Спецпроект

«Я считал, что жил по максимуму, и мне было не страшно умирать». История альпиниста, выжившего после падения в горах

07 января 2022 в 8:00
Источник: Егор Енотов . Фото: Максим Малиновский
Спецпроект

«Я считал, что жил по максимуму, и мне было не страшно умирать». История альпиниста, выжившего после падения в горах

Источник: Егор Енотов . Фото: Максим Малиновский

Инструктору по альпинизму и горному гиду Юрию Кожухову 45 лет. И больше 20 из них он профессионально занимается альпинизмом. Биография брестчанина включает в себя удивительное событие, произошедшее чуть больше трех лет назад: он провалился в трещину на леднике Суфруджу. Пролетев вниз десятки метров, Юрий застрял в обломках льда и скал. Обессиленный, с огромным количеством переломов по всему телу, он готовился умереть. «Через шесть месяцев я уже был в горах, а через семь — пробежал полумарафон», — теперь с улыбкой вспоминает целый и невредимый альпинист. Вместе с Parimatch записали вдохновляющий монолог о чудесном спасении, бронебойном жизнелюбии и преданности своему делу.

Вот некоторые цитаты из рассказа Юрия

  • 3 года и 2 месяца назад я восходил на горы с разными группами, водил ребят на вершины. Втроем мы вышли на вершину Малая Белалакая. Я должен был спуститься на ледник. Он [ледник] за сезон оттаял, отошел от скалы. Была широкая и глубокая пропасть с мостом. Стал на этот мост — он держал. Прошелся по нему один раз — держит. Взял свой рюкзак, перенес. Вернулся обратно, взял рюкзак товарища, перенес. Одной ногой стоял на материковом льду, второй ногой на мосту — и в этот момент ледник провалился.
  • Я пролетел 15 метров. Это [падение] продолжалось секунды две, я упал, и меня завалило огромными глыбами льда. Пошевелил ногами и понял, что шевелятся только пальцы ног в ботинках. Понял, что спина должна быть целая. Через 10—15 минут ко мне через завал пробирается моя команда из двух человек, пытается меня оттуда достать. Колют лед, но там огромные глыбы — ко мне не протолкнуться. Маленькую-маленькую щелочку продолбили и протиснули камень. Этим камнем я поднимал и разбивал лед на груди. По чуть-чуть освобождался, но становилось тяжелее дышать.

Одной из участниц [восхождения] была моя невеста Катя. Я ей сказал, что умираю и очень ее люблю. Я считал, что жил по максимуму, и мне было не страшно умирать.

  • И в этот момент они взяли мою руку, потянули. Я сказал: «Тяните меня со всей силы, я буду орать от боли, но вы все равно тяните». Начинают меня тянуть, а у меня боль дичайшая. Начинаю орать — они отпустили. Расстроился, говорю: «Ребята, я ухожу». Запрокинул голову, попытался уйти, и в этот момент они меня вытащили через щель во льду и положили на скалу.
  • Я упал в 7 утра — вертолет прилетел в 16 часов. Привез спасателей. Но сесть возле меня они не могли, потому что там был неустойчивый лед. Спасателям пришлось до меня добираться еще часа три пешком. Снег падает, вода на меня [льется]: фактически я пролежал под ледяным дождем около 20 часов. До двух часов ночи транспортировали до палатки. Рано утром попал в больницу. В реанимации пробыл 7 дней, месяц не мог ничего делать. У меня шевелилась только правая рука. Но даже эту руку я сжимал-разжимал, чтобы мышцы напрягать. Где мог достать, дотрагивался, гладил — чтобы не застаивалась кровь в организме. Брал левую руку — поднимал-опускал.
  • Мне делали операции, «собирали». Какой прогноз у человека, у которого четыре перелома таза, два перелома спины, десять переломов ребер, рваное легкое? Плохие были прогнозы. Люди пытались мне рисовать плохую жизнь, но я все это отметал. Сказал слать мне только красивые картинки на телефон, говорить только хорошие слова. Только доброта, только веселое настроение меня вытаскивало. Тем людям, которые мне показывали озера, зеленые деревья, был очень благодарен. Смотрел на зеленую траву, и становилось легче.
Если кто-то мне присылал красивые фотографии гор с белыми вершинами, говорил: «Фу, не хочу, не надо».

