Будет ли психологически здоровый человек брать кредит? Разговор о спонтанных покупках

08 февраля 2019 в 12:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Владислав Борисевич

Будет ли психологически здоровый человек брать кредит? Разговор о спонтанных покупках

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Владислав Борисевич
Разговор об использовании денег обычно ограничивается набором очень прагматичных советов: откладывайте, записывайте, считайте. Но эти совершенно несложные, вполне конкретные правила часто не срабатывают. Тебе говорят «не влезай в долги», а ты почему-то влезаешь. Тебе объясняют, что не стоит тратить треть зарплаты на бессмысленный и беспощадный шопинг, но это происходит само собой. Скорее всего, причина неудач в том, что мы забываем: кроме денег и их очень конкретного перемещения из рук в руки есть мы — со своими слабостями, страстями и эмоциями.

Поэтому давайте поместим деньги и связанные с ними проблемы в контекст нашей повседневной жизни и попробуем рассмотреть, что идет не так. А поможет нам в этом Ульяна Овчинникова — магистр психологии, сертифицированный психодрама-терапевт (Европейский институт психодрамы) с десятилетним стажем. Ульяна прошла дополнительное обучение в области работы с шоковыми травмами и травмами развития; клинической психологии; когнитивно-поведенческой терапии. Сегодня она занимается психологическим консультированием в области оказания помощи людям, пережившим психологическую травму.

— Давайте откровенно: на ваш взгляд, психологически здоровый человек будет брать кредит?

— Да, будет. Скажу так — существуют ситуации, когда это действительно является правильным решением. Например, можно взять кредит на лечение ребенка или если возникает экстренная ситуация, требующая быстрого разрешения, серьезных денежных вливаний. Бывает так, что экономическое положение в стране может вынуждать людей жить в кредит...

— Но, конечно, нам более интересны люди, которые берут кредиты, когда это совершенно не обязательно делать...

— Да, в этом случае возникает столкновение двух систем: одна из них провоцирует нас на совершение поступка, другая, включающая в себя комплекс личностных, индивидуальных характеристик, принимает решение, реагировать на попытку манипуляции или нет.

Есть такое понятие, как «поле зависимости», и некоторые люди реагируют на это «поле» определенным образом. Говоря иначе, определенный человек чаще других реагирует на внешнюю среду, контактируя с объектом: видит стакан воды — и пьет ее, замечает ручку — и начинает писать, берет в руки мячик — и обязательно его подбрасывает. Например, я захожу в магазин, вижу что-то яркое и сразу переключаюсь на этот объект, хотя еще минуту назад он вообще не входил в сферу моих потребностей. Я меряю вещь или начинаю общаться с людьми, которые мне что-то предлагают. В итоге завязываются отношения с объектом и вы его покупаете.

— Почему возникает такая реакция?

— Очевидно, что для подверженного спонтанным покупкам человека удовлетворение сиюминутной потребности более значимо, чем, например, негативные последствия от удовлетворения этой потребности. Можно точно сказать, что здесь срабатывают классические утверждения, являющиеся ошибками логики: «лучше сейчас, чем потом», «живем один день!», «все или ничего!», «бери от жизни все!», «я подумаю об этом завтра!»... Вы заметили, что эти ошибки мышления похожи на слоганы многих рекламных кампаний?

Но ведь суть всех этих месседжей совсем в другом. Если разобраться, посыл такой: «только не задумывайся о том, что ты сейчас делаешь, действуй импульсивно!» Такие поступки подпадают под действие закона, который называется «эффектом текущего момента».

— Говорят, что деньги и отношения с ними являются одним из показателей связи человека с реальностью. Так ли это?

— Спорная мысль. Деньги — это нечто настолько абстрактное, противоречивое и амбивалентное, что им можно придать практически любой смысл (что очень часто и стараются сделать). Это про власть, про контакт с реальностью, про связку «брать — давать». Все эти утверждения могут быть справедливыми при определенных обстоятельствах...

Также для многих людей деньги — это количественная оценка профессионализма. В этом не всегда есть логика, и это далеко не всегда является истиной. Профессионализм и деньги порой не связаны. И возвращаясь к запросу моих клиентов, могу сказать, что часто наблюдаю, как люди сталкиваются с противоречием: я хороший профессионал, но мало зарабатываю. Что это говорит про меня? Кем я тогда являюсь? Кто я есть, если у меня мало денег? Происходит ошибочное ассоциирование себя с количеством заработанных денег. Такая связка в долгосрочной перспективе может представлять опасность для психического здоровья личности.

— То есть возникает искажение: если у человека денег вдвое больше, чем у меня, он ценнее (или профессиональнее) меня в два раза?

— Да, примерно так. Ваш профессионализм может стоить «телевизор» в месяц, в то время как ваш коллега, работающий в соседнем офисе, стоит «машину» в месяц.

Беда в том, что у большинства людей есть глубинное неудовлетворение собой. Некое отношение к себе как к человеку, не ценному и не достойному самому по себе. Кто-то скажет: здоровая самокритика, но это не так. В соответствии с моделью, очень эффективно работающей в когнитивно-поведенческой терапии, это называется схемой дефективности. Последняя представляет собой заложенное в детстве послание о собственной неполноценности или неценности, незначимости. Такие люди очень редко задумываются над тем, что расти можно не преодолевая что-то, а просто радуясь процессу.

