Психолог Вадим Ивановский: «Передаю привет мужчинам, которые слишком заняты, чтобы помыть посуду или поиграть с ребенком. Женщины уходят из таких отношений»

19 октября 2018 в 8:00
Источник: Полина Шумицкая . Фото: Максим Малиновский. Иллюстрация: Олег Гирель.

Психолог Вадим Ивановский: «Передаю привет мужчинам, которые слишком заняты, чтобы помыть посуду или поиграть с ребенком. Женщины уходят из таких отношений»

Источник: Полина Шумицкая . Фото: Максим Малиновский. Иллюстрация: Олег Гирель.
Короткий пост минского психолога Вадима Ивановского — человека не публичного и не демонстративного — буквально за пару дней набрал несколько тысяч лайков и перепостов. А все потому, что Вадим передал привет мужчинам, которые слишком заняты на работе, чтобы помыть посуду, поиграть с ребенком или спросить у жены, как прошел ее день. В итоге женщины уходят из таких отношений. В пятничном «Неформате» Вадим Ивановский рассказал Onliner.by о том, как меняются современные роли в семье, в каких случаях желание на 100% взвалить на женщину домашнее хозяйство граничит с инфантилизмом (равно как и желание на 100% взвалить на мужчину финансовую ответственность) и что с этим делать.

Кто это?

Вадим Ивановский — психолог с 10-летним опытом, гештальттерапевт, супервизор. Ведущий мужских групп. Имеет частную практику и одновременно обучает будущих психологов. Женат, воспитывает сына. Однажды на неделю остался вдвоем с двухлетним ребенком — и после этого кардинально изменил взгляд на «простую» работу по дому и декретный «отпуск».


Вот тот самый пост, который вызвал столько споров. Всего восемь предложений — и такая полемика!

«Передаю привет мужчинам, которые слишком заняты, устали на работе или увлечены решением мегаважных внутренних конфликтов. Заняты настолько, что нет времени сделать что-то по дому, помыть посуду, поиграть с ребенком или спросить у жены/девушки, как прошел ее день. Потому что, пока вы заняты, — они сидят у меня в кабинете и учатся смелости уходить из отношений, которые не устраивают, завершать связи с людьми, которые им не подходят. Ведь чтобы отдалиться — достаточно ничего не делать, а чтобы сблизиться — нужны силы, которые вы вложили в другие, важные проекты. Поэтому вы и злитесь, когда они ходят к психологам. Потому что психологи хорошему не научат, а вы молодцы, вам медаль! Инсталляция „Памятник маме в декрете“. Ежедневная нагрузка женщин, „отдыхающих“ дома с маленькими детьми. Статуя сделана Октябрьской культурной ассоциацией в Торрелавеге, Кантабрия».

«Женщины сталкиваются с большим количеством работы и сложностью разделить ее с партнером»

— Вадим, множество мужчин восприняли этот пост в штыки. Мол, вы нападаете на них. А что на самом деле вы хотели сказать?

— Моя мысль заключается в следующем: к сожалению, мнение о том, что домашнее хозяйство — это что-то очень простое и не занимающее много сил, — весьма распространено. «Ну что такого? Вещи в стиралку положил, посудомоечную машину загрузил, робот-пылесос включил, на кофемашине кнопочку нажал — сиди, пей кофе, пока все стирается и готовится». На самом же деле женщины сталкиваются с большим количеством работы и сложностью разделить эту работу с партнером. В своем кабинете я слышу такие размышления: «Зачем мне все это? Когда я одна, то полностью сама себя обслуживаю. А когда у меня есть муж, то приходится обслуживать и себя, и его».

В наших широтах сложилось устойчивое разделение ролей. Готовность что-то менять, двигаться в пределах заданного сценария не очень большая. Закостенелость. Если женщина не хочет соответствовать устойчивой модели, то оказывается в сложной ситуации. Да, реалии меняются. Женщине позволено заниматься бизнесом, у нее есть возможности для саморазвития и т. д. Но при этом никуда не убирается бытовая часть. «Пожалуйста, ходи развивайся, занимайся любимым делом, — но только когда все дома сделаешь».

— А каким вы видите разделение ролей в современной семье?

— Я думаю, что может быть несколько вариантов.

