Руководитель аутсорсинговой компании Роман Кошань: почему частники так мало идут в систему ЖКХ?

10 923
05 сентября 2017 в 8:00
Ведущий рубрики: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков

Руководитель аутсорсинговой компании Роман Кошань: почему частники так мало идут в систему ЖКХ?

Роман Кошань — руководитель управляющей компании «ЭКОпрост», специализирующейся на комплексном обслуживании зданий.
Вам не кажется странной система, при которой качество обслуживания того или иного многоквартирного дома коммунальными службами зависит от наличия или отсутствия совести, трудолюбия, порядочности сантехников, электриков или инженеров? Лично я считаю, что это неправильно. Вот почему, например, мы с завистью слушаем собеседника, который сообщает, что на участке, обслуживающем его дом, появился непьющий сантехник. Или отчего мы удивляемся трудолюбию уборщицы в подъезде друзей, которая выполняет свою работу (фантастика!) строго по графику. Мы с легким недоверием слушаем рассказ о том, как перегоревшую лампочку у лифта в доме знакомых в который раз поменяли на следующий же день.

Лично я считаю, что залог качества и комфорта — жесткая, четкая система, которая практически полностью исключает человеческий фактор. Ведь по большому счету вам должно быть все равно, почему на вызов опоздал сантехник Вася (каким бы душевным человеком он ни был) или по какой причине у него с собой не оказалось материалов для оперативного устранения неполадок. Важно, что вам пришлось долго ждать, а значит, услуга оказана некачественно, и за это должен кто-то ответить. Предъявлять претензии товариществу собственников или ЖЭСу — дело неблагодарное. Однако ситуация обернется совсем иначе, если вас обслуживают совершенно чужие наемные люди. Есть четкие обязательства, подписаны договоры, предусмотрены штрафные санкции. Все мы знаем: частные компании, не выполняющие обязательства, должны страдать. И частные компании, если они неправы, как правило, действительно страдают! Поверьте, отношение к нам со стороны заказчика в разы строже.

И все-таки, несмотря на очевидные преимущества системы, подразумевающей полный контроль и ответственность, частных компаний в сфере ЖКХ не становится заметно больше. В соседних Литве, России аутсорсинговые компании уже давно показали свою эффективность, их услугами пользуются большинство товариществ собственников. У нас же до сих пор даже товарищества собственников скорее наймут на полставки электрика на три дома, чем пригласят «чужих» людей.

Сейчас повсеместно практикуется выполнение всех видов работ одним специалистом — так называемым хаусмастером, «мужем на час». В итоге к вам пришел не электрик, не сантехник, а мастер на все руки (возможно, даже с большим опытом). Но мастер на все руки — это не профессия.

А потом оказывается, что в новостройке, где за зимний сезон автоматика, которая должна, по идее, экономить теплоэнергию, наоборот, накрутила огромные счета. Но проблема в том, что монтажники при установке этого оборудования недосмотрели, а в товариществе собственников работу приняли как есть, и получилось… Уже понятно, как получилось.

Почему так произошло? Да потому, что в наш просвещенный век истории о мастерах на все руки — это не более чем сказки. За определенные виды работ должны отвечать отдельные специалисты. Никто не откажется иметь инженера по теплосистемам, который при этом разбирается еще и в электрике. Но скорее всего, специалист будет хорош или в одном, или в другом. Не надо забывать, что в помощь ему нередко нужны слесарь, газосварщик, электрик, сантехник… Может ли — даже в теории — содержать такой штат узких специалистов ЖЭС или товарищество собственников? Объективно — нет. Да, конечно, все мы знаем истории про инженеров, которые работают на заводе и в ТС на 0,25 ставки, но ведь совершенно понятно, что это будет за работа… Практика показывает, что чаще всего такое совмещение — не более чем для галочки.

Еще одна болезнь большинства ЖЭСов и многих ТС — они почти всегда работают по авральному принципу. Есть авария — все работают, исправляют. А регулярный контроль и проведение планово-предупредительных работ отходят на второй план.

За примерами далеко ходить не надо. Скоро начинается отопительный сезон, к которому жилые дома должны быть готовы к 1 сентября. Очень часто работы по подготовке завершаются впритык. У нас на большинстве объектов подготовка к осеннему отопительному сезону была завершена до конца июля. Важно, что к этому времени мы провели испытания всех систем, чтобы не возникало ситуаций с лопнувшими трубами и отключением горячей воды и отопления во время осенних холодов.

Наверное, вы думаете, что мы такие обязательные и пунктуальные оттого, что нас хорошо воспитали родители. Конечно, и в этом есть правда, но если честно, то главная причина, которая нас мотивирует и заставляет выполнять все запланированные работы строго в срок, — это деньги. Нам просто невыгодно работать, если будут авралы. Они, как правило, подразумевают большие затраты, поэтому мы все силы отдаем на то, чтобы качественно проводить профилактику.

И вот теперь мы подходим к самому интересному. Вам наверняка любопытно, почему частники, которые, скорее всего, могут повысить планку обслуживания, не идут в ТС и ЖКХ. Вижу здесь несколько причин.

  • Первая — этого не очень хотят ни одни, ни другие. Лично для меня очевидно, что конкурировать с частными специализированными компаниями ТС и ЖЭСам будет очень непросто. Возможно, мне скажут, что далеко не всегда частники оказывались такими белыми и пушистыми, как я вам здесь расписал. Соглашусь, но при этом отмечу: конкуренция на рынке еще очень невысокая, опыта у компаний, которые берутся за такую работу, мало. Ситуация наверняка выровняется, когда рынок вырастет и у вас будет возможность моментально поменять проштрафившуюся частную компанию на другую, которая хорошо зарекомендовала себя. А дальше все отрегулируют рыночные отношения.
  • Вторая (не для всех очевидная) — это очень большие лоты на тендерах по обслуживанию системы ЖКХ. Говоря проще, частники то ли по незнанию, то ли понадеявшись на авось берутся за непосильные объемы работ, и от этого страдает качество. В настоящее время, на мой взгляд, в стране практически нет частных компаний, которые готовы сразу взяться за обслуживание 30—50 многоквартирных зданий. А именно такие объемы предлагаются чаще всего, и никто не соглашается их дробить. Хотя я уверен, что фирм, которые смогли бы качественно начать обслуживать 5—6 домов, а со временем вырасти, значительно больше.
  • Третья — как я уже говорил, в товариществах собственников до сих пор делят мастеров на «своих» и «чужих», чего я понять никак не могу. Чем отличается аутсорс-специалист, у которого есть определенные задачи и четкие временные рамки, от нанятого месяц назад по рекламе в газете электрика Петровича? Наверное, ничем. Разве только тем, что Петрович может запить и это ему простят (он же свой!), а вот по отношению к специалисту, работающему по аутсорсу, так терпимы не будут. И еще одно отличие — наняв Петровича электриком, вы можете покомандовать им всласть, попросить потаскать мешки с цементом или машину помыть… Электрик же из аутсорсинговой компании будет выполнять только свою работу.
  • Четвертая — буквально повсюду процветает кумовство. Наверное, все вы знаете истории про то, как бухгалтером в товариществе собственников работает тетя Люда, которую недавно сократили с завода. А сантехником подвизался ее нерадивый зять, которого периодически приходится выводить из запоя и так далее. Это скорее не исключения из правил, а система. И впоследствии выбить оттуда такого «специалиста», даже если обслуживающая компания предложит условия втрое выгоднее, практически невозможно.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Ведущий рубрики: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков
Без комментариев