Финансовый аудитор Мария Лемеза: белорусский бизнес готов платить больше налогов, чем надо?

10 687
19 сентября 2017 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Максим Тарналицкий

Финансовый аудитор Мария Лемеза: белорусский бизнес готов платить больше налогов, чем надо?

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Максим Тарналицкий
Мария Лемеза — партнер по аутсорсингу компании ООО «Грант Торнтон». С конца 2013 года возглавляет направление аутсорсинга в международной аудиторской компании. В настоящее время руководит более чем 40 проектами по оказанию бухгалтерских, налоговых и консалтинговых услуг для международных и белорусских компаний.
В нашей стране улучшаются условия ведения бизнеса, что подтверждается данными Doing business 2017, в соответствии с которыми Беларусь заняла 37-ю позицию в рейтинге и за год смогла подняться на 13 ступенек. Приличный получился скачок! Вот только радости со стороны делового сообщества не слышно. Я понимаю представителей бизнеса, которые видят в существующей экономической системе одни проблемы: сложно быть беспристрастными, находясь в системе. Думаю, что важно посмотреть на происходящее со стороны, и это проще сделать нам, аудиторам, ежедневно наблюдающим за жизнью и развитием компаний.

Уверена, вам будет интересно узнать некоторые неочевидные, но распространенные проблемы, с которыми сталкиваются компании, пользующиеся нашими услугами. Многие эти проблемы — уже застаревшие раны, некоторые появились недавно. Есть идеи, как недуги вылечить. Упомянем мы и те болячки, от которых белорусская экономическая система в последнее время избавилась.

Итак, открытых вопросов по-прежнему очень много. Начнем со сложности налоговой системы. К слову сказать, именно по этой позиции наше место в рейтинге Doing business 2017 заметно ухудшилось, и, судя по всему, каких-то глобальных перемен ждать не стоит. Но можно начать с малого.

На мой взгляд, если просто изменить периодичность подачи деклараций по налогу на прибыль и делать это один раз в год, то результат не заставит себя ждать. Такой шаг не отразится на поступлении налогов в бюджет, потому что оплату можно производить квартально в виде авансов на основании прошлого года. Это будет большим плюсом, благодаря которому организации смогут точно спрогнозировать денежный отток на следующий финансовый год. Ну и конечно, такой шаг упростит расчет и исчисление налогов в течение календарного года и позволит более грамотно планировать свою деятельность.

Например, нередко случается, что, перестраховываясь, компании готовы платить налог больше необходимого, лишь бы оградить себя от карательных санкций. Причем они отдают лишние деньги просто потому, что им не хватает времени провести все необходимые вычисления и консультации с контрольными органами. А провести консультации и завершить вычисления не выходит потому, что система налогообложения сложна настолько, что трудно успеть все сделать в срок. Получается замкнутый круг. Совершенно очевидно, что, помимо стресса, укрепления недоверия бизнесменов по отношению к контролирующим органам, мы наблюдаем вывод оборотных средств. Все это, бесспорно, негативно сказывается на бизнесе в целом.

Однако нужно отметить, что положительным является перенос срока подачи годовой декларации по налогу на прибыль с 20 января на 20 марта. Времени стало больше, но, повторюсь, это — полумеры, вполне разумно проявить смелость и реформировать систему до условий, которые будут комфортными для налогоплательщиков.

Несмотря на постоянный процесс дебюрократизации и либерализации, одной из самых сложных проблем для бизнеса были и остаются взаимоотношения с государственными органами. Я считаю, что уже давно пора установить четкие гуманные по отношению к представителям бизнеса нормативы реагирования со стороны госорганов (здесь надо отметить, что формально такой срок есть, но госорганы могут продлевать его в разы путем нехитрых уловок). Сроки и нормативы должны быть настолько конкретными, чтобы не возникали возмутительные случаи, о которых мы слышим от своих клиентов, например, когда вместо того, чтобы решать проблему, инстанции начинают чехарду по пересылке запроса из одного ведомства в другое. Это может продолжаться месяцами и, что самое обидное, в итоге привести к нулевому результату.

Еще одна проблема связана с предоставлением льгот для инвесторов, в том числе иностранных. Инициативы эти, безусловно, полезные, для того, чтобы они работали, издаются специальные указы, подписываются инвестиционные договоры. Но когда читаешь эти документы, то иногда складывается впечатление, что они пишутся так завуалированно, что в итоге никто не понимает, что имеется в виду. Используются сложные формулировки и словосочетания, которые постоянно требуют уточнений и разъяснений. Ухудшает ситуацию и то, что чаще всего эти документы переводятся на иностранный язык с русского или с иностранного языка на русский (причем часто перевод оставляет желать лучшего), поэтому в итоге становятся уже нечитаемыми.

Как правило, такого рода документы подписываются на достаточно высоком уровне, а исполнение условий этих договоров — это вроде как первоочередная задача. И тут начинается самое интересное, потому что трактуют условия и формулировки все абсолютно по-разному и приведение к общему знаменателю занимает уйму времени и сил, которые можно было бы направить на более продуктивную работу.

Также следует отметить, что очень часто право на получение этих льгот трактуется именно как «право», и есть высокий риск, что оно не будет реализовано, потому как инвестору будет очень сложно подтвердить целевое использование товаров, работ, услуг (имущественных прав). Опять же ему будет трудно получить льготы именно потому, что чиновники, опасаясь, что их обвинят в необоснованных возвратах из госбюджета, стараются выделять льготы в минимальном объеме. В этой парадоксальной ситуации сама функция льготы не просто теряет смысл, но даже приобретает негативный оттенок.

Не могу не отметить еще одну классическую болезнь — многие изменения в законодательстве происходят следующим образом: сначала вводится новшество, а разъяснения со стороны ответственных органов о том, как его применять, могут появиться через полгода, а то и позже. В результате получается еще один парадокс: бизнес-сообщество всей страны шесть месяцев вынуждено работать, не понимая в полной мере принципов игры. Как правило, и в этом случае для подстраховки выбирается сценарий, при котором надо платить больше налогов.

Перечисленные выше проблемы не решаются годами, а некоторые — даже десятилетиями, и это притом, что они очевидны. К счастью, нельзя сказать, что неизлечимые «болячки» множатся. Видно, что реформы проходят и приводят к реальным положительным результатам. Но мне кажется, что уже созданная отличная система электронного документооборота, новые нормы, прописанные в проекте Декрета президента «О развитии предпринимательства и исключении лишних требований, предъявляемых к бизнесу», и многие другие отличные нововведения будут работать в полную силу только тогда, когда мы сможем четко говорить о том, что «черное» — это черное, а «белое» — это белое. Без каких-либо двояких трактовок.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by