Тут важно обозначить, что у каждой семьи есть финансовые потребности (деньги, покупки, отдых) и бытовые (еда, уют, чистота, комфорт). И тех потребностей 100%, и других. Исходя из этой концепции, можно предположить существование нескольких моделей семьи.

Вариант первый. Мужчина берет на себя нагрузку по зарабатыванию и за себя, и за жену. Тогда равнозначно женщина берет на себя нагрузку по обеспечению хозяйства и за себя, и за него. Если в этом месте оба согласны, то получается баланс. Все довольны. Жена понимает, что у нее нет необходимости тревожиться о заработке, о безопасности завтрашнего дня. А муж понимает, что у него есть хорошо прикрытый тыл, где его ждут, он приходит — и все готово. Это одна модель.

Вторая модель. Допустим, что в родительской семье существовала система «добытчик и хозяюшка». И один из партнеров (или оба) не очень-то задумывается, почему так. Просто копирует. У родителей так было — и я так сделаю. А хорошо ли мне самому в этом? Нравится ли? Вопросы часто возникают, когда человек сталкивается с внутренним конфликтом. Вроде бы есть заданная модель, но есть еще что-то, что человеку не нравится, и он или она хотели бы по-другому. Тогда у пары наконец-то наступает кризис. Кризис — это вероятность изменений. Когда по-старому не устраивает, а как по-новому — еще не понятно. Не факт, что кризисы приведут к улучшению. Но факт, что они неизбежны.

Третья модель. Это когда один из партнеров зарабатывает не за двоих, а только за себя, закрывает только свои потребности, но при этом рассчитывает, что второй партнер будет полностью закрывать его потребности по хозяйству и быту. Это скорее инфантильная позиция. Откуда у взрослого человека взялась такая идея, иллюзия? Притом что он зарабатывает только для себя, почему другой должен делать что-то за него по дому?

Ситуация сегодня изменилась. Нам не нужно жить племенами. Нам не нужно выбирать партнеров, чтобы выжить. Люди могут позволить себе быть автономными. Женщина, приобретая новые способности (заниматься бизнесом и саморазвитием), все чаще и чаще задает себе вопрос: «Какого партнера я могу выбрать, чтобы поддерживать новую модель социума?» Мои наблюдения таковы: более гибкие семьи, которые способны что-то менять в старой модели и адаптироваться, как раз эволюционно и смогут выжить, продержаться в кризисах. Изменения все равно будут! Пусть не сегодня, но через какое-то время. Мы уже наблюдаем процесс перехода.

При этом я не могу сказать, что у нас засилье инфантильных мужчин. Или инфантильных женщин. Есть разные люди. Инфантильность встречается в том месте, где женщины по какой-то причине не хотят нести финансовую нагрузку (и тогда у мужчин формируется такое ощущение, что только деньги важны), а мужчины не желают беспокоиться о бытовых, хозяйственных вещах. Если человек несамостоятельный, он будет ожидать от партнера, что тот закроет его неспособность. Наличие ожидания или яркого требования может указывать на несамостоятельность и инфантильность — это касается обоих полов.

— То есть «настоящий мужчина» и «настоящая женщина» — сегодня это уже некий набор безжизненных стереотипов?

— Настоящий мужчина по-прежнему в состоянии содержать и поддерживать семью. Но я бы не стал разделять, что соответствует «настоящему мужчине», а что — «настоящей женщине». Если в семье оба супруга договорились и по-настоящему счастливы — окей. Не имеет значения, у кого какая роль.

«Жена уехала в отпуск, я остался с сыном один. И начался ад»

— Вадим, не просто так ведь к вам пришло понимание ценности домашних трудов. Расскажите о своем опыте — «веселенькой» неделе, когда вы остались дома с маленьким ребенком один.

— Мы с женой договорились (и здесь удачно сошлись по ценностям), что до двух лет не оставляем сына ночевать не с нами. Понятно, что в жизни всякое бывает: мама может заболеть или уехать в командировку. Но мы с женой так решили. До двух лет ребенок спал с мамой. Мы опирались на детскую психологию и теорию привязанности, которая говорит, что у ребенка развивается здоровая привязанность к матери, и дальше формирование психики идет вокруг чуткой, устойчивой, предсказуемой, присутствующей, отзывчивой материнской фигуры. Чтобы на любой импульс ребенка мама могла отзываться. Не обязательно исполнять, но отзываться. То есть так: «Я слышу, что ты хочешь» — а дальше уже пространство вариантов: «Дам», «Извини, не дам», «Окей, давай по-другому».