Они формируют поведение, позволяющее им не чувствовать себя неценными: кто-то жертвует собой, исключая удовлетворение собственных потребностей и делая «все для семьи».

И часто такое поведение связано с получением материальных благ, приобретением материальных ценностей. Это как бегство от стыда: у меня есть машина, квартира, женщина с шубой, соответственно, со мной все в порядке!

Но закрыть деньгами проблему дефективности навсегда нельзя. Сколько бы мы ни зарабатывали, рано или поздно приходим к неудовлетворенности.

Не кажется ли вам, что наше общество само по себе устроено таким образом, что в нас эту дефективность вовсю культивируют? На работе нам говорят: «ты недостаточно хорош, чтобы получать больше денег», родственники уверены, что с нами «что-то не так». А в это время приходят банки, магазины, рекламисты: добрые, улыбчивые люди, которые понимают наши проблемы и готовы выручить, пойти навстречу нашим желаниям...

— Да, причем это хорошо выстроенная и организованная система, она дает посыл: все в порядке, не беспокойся, мы сейчас быстро решим твою проблему! Всего 20 минут, и деньги будут на руках, не надо никаких поручителей! Возникает обманчивая легкость. Это детское поведение — соглашаться на то, чтобы кто-то пришел и решил твою проблему. Люди забывают, что во взрослом мире такой способ решения проблем никогда не остается без последствий.

— Но как же так? Ведь достаточно посмотреть на ценник телевизора, чтобы понять, доступен он тебе или нет. Не менее просто увидеть, что с доплатами, которые появляются при покупке в кредит, он будет стоить дороже...

— Ну ведь вы не покупаете дорогой телевизор! Вместо этого вам показывают гору эквивалентов в виде дешевых калькуляторов, которую даже оценивать не хочется, настолько ничтожна стоимость каждого из них. А ведь платить приходится всего за один калькулятор в месяц! Правда, очень долго...

Мы не можем говорить, что рассрочки или кредиты являются манипуляцией, но вот способы, которыми они преподносятся, то, чем мотивируют человека принять то или иное решение, часто являются манипулятивными, обращающимися к чувствам стыда и страха.

— Каким образом? Объясните на примерах.

— До вас доносят мысль: если у вас не будет того или иного блага, вас будут считать социально неадекватным. На самом деле огромное количество наших потребностей идет не изнутри, а инициировано извне. Нам «объясняют» и внушают, какая есть опасность, где она находится, и сразу дают готовый рецепт решения проблемы.

Вспомните, как вы узнали, что под ободком унитаза живут бактерии, которые вам невероятно вредят? Думали ли вы до того, как услышали рекламу, что у вас периодически возникают проблемы с иммунитетом из-за отсутствия полезных бифидобактерий? Эти мысли внедрили в наше сознание, представили их как нечто опасное и сразу предложили решение вопроса. И это — не какой-то уникальный кейс, на таком принципе (конечно, он лишь один из многих) глобально построена эффективная работа современного маркетинга. И работает это очень хорошо. Есть статистика: спонтанные, незапланированные покупки составляют примерно 30%!

Идем дальше. После спонтанных покупок могут возникать дыры в бюджете и, как следствие, — страх и тревога, уменьшить которые люди нередко пытаются получением спонтанных кредитов. В итоге формируется замкнутый круг, который в когнитивно-поведенческой терапии называется поддерживающим проблему циклом.

— Наверняка вы слышали утверждение, что богатые люди в большинстве своем считают каждую копейку и именно поэтому живут в достатке. Почему, на ваш взгляд, зарабатывая мало, мы совершаем более необдуманные и дорогостоящие покупки?

— Это не совсем корректное утверждение. В данный момент мы не можем говорить о существовании серьезных исследований, подтверждающих или опровергающих это предположение. Продаются самолеты за десятки миллионов долларов, яхты и острова. И мало кто сможет озвучить сейчас внятную причину, почему тот или иной богатый человек купил остров, а не провел на нем неделю отпуска, сняв себе виллу.

У людей всегда есть потребность в получении новых ярких эмоций и переживаний. Это потребности, которые нельзя полностью удовлетворить при помощи денег.

Этой пропорциональной количественности в принципе не существует. На самом деле, зависимые от своего финансового статуса люди (а таких, как ни крути, большинство), находясь на одном уровне потребления, не способны при этом испытывать от него эквивалентный уровень удовольствия. Уровень потребления надо будет постоянно наращивать даже для того, чтобы поддерживать тот «кайф», который есть сегодня. Это подобно принципу, лежащему в основе аддиктивного поведения: для достижения привычного результата наркоманам требуется постоянно повышать дозу. Таким образом, у шопоголиков растет диагональ телевизора и стоимость машины, ежегодно меняются телефоны-флагманы в кармане, но удовольствия от всего этого больше не становится.

Читайте также:

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook и присылайте свои истории и размышления.
Самые яркие из них могут стать темой для следующей колонки!

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by