Архитектор Елена Власова: минские дворы опасны для детей, почему никто не хочет это замечать?

30 305
02 августа 2019 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Владислав Борисевич

Архитектор Елена Власова: минские дворы опасны для детей, почему никто не хочет это замечать?

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Владислав Борисевич
Елена Власова — последние 16 лет живет и работает в Нидерландах. Реализовала множество авторских и коллективных проектов школ, многофункциональных общественных, жилых и торговых зданий в этой стране. Еще одной областью интересов Елены является урбанистика — наука о проектировании городов. По этой теме она получила степень магистра в престижной лондонской школе Архитектурной ассоциации. Несколько лет Елена сотрудничала с НИиПИ градостроительства в Москве и регулярно приезжает с лекциями в Минск.
Я возвращаюсь в Минск ежегодно, но все же, видно, успеваю от него отвыкнуть. Поэтому каждый раз удивляюсь, насколько опасным и непредсказуемым может быть родной город для детей и их родителей. В этот приезд мы поселились в квартире в Каменной Горке, сменив привычное уютное Уручье на новый район. Работая уже полтора десятка лет над тем, чтобы сделать города Нидерландов дружелюбнее для жителей, сожалею, что эта важная составляющая нашей жизни малозначима для минчан.

Перед нами на этой неделе стояла задача развлечь двух шустрых девчонок и племянника. Очень хотелось проводить с ними как можно больше времени на свежем воздухе. Но лично для меня как для матери каждая такая прогулка превращалась в сплошной стресс.

Выход из подъезда, дорога до детской площадки, нахождение там, перемещение по микрорайону — буквально все эти действия сопровождались осознанием того, насколько мало я как родитель могу контролировать ребенка, оставив его без внимания буквально на несколько секунд. Источники опасности всегда были очень близко, в беспрепятственном доступе.

Наверное, когда живешь здесь, к этому можно привыкнуть (но этого ни в коем случае не стоит делать!). Только выбежав из подъезда, ребенок несется в сторону площадки через проезжую часть, под колеса проезжающих машин. На его пути сразу несколько высоких бордюров, которые еще добавляют рисков. Огромное количество припаркованных прямо у подъезда машин не оставляет возможности охватить взглядом все источники непосредственной опасности. Ловишь себя на мысли, что буквально лавируешь между домами в сторону одного из небольших лоскутков земли, заставленных горками, качелями или песочницами.

Вы скажете, что я излишне драматизирую? Давайте просто вспомним несколько случаев, зафиксированных в публикациях на Onliner. Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять и не для слабонервных — десять.

Доходим до детской площадки, выдыхаем. Очень даже зря! Достаточно поближе рассмотреть конструкцию или состояние некоторых игровых элементов, чтобы стало понятно, что они напрямую угрожают здоровью ребенка. И сразу, наверное, чтобы не быть голословной, обращусь к примерам последних лет. Вспомним несколько историй: например, эту или вот эту, можно, наконец, эту.

Так много ссылок в этой колонке появилось не зря. Очень важно хотя бы частично запечатлеть в голове минчанина, что проблема не высосана из пальца, что завтра она может стать конкретно вашей проблемой, а может — даже трагедией.

Как архитектор я могу сказать, что сама по себе концепция большинства увиденных мною дворов многоэтажек в «спальниках»-новостройках столицы буквально кричит об опасности. Крики эти тонут в тишине безразличия горожан. В свое время Советский Союз максимально доказал способность человека приспосабливаться к любым условиям и выживать, несмотря ни на что. Причем рядовой житель был полностью исключен из системы принятия решений о содержании и качестве городской среды. Эта неспособность как-то влиять на город за пределами личного жилого пространства наблюдается и сегодня. При поиске жилья большинство людей интересует исключительно общая площадь квартиры.

На лекциях и встречах, которые я проводила в России и Беларуси, часто возникают вопросы, есть ли у дворов в современных постсоветских «спальниках» хоть какой-то шанс? Можно ли сделать хоть что-то? Как вы понимаете, простых решений не будет, потому что перестраивать и приспосабливать часто намного сложнее, чем создавать заново.

Та же Каменная Горка на самом деле не такая «каменная», как предполагало ее название. Условные кварталы разнесены друг от друга на огромные расстояния, что одновременно является плюсом и минусом. Компактным этот район назвать нельзя, общественные пространства в нем — это скорее обыкновенные пустыри. Когда блуждаешь по этим пустырям от одного жилого массива к другому, очень сложно ориентироваться. Микрорайоны (Каменная Горка 1, 2, 3, 4 и 5) стоят обособленно и, кроме однородных фасадов, не имеют между собой ничего общего.

Пустота в этом случае может быть использована для создания единого рекреационного маршрута со своей каменногорской идентичностью. Площадь позволяет сделать его протяженностью 1—5 и даже 10 км. Спортивные площадки и беговые дорожки, многолетнее озеленение, места для выступлений и различные сервисы (например, прокат велосипедов, буккроссинг, точки общественного питания или антикафе) создадут дружелюбную для человека среду, безопасную и наполненную смыслом пустоту между зданиями.

Если рассматривать сами жилые дома, то здесь стоит обратить внимание на то, как организовано движение транспорта вокруг них. Парадокс заключается в том, что потенциальная опасность возникает из-за некоторых решений, которые должны были обеспечить, наоборот, безопасность. Большинство многоподъездных домов в Беларуси по периметру окольцованы пожарным проездом, кроме того, автовладельцы получают приоритет в использовании дворового пространства. Здесь может быть несколько решений: от возвращения к сквозным подъездам, где выход во двор предполагает отсутствие этого проезда и прилегающей парковки, использование тех огромных разрывов между подъездными магистралями общественного транспорта и жилыми домами (40 метров — это дважды двойная парковка по ширине!), до разработки интегрированных архитектурных решений с наполовину заземленной вентилируемой парковкой (дешевый европейский вариант), крыша которой создаст перепад ландшафта во дворе, обозначит и разнообразит участки с различным наполнением.

В любом случае любые позитивные изменения начнутся только тогда, когда в головах минчан возникнет один общий знаменатель: преобразование дворов — это запрос на качественные и эстетические изменения, которые коснутся каждого не меньше, чем ремонт в своей родной «двушечке». Мысленная установка должна смениться с утверждения, что «дизайн — это дорогое развлечение для богатых», на то, что «дизайн — это умный и экономный способ сделать хорошо всем нам»! Умно — значит продуманно в реализации, эксплуатации и с перспективой дальнейшего улучшения и развития. Дизайн — это культура, которая сейчас определяет степень осознанности общества и его благосостояние в будущем.

Читайте также:

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook и присылайте свои истории и размышления.
Самые яркие из них могут стать темой для следующей колонки!

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. at@onliner.by