  • Первые шаги я сделал через месяц. Как только дошел до туалета сам — это были пять очень долгих шагов — понял, что меня надо выписывать. Через шесть месяцев я уже был в горах. А через семь — пробежал полумарафон. Бежал как «калич», на согнутых ногах, хромая, но пробежал 21 километр. Было крайне больно, три дня ходил по стенке. Но после этого отпустила боль во всех мышцах, у меня расправились руки и ноги. После падения прошло 3 года и 2 месяца: не болят ни руки, ни ноги, на погоду никак не реагируют, то есть я как обыкновенный человек. Хожу очень много в горы. Того спортивного уровня, который был 3 года назад, я еще не достиг, но постепенно к этому иду.

  • С детских лет я мечтал быть путешественником. Долины, озера, водопады — это все, конечно, хорошо. Но хотелось именно вершин. Мысль о том, что можно жить и работать в горах, не покидала меня. Я стал инструктором альпинизма и начал свою профессиональную деятельность непосредственно в горах. За 20 лет я совершил более чем 250 альпинистских восхождений: в Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии. С Грузии заходил в горы. В свободное время много занимался лыжным туризмом: Карпаты, Хибины, Урал.
  • Я сравниваю себя со слесарем. Тебе дают неизвестную деталь — ты делаешь чертеж и потом ту же самую деталь на своем станке. То же самое альпинист: он видит гору — смотрит карты, как туда пройти, как туда забраться.
  • Чем интересен альпинизм — когда ты вылазишь на вершину, нет трибун и рукоплещущих людей, которые кричат: «Ура, ты чемпион». Ты наслаждаешься видом. Тем [фактом], что ты смог.
  • Мне один человек сказал: «Юра, мы все смертные. Ты можешь умереть в любой момент, поэтому нужно жить, не откладывая на потом то, что можно делать сегодня. И жить так, как бы ты хотел, именно сейчас». У меня был период в жизни, когда я тоже думал: «Вот еще год-два — и буду жить как хочу». Но проходит пять лет, шесть лет, и этот момент уже может не настать.

Хорошая пословица: «Есть альпинисты смелые, есть альпинисты старые. Смелых старых альпинистов не бывает». Вот я хочу быть старым альпинистом.

  • Альпинизм — долгоиграющий вид жизнедеятельности. Самому возрастному альпинисту, которого я видел, было 80 лет. Мы восходили на Эльбрус, рядышком шел дед. И он поднялся на Эльбрус. Немножечко позже, но поднялся — второй раз в жизни. Первый раз он сделал это в 30 лет. Он разворошил вершину, раздвинул камни и достал титановую капсулу, которую когда-то заложил туда — в ней были пожелания от комсомольцев альпинистам будущего.
  • Чем я только не занимался здесь, на равнине: тренерская деятельность, торговля. Начальником был, дворником был. Но в альпинизме реализую себя по максимуму. Считаю, что если буду работать в этой области до конца своих лет, то это и есть трудовое счастье. Не будет здоровья ходить на вершины — можно пойти на холмы. Не будет здоровья на холмы — можно ходить по долинам. Я думаю, что до конца своей долгой жизни буду заниматься альпинизмом.

В период новогодних праздников компания Parimatch запускает масштабную кампанию с Ice Box’ами! На кону — 300 000 рублей! Проходи квесты, открывай праздничные коробки и получай баллы или бонусы! Больше баллов — больше выигрыш! А с 8 по 15 января фотографируйся с ледяным кубом в ТЦ «МОМО» и выигрывай «Яндекс Станцию Макс».

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Статускво», УНП 101011505.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by