Но есть и хорошие новости. Мария отметила, что в последний год в Беларуси обращают самое пристальное внимание на тему переработки пластика, разрабатываются государственные программы, принимаются документы, в соответствии с которыми многим «производителям» пластикового мусора придется в корне пересмотреть свои подходы к работе. Но, по словам экологов, не стоит ждать, когда кто-то что-то решит за нас. Если каждый из нас сделает хотя бы немного, будет намного эффективнее, чем если 5% активистов попробуют сделать все, что в их силах.
Хотим поблагодарить наших друзей из Европейского колледжа Liberal Arts, научно-популярного проекта «Массаракш» и Центра экологических решений за помощь в подготовке лектория, мы уверены, что и следующий наш гость окажется таким же интересным и полезным.
В этом отчете мы обозначим самые важные мысли, которые высказала во время лекции Мария. Если у вас нет времени читать или хочется услышать более подробную информацию, можете послушать подкаст, который мы записали с нашим лектором.
Почему в первой лекции мы говорим именно про пластик? Потому, что экологическая ситуация, которая сложилась вокруг него, — действительно настоящий вызов современности. Проблеме пластика не так много лет, но уже очень много негативных последствий от его нерационального использования. Пластик был изобретен в начале XX века, его планировали использовать в качестве замены слоновой кости для бильярдных шаров. Планировалось, что это будет крепкий и долговечный материал, и именно эти качества сыграли с пластиком злую шутку: он стал глобальной экологической проблемой как раз потому, что практически не разлагается в окружающей среде.
Горькая ирония заключается и в том, что материал для долговечного использования сегодня в большей степени идет на производство одноразовых вещей, в первую очередь — посуды и упаковки.
Производство пластика растет стремительно, сегодня в мире вырабатывается около 400 миллионов тонн пластиковых отходов в год. Если говорить про Беларусь, здесь — 280 тыс. тонн. Чтобы понимать: это примерно 25 кг отходов пластика на каждого жителя страны. При этом общее количество отходов на каждого белоруса составляет порядка 350 килограммов в год. Выходит, на пластик приходится чуть более 10% от общей массы мусора — кажется, не так уж много. Но мы ведь говорим о массе отходов, если же смотреть по объему, то пластик уверенно выходит на первое место.
Проблема не ограничивается только вопросами переработки пластика. 70-летняя история его активного использования показывает, что на данный момент на планете переработано всего около 9% произведенного пластика, то есть его количество в отходах растет намного более быстрыми темпами, чем удается наращивать переработку. Кроме того, из этих 9% только десятая часть была переработана более одного раза (в теории же пластик можно перерабатывать до 8 раз!).
Говоря о пластике, часто вспоминают большое мусорное пятно в Тихом океане. На самом деле таких пятен очень много на водной поверхности по всей планете. Конкретно тихоокеанское пятно находится между Азией и Северной Америкой — регионами, которые производят больше всего пластиковых отходов. Само по себе большое мусорное пятно — это какой-то пластиковый остров, как его представляют некоторые. Наиболее точным описанием будет «пластиковый суп», в котором вода океана смешана с отходами, причем 90% из них — пластик. И еще немного статистики: 70% этого пластика пришло с берегов Америки и Азии, а 20% было выброшено за борт круизных лайнеров и прочих судов, курсирующих в океане.
Как загрязнение окружающей среды, происходящее так далеко от Беларуси, нас касается? Может, стоит беспокоиться о свалке в Шабанах? Как и многие другие экологические проблемы, эта не локализуется в одном месте. Большая часть пластика к нам вернется. Например — с рыбой. Произойдет это так: макропластик под действием солнечных лучей и соленой воды распадется на микропластик. Микропластик водными организмами воспринимается как зоопланктон, поедается и по пищевой цепочке возвращается к нам, например, с тунцом. Чтобы вы не сомневались, что дойдет, отметим: микропластик уже был обнаружен в организме морских животных Арктики и Антарктики.
Также стоит помнить про влияние мусорного пятна на экологию в целом. Огромное количество морских организмов исчезает прямо сейчас: они воспринимают пластик как еду и погибают. Можно с уверенностью сказать, что в каждом из нас тоже есть пластик. Микропластик обнаруживался в теле человека, в соли, в пиве, в водопроводной и даже бутилированной воде. Пластик стал маркером нашей цивилизации, и наша задача сейчас — сделать так, чтобы он влиял на нас минимально.
Еще одна глобальная проблема — текстиль. К сожалению, в мире эта проблема не решается: пока перерабатывается даже меньше 1% пластика, содержащегося в текстиле. А темпы его производства растут каждый год. Ключевые компании в масс-маркете производят по 12—24 коллекции в год.
