Журналист Onliner.by Виталий Петрович: «Оказались втянуты в дорожный конфликт? Вы сами искали неприятностей»
23 857
225
27 апреля 2018 в 15:06
Ведущий рубрики: Дмитрий Корсак . Фото: Александр Ружечка
Журналист Onliner.by Виталий Петрович: «Оказались втянуты в дорожный конфликт? Вы сами искали неприятностей»
Виталий Петрович — журналист Onliner.by, дорожный пацифист. Уверен в том, что конфликтов на дороге легко избежать, но ежедневно убеждается, что многие этого не хотят и осознанно нарываются на неприятности.
Оказалось, минчане обожают дорожные конфликты. Условия не располагают: город просторный, проспекты широкие — места хватает. Но старание заметно. Население разделилось на команды, будто в дворовом футболе. Просто людей не осталось. Есть, к примеру, велосипедисты: их никто не любит, они, разумеется, отвечают тем же. Мотоциклистов не любят еще сильнее, заставляя их сплачиваться и отстраняться от остальных. Водители активно конфликтуют даже друг с другом — наверное, чтобы другие боялись. Другие боятся, но за скандалами следят с огромным интересом.

Конфликты происходят по отработанной схеме. Искру агрессии не высечь стараниями всего одного человека, чего бы он ни предпринял. К дебатам на дороге были готовы обе стороны, должен найтись небезразличный гражданин, который займется воспитанием, — тогда дело выгорит.

Для таких людей важнейшее значение имеют правила. Но не Правила дорожного движения — такая тоненькая книжечка в мягком переплете, которую всех заставляли штудировать. Речь о негласных понятиях, нарушение которых воспринимается близко к сердцу и неминуемо приводит к конфликту.

Кто водит автомобиль, тот знает, что возле подъезда должно быть предусмотрено парковочное место, а левый ряд МКАД должен быть всегда свободен. Велосипедисты тщательно следят за тем, чтобы никто не посягал на выделенную для них полосу, но при этом уверены, что лично им в зависимости от обстоятельств можно колесить где угодно. Мотоциклисты следят за своей репутацией, поэтому регулярно дают поводы о ней поговорить.

Простой пример: каждому известно, что нельзя ездить по зеленой зоне. Но когда очень нужно, то можно — так считают некоторые водители. Если кто-нибудь вздумает пожаловаться, он нарушит негласное правило, чем вызовет неприязнь. Чтобы конфликт начался, необходимо наладить контакт. Поэтому водитель выходит из машины. Опытный пешеход найдет возможность дать отпор: он ведь тоже хорошо понимал, что дело идет как минимум к перепалке, поэтому готовился. И суть не во взаимной неприязни. Знакомство конфликтующих сторон происходит уже в ходе противостояния. Выясняется, например, что один из участников противостояния не служил в армии. Ну как такое стерпеть?

Мотоциклистам удается настроить окружающих против себя еще легче. Достаточно пару раз в позднее время пронестись по проспекту с визгом — многие спросонья запустят вдогонку крепким словцом. Причем кто именно распилил ночь «бензопилой», неизвестно, поэтому судить будут обо всех скопом.

Легко сохранять лояльность, если ездить потише и помедленнее. Но такая перспектива устраивает далеко не каждого. Для закрепления эффекта отдельные мастера демонстрируют навыки езды на заднем колесе по дорогам общего пользования. Это не запрещено, но предсказуемо вызывает напряжение среди окружающих. Так некоторые мотоциклисты борются за репутацию, которую затем называют предвзятым отношением.

Пешеходы и велосипедисты конфликтуют в основном из-за места на тротуаре. Этого места предостаточно, поэтому найти повод рассориться не всегда просто. Некоторые, к примеру, часто прибегают к такому методу: большая компания растягивается на всю ширину велодорожки и вышагивает дружной шеренгой. Хороший прием: объехать скованных одной цепью действительно затруднительно. Чтобы добиться максимального эффекта, на просьбу освободить дорогу говорят так: «Не трамвай — объедешь». Недружественный жест, но велосипедисты с ответом не медлят — отвечают ускорениями по тротуару и захватывающими дух маневрами. Нет сомнений, так и должны выглядеть теплые и дружественные отношения соседей.

Для водителей у этих любителей здорового образа жизни тоже есть один трюк — проезд пешеходного перехода без спешивания. Автомобилистов такое злит страшно. К большому сожалению, нередко подобный риск приводит к реальным травмам.

Кажется, минчане несколько разбалованы. Как иначе объяснить регулярные дорожные перепалки в городе, где по-настоящему серьезные заторы, парализующие движение, случаются пару раз в год? В чем причина напряженности из-за парковки в столице с не самыми высокими ценами за парковочное место? И зачем велосипедисты просятся на проезжую часть при таких широких и пустых тротуарах?

Слышите треск? Это раскалывается фундамент взаимопонимания между людьми. В какой-то момент нас разобщили. Непросто из-за пустяка обложить матом человека, который, в сущности, ничего плохого не сделал. А если это не человек, а водитель, кровь закипает. Потому что претензий к водителям предостаточно, правда? Кто-то же уничтожил насаждения во дворе, кто-то достал своей сигнализацией по ночам, кто-то не пропустил на переходе. Так вот же он, водитель — хватай за рукав и высказывай все, что наболело! Автомобилисту найдется чем ответить: перед ним пешеход, а они порядком надоели своей любовью к газонам, звонками в ГАИ, а еще имеют привычку шляться через дорогу туда-сюда.

Если не научиться видеть друг в друге людей, а не классовых врагов, сложно будет разминуться даже на самой широкой дороге — что уж говорить о дворовых проездах, где происходят регулярные противостояния характеров. Ведь нужно проявить терпение, иной раз потратить уйму времени, доказывая, что водитель во встречном автомобиле не прав. Откуда берется эта принципиальность?

А между тем нет никаких водителей, пешеходов, велосипедистов. Есть люди: есть ты и тот, кто напротив. Капля взаимоуважения — и конфликтов не станет. И совершенно точно не следует хвататься за ремень на брюках: это не аргумент.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Ведущий рубрики: Дмитрий Корсак . Фото: Александр Ружечка