Журналист Onliner Александр Чернухо: мыльные оперы и чужие звезды — мы опять весь год гуглили пустоту

14 152
16 декабря 2019 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак

Журналист Onliner Александр Чернухо: мыльные оперы и чужие звезды — мы опять весь год гуглили пустоту

Автор: Дмитрий Корсак
Александр Чернухо — журналист Onliner. Верит, что однажды мы будем гуглить что-то свое, родное, но лучше это начать делать вовремя.
Самый трагический момент детства: мы с учительницей по географии спорим в классе про мусульманство. Она рассказывает нам, что в арабском мире свинья — священное животное. Я пытаюсь ее переубедить. Гугл бы нам помог, справедливость восторжествовала бы сиюминутно, но про гугл тогда никто из нас еще не слышал, потому что ни у кого из присутствующих в классе не было возможности нагуглить про гугл. Пришлось действовать по старинке: идти в библиотеку, искать нужную книгу, читать про свинину и ее роль в мусульманском мире и потом уже ждать опровержения. Короче, смутные были времена. Потом времена изменились — и вокруг заговорили про новые возможности. И перед нами действительно возникла уникальная возможность: мы научились подглядывать за пустотой.

Я тоже за ней подглядываю с удовольствием. Как только в обиход вошло слово «гуглить», я принялся проверять пределы своего абстрактного мышления и тренировать фантазию. «Что такое метилпропенилендигидроксициннаменилакрилическая кислота», «почему утконос такой странный», «лучшие голы чемпионата мира по футболу в 1982 году», «как Джими Хендрикс сжег гитару». Ну, и еще парочка неприличных запросов, содержание которых гормоны надиктовывали мозгу, а я просто исполнял их волю. Постепенно в этом идеальном алгоритме спонтанного запроса на знание начали образовываться пустоты. Это когда не ты формируешь поисковый запрос, а он формирует тебя. И пока не треснет копилочка бесполезных знаний, разбухшая от увлекательных фактов, ты продолжаешь этот поисковый угар в попытках увидеть пустоту. Но выходит только подглядывать за ней и снова гуглить банальность, которую вроде как все уже погуглили, а ты еще не успел и почему-то очень переживаешь по этому поводу.

Эта погоня за пустотой напоминает коллекционирование ненужных вещей. Сперва в мозг въедается токсичная реклама. Потом мозг начинает думать, что тебе это действительно нужно, а потом ты уже покупаешь новый шкаф, потому что в старый уже ничего не помещается.

Моя бабушка, простая деревенская женщина, была большой поклонницей сериалов. «Рабыня Изаура», «Клон», «Кармелита». «Санта-Барбара» тоже, кажется, была в этом списке, но он настолько обширный, что я боюсь в чем-то ошибиться, а врать не хочу. Мы, мелкие гаденыши, конечно же, посмеивались над фанатами этих бесконечных мыльных опер и всем своим видом показывали, что никогда не будем такими же. Мы-то будем распоряжаться своим временем иначе, мы не будем тратить его на «жвачку». Спустя двенадцать сезонов «Теории большого взрыва», спустя десять сезонов «Друзей», спустя девять сезонов «Как я встретил вашу маму», спустя восемь сезонов «Игры престолов» мы понимаем, что что-то пошло не так. Мы так же убиваем время, мы так же подглядываем за пустотой.

Мы смеялись над нашими старичками, вздыхавшими от бесконечных ток-шоу, в которых, кажется, не менялся только один персонаж — вечно молодой Малахов. Там обычно сидит какая-нибудь зареванная тетка и рассказывает про мужа-тунеядца, который работать не хочет, детей не воспитывает, пьет и бьет. Часть публики ее поддерживает и испепеляет взглядами и словами мужа, сидящего рядом, а часть кричит в микрофон: «Сама виновата». В общем, все то же самое, что происходит сейчас в комментариях под любой приличной дискуссией в Facebook. Все то же самое, что мы в режиме реалити-шоу сейчас остервенело гуглим. Мы снова пытаемся увидеть пустоту, но получается только подглядывать за ней.

Маленьким школьником за несколько лет до спора с учительницей про свиней я едва не испытал личную трагедию. Все пацаны из класса пошли и дружно записались в пионеры — и получили взамен пионерские галстуки. Вообще, пионерия меня до того момента не шибко интересовала, но после массовых клятв верности ячейке и какой-то там «пионерской тайне» я крепко задумался и решил, что тайну я знать обязан, а значит, и в пионеры вступить должен. Родители, мудрые люди, были против, и дело приобретало серьезный оборот. В общем, галстук я так и не получил, зато приобрел ценный жизненный опыт и понял, что без «пионерской тайны» можно вполне комфортно прожить. Теперь, правда, иногда этот алгоритм «сбоит» и я ищу ее уже в гугле: ползаю по страничкам, тереблю сотни ссылок, чтобы увидеть пустоту. Но лишь подглядываю за ней.

Подглядывание за пустотой — это генетическая штуковина, которая выработалась в нас в процессе эволюции и передается по наследству. Мы обучились этому в совершенстве и теперь терзаем гугл запросами: «Юлия Началова», «Анастасия Заворотнюк», «Игра престолов — 8-й сезон», «Евровидение-2019», «ИП Пирогова». Это реальные и популярные поисковые запросы белорусов в 2019 году — наши с вами попытки в мельчайших подробностях рассмотреть пустоту. Это наша с вами мыльная опера, наше с вами ток-шоу, наша с вами лавочка у подъезда. Тревожно только оттого, что эта пустота накрывает извне — будто лавочка стоит на самом краю бездны.

Читайте также:

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook и присылайте свои истории и размышления. Самые яркие из них могут стать темой для следующей колонки!

Наш канал в «Яндекс.Дзен»

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by