Многие из компаний, конечно, предлагают решения по сбору и переработке текстиля, но ситуация при этом выглядит следующим образом: за год они собирают на переработку столько одежды, сколько производят за один день.
Больше деталей о пластиковой упаковке. В 2015 году отходы от нее насчитывали 141 миллион тонн. 86% от этого объема выбрасывается (40% — захоранивается, 14% — сжигается, 32% — теряется). И только 14% перерабатывается. Но давайте посмотрим на эту переработку чуть пристальнее: удается ли реально решать проблему? Лишь 2% перерабатывается эффективно (пластик в другой пластик, по качеству не уступающий, например, ПЭТ-бутылка в ПЭТ-бутылку), 8% — в материал худшего качества, и 4% теряется в процессе переработки. В результате из 141 млн тонн менее 3 млн перерабатывается действительно эффективно!
Довод в пользу того, что переработка — это хорошо, но недостаточно: мы до этого говорили только про отходы потребления (то, что выбрасываем мы с вами). Но это лишь небольшая часть всех отходов, образующихся в мире, потому что основная масса — это все-таки отходы производства. И повлиять на появление таких отходов мы можем только одним способом — уменьшая потребление товаров. То есть, проходив со старым телефоном больше на год, стараясь дольше носить одежду и обувь, используя ресурс бытовой техники по максимуму, мы не только экономим деньги, но и делаем весомый вклад в защиту окружающей среды. Пример: при производстве одного ноутбука образуется 1200 килограммов отходов. Не купив этот ноутбук, мы сокращаем отходы производства ровно на 1200 килограммов.
В Беларуси пластик перерабатывается лишь на 35% (для сравнения: стекло — на 70%, бумага — на 80%). Пластик так мало собирается и перерабатывается потому, что он очень разнообразен. Каждый вид пластика надо собирать отдельно — это происходит в условиях ручной сортировки. По сути, у нас перерабатывают три вида пластика: ПЭТ-бутылка, плотный полипропилен и полиэтилен высокой плотности.
Интересный факт: упаковка перестает быть средством защиты товара и все больше становится инструментом маркетинга. Из-за этого в том числе очень часто вес упаковки превышает вес товара. Например, пластиковая упаковка для набора из бритвенных лезвий весит больше самих лезвий в 3,6 раза.
Получается, мы платим за эту упаковку, платим за ее утилизацию, и, по сути, никакой практической задачи (кроме как для продажи товара) она не решает. Мне кажется, было бы разумно этот вопрос урегулировать на уровне государства, чтобы размер и объем упаковки были соизмеримы с ее необходимостью.
О бутилированной воде. Долгие годы маркетологи вели кропотливую работу, убеждая нас в том, что воде из-под крана доверять нельзя и важно покупать бутилированную воду. Вам будет интересно узнать, что 70% бутилированной воды, продающейся в магазине, ничем не отличается по своему составу от той, что мы пьем из-под крана. Стоит задуматься, насколько разумно покупать бутилированную воду, с учетом того, что тара может стоить до 90% стоимости товара.
Мария отмечает, что для нее одним из самых очевидных решений вопроса с отходами пластика становится замена его на более экологичные материалы. Нам предлагают несколько вариантов.
Что делают в мире, чтобы уменьшить «пластиковую нагрузку» на экологию? Стратегия ЕС включает в себя следующие пункты:
Как решается проблема в Беларуси? В марте прошлого года была опубликована директива президента №7 «О совершенствовании и развитии жилищно-коммунального хозяйства страны», в которой целый раздел посвящен оптимизации обращения с твердыми бытовыми коммунальными отходами. В частности — поэтапное снижение использования пластиковой упаковки. Уже введен запрет на одноразовый пластик в общепите с 2021 года. Также было опубликовано постановление, обязывающее расширить ассортимент бумажной упаковки в системе торговли.
Мария уверена, что все эти начинания можно назвать важными, нужными и действенными. Мы планируем отказаться от оксоразлагаемого пластика, внедрить депозитно-залоговую систему на тару и т. д. К сожалению, некоторые меры пока не очень продуманы. Например, вы можете прийти в магазин и взять набор бумажных стаканчиков, которые будут упакованы в пластик. Причем пластика там столько, что хватит на еще один набор неэкологичных стаканчиков. Мария признается: у нее есть сомнения, что удастся воплотить все задуманное к указанному сроку, но стремиться к этому, безусловно, стоит.
Читайте также:
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook и присылайте свои истории и размышления. Самые яркие из них могут стать темой для следующей колонки!
Наш канал в «Яндекс.Дзен»
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by