Как мы жили в 90-х. История владельца компьютерного клуба

617
12 марта 2020 в 8:30
Ведущий рубрики: Дмитрий Корсак

Как мы жили в 90-х. История владельца компьютерного клуба

Практически каждый городской пацан родом из 90-х при слове «компьютерный клуб» может ненадолго впасть в состояние мечтательного оцепенения. В компьютерных клубах жили (порой в буквальном смысле этого слова), росли, находили и теряли друзей, спускали свое будущее в трубу или, наоборот, открывали для себя невиданные перспективы после новых знакомств. Сегодня, продолжая серию видеосюжетов «Как мы жили в 90-х», мы расскажем вам о рождении, яркой жизни и бесславном конце одного из известных минских клубов.

Герой нашего видеомонолога — Алексей Ероховец открыл свой компьютерный клуб в 20 лет. Это был один из нескольких бизнесов, которыми он занимался в бурные 90-е, но, по признанию самого Алексея, он был самым душевным. Наверняка вы ходили играть в другое место, но, скорее всего, увидите в этом монологе очень много знакомых историй. Мы предлагаем провести в комментариях перекличку: вспомните название своего клуба и расскажите о нем подробнее.

Вот лишь некоторые цитаты из этого видеомонолога:

  • Для молодых людей компьютерные клубы, очевидно, являлись сосредоточением всей жизни. Я вспоминаю, что уже тогда, когда в конце 80-х — начале 90-х появились маленькие компьютерные классы в ЖЭСах, все бутылки в округе сдавались для того, чтобы скопить денег на час игры в Karateka или первую Civilization.
  • У нас все началось с Heroes of Might and Magic II. Мы активно в нее рубились и в какой-то момент решили устроить чемпионат. Собрали сеть из четырех компьютеров у меня в квартире на площади Победы, расклеили объявления по окрестным подъездам: когда будет проводиться чемпионат, какой требуется вступительный взнос. В результате пришло очень много народа, у нас начался трехдневный забег на выходные. Больше всего нас удивило, что пришли взрослые дядьки, как сейчас помню, что одному из них, Сергею, было за 40 лет (он, кстати, чемпионат и выиграл).
  • Такие чемпионаты стали проходить более-менее регулярно. Потом начали просто сдавать компьютеры на время, хотя изначально такой идеи не было. Месяца через полтора этот «клуб» был заполнен полностью, 24 часа в сутки, пришлось нанять человека, который сидел там постоянно. Думаю, что на тот момент «клуб» из четырех компьютеров приносил в месяц примерно столько, сколько мама или папа большинства из посетителей зарабатывали за год.
  • Понятное дело, что все это было никак не оформлено, соседям быстро перестало нравиться, логичным итогом стало то, что в какой-то момент пришла милиция и все компьютеры забрала. Их нам потом вернули в разобранном виде, но без многих деталей. На этом мой первый компьютерный клуб закончился.
  • В 90-х экономика поделила людей на два лагеря. Первый — из тех, кто использовал возможности нового времени, вторая — те, кто продолжал работать на заводе. Бизнесы выдумывались буквально на ходу. В условиях, когда страна только отошла от тотального дефицита, продавалось все. Помню, я ездил на Комаровку, покупал блок сигарет, перепродавал его в Уручье в киоск с наценкой 50%.
  • Было возможно все, главное — не бояться. Я в 18 лет не боялся. Проанализировав ошибки первого клуба и предоставившиеся возможности, я открыл второй клуб — Black Dragon. Он уже был большой, на 19 компьютеров, и там уже было сделано то, чего, как мне казалось, индустрии не хватало: комната отдыха с компьютерными журналами, кофеварка, возможность не только играть, но и общаться. Мы открылись, начав с большого чемпионата, на который уже приехали люди из разных городов страны. Деньги на клуб собрал, как и сейчас собирают на стартапы, по принципу «трех F»: family, friends, fools.
  • Компьютерные клубы в то время, конечно, генерировали очень хорошую прибыль, но основной драйвер был не в зарабатывании денег. Мы действительно получали от того, что делаем, настоящий кайф. Я позвал администраторами своих дворовых друзей, у каждого из них была зарплата раз в пять больше, чем у среднестатистического инженера на то время.
  • Мы начинали играть с Quake II, потом появился Quake III и Counter-Strike. Конечно, приходили «гопники», которые пытались трясти деньги из малых, прогонять их из-за компьютера. Мы с такими ребятами разговаривали серьезно, больше у них желания такое творить не возникало. Было совершенно понятно, что эта шпана не помогает нам делать кассу.
  • Имидж компьютерного клуба как притона в те времена сформировался совершенно логично. Понятно, что никто этих подростков не контролировал, кто-то из них даже приносил с собой пиво. Да и в целом сидеть сутками перед компьютером — штука совсем нездоровая.
  • Некоторые ребята в клубе буквально жили, отлучаясь только в магазин за едой и помыться. На какие деньги они так проводили время — для меня загадка. Многие приходили «просто посмотреть», было множество малышей, у которых не было денег, но они часами стояли за спинами играющих и глазели на происходящее.
  • Клубы дали уникальную возможность ребятам, которые еще недавно были зачмыренными в своих классах, проявить себя лидерами и даже увидеть толпы поклонников. Начал развиваться киберспорт, у нас появилась официальная команда клуба. Занимали призовые места на международных соревнованиях, пусть не первые, но для нас это все равно было очень круто.
  • С рэкетом особо не сталкивались. Была скромная попытка, которую предприняли районные «бандиты», но я ее за какое-то давление даже не считаю. Все завершилось после одного разговора. Бандиты тогда были повсюду, и большинство рэкетиров были «доморощенными» — собралась компания шпаны и решила: «Скажем, что мы крутые бандиты, а вдруг прокатит». И в большинстве случаев прокатывало, потому что о рэкете, преступлениях, убийствах говорили везде, люди боялись.
  • Все стало сходить на нет с распространением интернета. Помимо этого, будем честны, администраторы начали злоупотреблять доверием и сами решали в конце смены, какую часть заработанных денег отдать боссу, а какую раскидать себе по карманам. Высокая зарплата порядочность не мотивировала, до 60 процентов выручки уходило налево. Идея себя исчерпала, и я закрыл клуб. Мы переехали в центр с уже другой командой, но вскоре этот клуб ограбили: в 2 часа ночи пришли ребята в масках и с оружием и вынесли все дорогостоящие запчасти компьютеров. Милиция никого не нашла, моральных сил все повторять не было, и появилось понимание, что клубы себя как бизнес изживают.

Читайте также:

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook и присылайте свои истории и размышления. Самые яркие из них могут стать темой для следующей колонки!

Наш канал в «Яндекс.Дзен»

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Ведущий рубрики: Дмитрий Корсак