый день, за исключением выходных, специалист проводит как групповые, так и индивидуальные занятия.

— До приезда к нам эти дети долгое время находились в больничной изоляции. Такая стрессовая ситуация дает большой откат в развитии, — уверена педагог по раннему развитию детей Татьяна. — Приехав к нам, дети не могли выражать свои эмоции и желания, они мало разговаривали или не разговаривали вообще. У них либо были частые истерики, либо они постоянно просились на руки и хотели внимания. Таким деткам в первую очередь нужны забота и искреннее внимание, а во вторую — развитие памяти и мышления. С помощью игр мы прорабатываем разные моменты, чтобы ребенок успокаивался, чувствовал себя в комфорте, чтобы ему было интересно. Один день делаем упор на музыкальные занятия, второй — на творческие вещи типа рисования и лепки, в третий день занимаемся по книжкам. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план развития, где прописываются пробелы, к примеру в бытовых навыках или гигиене, и способы их восполнения. Сейчас по этим деткам уже не видно, что у них есть какие-то проблемы в развитии.

После развивающих занятий с педагогом SOS-семья выходит гулять на свежий воздух. В это время одна из «мам» остается готовить обед, в чем ей подставляет плечо «бабушка». Так дети называют помощницу по хозяйству.

Дальше — обед, дневной сон, творожки, яблоки и йогурты на полдник. Кушают дети по-разному, в зависимости от их предпочтений и медицинских показаний. Индивидуальный рацион помогает максимально приблизить условия в SOS-семье к домашним.

После полдника дети снова идут гулять. На улице их подхватывают ребята постарше из других замещающих семей (разумеется, под присмотром взрослых), что позитивно сказывается на развитии малышей.

После ужина SOS-мамы разводят детей по комнатам. Брата с сестричкой — в одну, а Надю — во вторую. Включают колыбельную, чтобы дети немного расслабились и засыпали.

— На самом деле, мы делаем все, что делают дома мамы. Начиная с ухода и заканчивая развитием ребенка. К примеру, позавчера вместе варили кашу на ужин. Я объясняла, что это за каша и как ее готовить. У нас все как в семье, — рассказывает о работе родитель-воспитатель Татьяна. — Да, с детьми очень устаешь: ночами не спишь, зубки лезут, капризы... Зато есть «обраточка», и в результате ты получаешь еще больше. Например, Дашка... В начале она вообще не разговаривала, сейчас заговорила, у нее идет бурное развитие. Я понимаю, что эти дети для меня временны. Придет день, когда они вернутся к родным родителям или попадут в новую семью. Все, что я могу сделать, — любить их, обогревать и заботиться, чтобы в будущем у них не осталось пробела, что у них не было мамы.

«Ребенок отлучен от родителей, и для него это большой стресс»

Этот проект организация запланировала еще два года назад. До этого специалисты долго анализировали ситуацию по Минскому району и части области: как много нуждающихся в госзащите детей находятся в больницах, в каких условиях и чего им там не хватает.

— Когда мы запускали проект, во всех больницах Минской области, где можно было размещать таких детей, находилось от одного до пяти малышей. Чаще всего это дети от 1 до 3 лет. За ними ухаживают врачи и медсестры, оказывают медицинскую помощь, но психологическую и педагогическую поддержку там дети не получают. Притом что ребенок отлучен от родителей и для него это большой стресс, — рассказывает директор Детской деревни в Боровлянах Ирина Курилюк.

В пилотном и уникальном для Беларуси проекте администрация деревни работает в тесном партнерстве с управлением образования Миноблисполкома. Главная задача последнего в этой работе — жизнь и устройство каждого изъятого из семьи ребенка. В управлении анализируют, есть ли у малыша особенности здоровья и развития, где живут его родные родители и много других факторов. На основании этого и принимают решение, где ребенку будет лучше жить. Если признается необходимость в психологической и педагогической поддержке, сигнал поступает в Детскую деревню.

Дальше комиссия деревни в составе психологов и социального педагога едет в больницу, где находится ребенок. Специалисты смотрят, смогут ли помочь конкретному малышу: есть ли в штате необходимые специалисты и удастся ли создать комфортные условия. Если комиссия принимает положительное решение, с ребенком едут знакомиться родители-воспитатели. Только после соблюдения всех этих стандартов Детская деревня дает добро на принятие ребенка.

— Такая длительная процедура отбора связана в первую очередь с особенностями здоровья детей. Однажды наша комиссия обнаружила, что у ребенка стоит кардиостимулятор и ему нужны особые условия жизни, постоянное сопровождение. Мы были честны с собой, понимали, что не потянем, — приводит пример Ирина Курилюк.

