Журналист Onliner.by Дмитрий Корсак: держался из последних сил, но все-таки стал шопоголиком
26 569
252
16 августа 2018 в 8:00
Ведущий рубрики: Дмитрий Корсак
Журналист Onliner.by Дмитрий Корсак: держался из последних сил, но все-таки стал шопоголиком
Дмитрий Корсак — журналист Onliner.by, ведущий рубрики «Мнения». Любит тратить заработанное на всякую ерунду, не задумываясь о последствиях. Стремится стать собраннее и практичнее, но маркетологи не оставляют шанса.
Вчера я купил в магазине четыре банки консервированного горошка (потому что два по цене одного), средство для мытья посуды (скидка 40%) и то ли сумку, то ли рюкзак (потому что участвует в акции). Из дома выходил, вообще-то, за хлебом и минералкой. Хлеб купить забыл. Есть все основания полагать, что уже на этом моменте вы решительно записали меня в категорию сумасшедших. Попрошу не спешить развешивать ярлыки!

В свое оправдание могу сказать: не я такой, жизнь такая! Чего вы от меня ожидали? Мне, ронину, идущему по тропе борьбы с обществом потребления, противостояла целая орда экспертов, обученных в университетах, на семинарах, вебинарах, а также мастер-классах от гуру, «уже изменивших жизнь 50 миллионов человек». Что я мог сделать, когда вся эта армада день за днем хором скандировала, умоляла, угрожала, вкрадчиво шептала: «Купи, купи, купи»… Я всего лишь человек, поэтому нашел аргументы, изменившие мою жизненную позицию.

Начнем с того, что горошек мне как любителю поедать оливье тазиками наверняка пригодится. Предыдущая банка средства для мытья посуды уже наполовину пустая, а это значит, что и вторая моя покупка вполне имела смысл. Что касается сумки-рюкзака — она действительно выглядит удобной, практичной, и вполне вероятно, что я этому приобретению еще неоднократно порадуюсь.

Людей годами обучали тому, как донести до меня, убедить, напомнить купить товар, который мне, вероятно, скоро понадобится. Рано или поздно можно и обезьяну научить танцевать, а тут за дело взялись отнюдь не орангутанги.

Вы же помните, что беда не приходит одна. Оставив в магазине деньги за вещи, которые совершенно не собирался покупать, я отправился в расположенную неподалеку «хипстерятню» попить кофе. После истории с зеленым горошком и средством для мытья посуды я был предельно собран и насторожен. Как оказалось, не зря. Вижу — на прилавке в рядок лежат батончики для здорового питания. И на каждом из них — «показания» к применению. Один обещает поднять ваш тонус, второй — починить иммунитет, третий предназначается для улучшения настроения, а четвертый даже претендует на повышение уровня интеллекта. Вот так просто: заплати пару рублей и получи решение от всех проблем. Искал ириски со счастьем и пробиотический йогурт со смыслом жизни — но до таких маркетинговых высот у нас пока не допрыгнули.

Знакомая, человек очень неглупый и понимающий провокационную суть рекламы, призналась, что недавно, размышляя о том, набрала ли она лишние килограммы, совершенно автоматически затарилась сладостями с надписью «Контроль за весом». Я прикупил себе немного топлива для ума…

Перекусив, почувствовал прилив крови к серому веществу и понял, что если я затею спор с производителем о том, влияет ли его батончик с отрубями на мое настроение, иммунитет или уровень интеллекта, то наверняка проиграю. Так что и пробовать нечего, можно только поворчать здесь, в колонке. Уверен, что при должном старании можно доказать, что на здоровье положительно влияет обос*анная котами трава возле моего подъезда.

И все же было бы неплохо провести тонкую юридическую грань между маркетинговой стратегией «донести до покупателя информацию о товаре и/или услуге» и «назойливо впихивать свою продукцию, не гнушаясь использовать откровенно сомнительные методы». Говорят, что эта грань четко очерчена уже сейчас, но лично мне кажется, что мораль продавцов прыгает через нее туда и обратно, как блоха на одежде бомжа. И «креативные решения», позволяющие обойти законодательство (вспомните рекламу питьевой воды, поразительно напоминающую алкогольный бренд), считаются стратегиями не менее виртуозными, чем редчайшее умение идти к потенциальному клиенту с поднятым забралом и помогать найти то, что ему действительно нужно.

Мы играем с торговыми сетями в игры сродни тем, что происходят между завзятыми игроками и казино. Первые всегда верят в шанс, что удастся сорвать куш, вторые эту иллюзию в обязательном порядке поддерживают, но кто в итоге выигрывает — очевидно.

Так и с теми, кто повелся на скидки и низкие цены. Гаденько на душе от того, что вещи, игриво называемые «маркетинговые хитрости», на самом деле не что иное как развод. Просто послушайте мнение покупателя, рассчитывавшего на более дешевую, но при этом привычную литровую бутылку молока, а получившего только 950 миллилитров. И не надо рассказывать про «внимательно читайте договор» — как по мне, подобные разглагольствования в большинстве своем не что иное как попытка легализовать мошенничество. Моя знакомая, уверен, готова была запихать в глотку хитровыдуманному маркетологу 180-граммовую пачку сливочного масла — рецепт выпечки требовал 200 грамм, и было очень обидно его нарушать только потому, что какой-то креативщик сэкономил, прикрываясь оправданием: «Повнимательнее надо быть, гражданочка!»

Да, вам надо быть бдительными, чтобы не спутать сметану и сметанный продукт, сыр и сырный продукт, кефир и кефирный продукт. Продвигая такие «продукты», производители будут жонглировать понятиями и терминами, проверяя вашу внимательность, атаковать скидками и акциями, бередя самые низменные струны натуры, атаковать зрительный нерв сочными картинками, имеющими с реальностью мало общего.

И при этом, конечно, вам будут указывать на то, что у покупателя всегда был выбор. Естественно, вам скажут, что спонтанные траты — баги вашей психики, а не результат умелого манипулирования, механизмы которого отточены столетиями.

Просто так устроена наша с вами жизнь, ничего личного. Кушать всем хочется.

Начал искать в интернете советы по управлению своим бюджетом. «Гугл» сразу услужливо предложил свести меня с целым прайдом ищущих свежего мяса коучеров и инструкторов по решению жизненных проблем, втюхивающих свои курсы по управлению деньгами и тайм-менеджменту. Судя по убедительному описанию, каждый из них имеет за плечами титанический опыт работы с такими недотепами, как я, и буквально за несколько часов вытащит меня из ямы безволия. Вот и думаю: стоит ли потратиться? Я сдаюсь, скорее всего — попробую.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Ведущий рубрики: Дмитрий Корсак