Так вот, ровненько, когда сыну исполнилось два года, жена пришла и говорит: «Милый, мы с тобой договаривались? Договаривались. Я бы хотела поехать в отпуск без сына». Дальше мы начали готовиться. Формировали ситуацию так, чтобы ребенок мог оставаться ночевать без чувства брошенности. То есть жена стала спать в соседней комнате, отдельно от Тимура. Я приучался и сына приучал к тому, что мы с ним спим вместе.

Потом жена уехала. И начался ад… Одно дело тренироваться, а другое — оказаться в реальной ситуации. Безумное количество мелких дел, которые сами по себе незначительные, но бесконечные, — просто затопляло меня. Невозможно было сделать вообще ничего! Я сохранял рабочее расписание, хотя и подкорректировал его, ужал как можно плотнее. На рабочее время ко мне приезжала бабушка и сидела с Тимуром с девяти до шести. Потом мы оставались вдвоем.

Сначала было очень сложно. Череда бесконечных дел. Готовить, при этом смотреть, чтобы сын куда-то не влез, забирать его, мыть посуду, накрывать на стол, вытирать ребенка, он что-то разлил, опять это вытирать… Это просто бесконечный поток!

Первое время было видно, как сын грустил по маме. Вспоминал ее, спрашивал: «Когда она приедет?» Ждал ее. А потом в какой-то момент, наверное, день на второй, произошел щелчок — как будто он впервые по-настоящему меня увидел. Он рассмотрел меня. И все! Началось совсем другое эмоциональное отношение у него ко мне и у меня к нему. Он бежал ко мне, вспоминал меня, у нас появились «наши» игры и ритуалы… Раньше я очень завидовал привязанности между женой и сыном, а тут прямо случилось самому такое пережить.

Со временем у меня выработалась система. Я понял, что возможно делать, пока сын бодрствует, а что нет. Оказалось — ничего! Никакие собственные дела невозможно делать, пока ребенок бодрствует. Бесполезно. Я просто отчаялся. Только в те моменты, когда он днем ложился спать или вечером я его укладывал, можно было поделать что-то по работе. Через несколько дней я научился находить себе время побыть в тишине, собрать мысли в кучу. Так прошла неделя.

Опыт глубокого погружения, когда я не могу это выключить, не могу сдать сына обратно, — изменил меня. Я при необходимости работаю 14 или 16 часов подряд, когда знаю, что это закончится. Это терпимо. Но когда это бесконечно, когда я не могу это выключить, сказать: «Я устал, уходи»!.. Бесконечность очень сильно выматывает, истощает.

Но многое я и приобрел. Тот эмоциональный контакт, который у нас сложился с сыном, никуда не исчез после того, как жена вернулась. Тимур теперь одинаково реагирует что на маму, что на меня.

Сейчас у нас с женой такая договоренность: она не несет главную финансовую нагрузку, а я не несу главную бытовую. При этом есть дни, когда мы «отпускаем маму». Вот в эти выходные, например, я ходил с ребенком в зоопарк. Это было замечательное время. Мы вместе ходили, что-то рассматривали… Я обратил внимание, что очень мало просто мужчин с детьми. Очень часто мужчины в сопровождении женщин. Либо такой вариант — разведенный папа выходного дня. А ситуация, когда мужчина в семье, но полностью занимается детьми? Это редкость. Хотя я знаю, что такие мужчины есть, я видел их собственными глазами (улыбается. — Прим. Onliner.by).

«Устройте эксперимент, просто чтобы посмотреть, как это — в другом лагере»

— Одним словом, пора перестать называть декретный «отпуском»?

— Именно! В период вскармливания и первичного воспитания женская психика настроена на приоритеты ребенка. Мама в этот момент может быть достаточно жертвенной, не чувствовать собственные потребности, заботясь о младенце. Не чувствовать собственное истощение. И тогда задача мужчины — помочь женщине не истощиться. Это может быть финансовая поддержка — оплатить няню. Или функциональная: пришел с работы, да, устал, но взял детей, сходил погулял. Потому что женщине тоже нужно отдыхать. Если у мужчины работа заканчивается, когда он приходит домой, то заканчивается ли работа у женщины? В какой момент? Когда она теряет сознание от усталости?