Забирают ребенка из больницы сотрудники Детской деревни. Докторам они оставляют свои контакты, чтобы при желании родители детей могли с ними связаться.

— Мы в открытую общаемся с родными родителями детей, приглашаем их на встречи с ребенком. Мы понимаем все их переживания, боль и страхи, — говорит социальный педагог деревни Светлана Маркс. — На первой встрече родители знакомятся с администрацией деревни, с условиями воспитания ребенка и дальнейшего сотрудничества. У нас есть специальное помещение для встреч родителей и детей, рядом всегда находится психолог или социальный педагог. Родители могут обнимать и целовать ребенка, заниматься с ним. Если ребенок капризничает, наш сотрудник объясняет, с чем это может быть связано. Также консультируем по вопросам питания, о юридических аспектах, поддерживаем в выстраивании детско-родительских отношений, если поступает такой запрос.

Цель проекта — сделать все возможное, чтобы ребенок вернулся в семью к родным родителям, если такой шанс есть.

— Инициатива должна исходить от самих родителей, — уверен заместитель директора по опеке детей Кирилл Казюко. — Кто заинтересован, приезжает раз в неделю и даже чаще, мы этому не препятствуем. Но, к сожалению, есть родители, которые ни разу не позвонили и не узнали, где находится их ребенок. Если родители не мотивированы в возвращении малыша в семью, велик риск очередного изъятия ребенка из семьи.

«Мы хотим, чтобы дети больше не сталкивались с травмирующими обстоятельствами»

В случае, когда родители все-таки лишаются родительских прав, Детская деревня максимально поддерживает подопечных. После решения суда начинается процесс поиска усыновителей либо приемной семьи для ребенка. Если и этот вариант складывается неудачно, то ребенка плавно переводят на долгосрочную опеку в одну из замещающих семей на территории Детской деревни.

— Мы хотим, чтобы дети больше не сталкивались с травмирующими обстоятельствами, чтобы их судьба сложилась счастливо. Поэтому и возвращение в семью, и работу с усыновителями нужно сопровождать, — убеждена Ирина Курилюк. — К примеру, когда дети возвращаются в родную семью, мы предлагаем родителям на добровольных условиях стать подопечными нашего социального центра. Здесь они могут записаться на занятия с психологом, получить информацию по выстраиванию детско-родительских отношений, посетить мероприятия по финансовой грамотности и задать вопросы юристу.

Проект для малышей в «SOS-Детская деревня Боровляны» рассчитан на три года. Сейчас специалисты нарабатывают опыт. Оказалось, 80% видения проекта с его начала и до сих пор изменилось. А новые условия и обстоятельства диктуют сами малыши.

К примеру, изначально за проектом был закреплен один родитель-воспитатель. Но дети так плохо спали ночью, что утром SOS-мама валилась с ног от усталости. Сейчас работают двое родителей-воспитателей, педагог по раннему развитию и три помощника. Всего — шесть человек, хотя в обычной SOS-семье со взрослыми детьми штат в два раза меньше.

Такое количество персонала оказалось оптимальным и в экстренной ситуации. Когда врачи заметили, что Даша плохо дышит и все время открывает ротик, то один из родителей-воспитателей смогла поехать с ней на обследование, а второй остался с другими детьми дома. В итоге SOS-мама неделю пробыла с девочкой в больнице, пока малышке не сделали операцию по удалению аденоидов.

Также сотрудникам проекта пришлось немного переоборудовать помещения дома. Так как в душевую ванна для детей не помещается, комнату по уходу за малышами пришлось перенести на первый этаж вместо помещения для отдыха родителей. Хотели опустить умывальники, но детям комфортно чистить зубы и на стульчиках. Прямо как дома.

— Будем честными, наш проект не закрывает потребность в психолого-педагогической помощи всех нуждающихся в ней малышей. Таких детей — по несколько человек в каждой больнице и в каждом регионе. Наша цель — наработать опыт и потом обязательно интегрировать его в общество, в другие общественные организации, чтобы в дальнейшем что-то изменить в лучшую сторону в данном направлении. Это наша долгосрочная перспектива и мечта, — признается Ирина Курилюк.

Проект финансируется из основного бюджета МОО «SOS-Детские деревни», который складывается из международной помощи и пожертвований от белорусских корпоративных доноров и физических лиц. Стать спонсором программ можно на сайте организации.


Onlíner рекомендует
классический аромат, 100 шт
машинная стирка, универсальное, свежесть, 66 шт, на 66 моек/стирок
универсальные, концентрат/не требует смывания, 5 кг

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by