Здорово, когда мужчина понимает эту идею и в семье получается договариваться.

Когда-то давно, еще до рождения сына, у нас с женой был ровно тот кризис, о котором я говорил в начале интервью. Я зарабатывал, и у меня были ожидания от партнерши по поводу обеспечения быта. А у нее — ожидания по поводу моих заработков. Она говорила: «Окей, если ты хочешь того и того, то выполняй то, что мне нужно». В общем, мы пошли на семейную терапию, и нам предложили такой эксперимент: ребята, поменяйтесь на неделю местами. Пусть жена выполняет функции зарабатывания, заезжает в магазин, покупает продукты, забивает холодильник, оплачивает счета, ремонтирует раковину, оплачивает приход сантехника и т. д. А мне предложили заниматься хозяйственными вопросами: помыть посуду, приготовить завтрак, подумать, что приготовить на обед, закупить продукты, приготовить эти продукты, разморозить мясо, поставить стирку, разложить стирку, протереть пыль,  погладить, пропылесосить, приготовить ужин, вечером встретить жену, сказать: «Как здорово, что ты пришла! Я так тебя ждал, так соскучился! Вот, пожалуйста, садись, ужин».

В общем, на неделю меня хватило (смеется. — Прим. Onliner.by). А потом я сказал: «Я все понял, мне достаточно. Я буду зарабатывать деньги. Пожалуйста, избавь меня от всего этого безумия, которое необходимо постоянно делать». Неспроста ведь есть шутка о том, что женщина пошла чистить зубы и помыла умывальник.

Так что если у вас есть силы и смелость — попробуйте на себе, узнайте, насколько декретный отпуск действительно «отпуск». Только по-честному. Не так, чтобы взять ребенка, отвезти к бабушке и дальше заниматься своими делами. Поменяйтесь. Сделайте так, как делает мама. Просто чтобы посмотреть, как это — в другом лагере. Или для женщин эксперимент: возьмите на себя на неделю финансовые обязательства. Так, чтобы действительно взять ответственность, почувствовать тревогу, чтобы голова болела о завтрашнем дне.

«Хочешь иметь близость с кормящей мамой — дай ей выспаться»

— Декрет — это ведь один из самых сложных периодов, которые переживает семья, не так ли?

— Да, абсолютно так. Мужчины много говорят о том, что очень сложно преодолеть отстраненность жены. Ведь когда люди соединяются в пару, они друг у друга на первом месте. Казалось бы, вот оно, счастье. А потом появляется ребенок, и ребенок становится у женщины на первом месте, а мужчина — на втором. Муж оказывается во внешнем периметре. И это не всегда просто — пережить отстраненность любимой женщины. Там много холодности, материнской усталости, снижение сексуального влечения из-за кормления грудью. И это может восприниматься мужчиной как игнорирование. И тогда все зависит от того, насколько мужчина в состоянии выдерживать напряжение и продолжать эмоционально вкладываться в заботу о женщине и ребенке. Потому что, в общем-то, это продлится недолго — один год. Но напряжение в этот период настолько велико, что появление ребенка и первый год считаются чуть ли не основным кризисом семьи. Происходит трансформация, перераспределение ролей.

Многие жалуются на отсутствие секса. Здесь вопрос стоит так: насколько мужчина способен сделать что-то, чтобы женщина могла отдохнуть и после отдыха захотеть его? Есть ведь шутки в народе про то, что самая сексуальная фантазия женщины во время кормления — поспать. Соответственно, хочешь иметь близость с кормящей мамой — дай ей выспаться. Сделай что-то, чтобы она могла отдохнуть, и благодарность женщины будет велика!

Потому что если не быть бережным к жене, то что вы потом будете с ней делать? Может быть, большая часть послеродовых депрессий и складывается из-за этой бесконечности, неизбежности и нескончаемости — уход за ребенком и домашние вопросы, которые нужно бесконечно решать?

У меня получилось поменять точку зрения, сходить туда, посмотреть, как там. И очень сложно разговаривать с людьми, которые туда не ходили. Конечно, я такой был не всегда. Вполне себе раньше жил с требованиями, фантазиями и ожиданиями от партнерши. И счастливыми мои отношения это не делало.

То, что я рассказываю, — не обязательно к применению. Но это опыт, который позволил мне сохранить отношения с женой и ребенком и сделать их наполненными.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by