Экономист Жанна Тарасевич: десять изменений, которые вскоре могут повлиять на ведение бизнеса в стране

32 591
16 августа 2017 в 13:17
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Александр Ружечка

Экономист Жанна Тарасевич: десять изменений, которые вскоре могут повлиять на ведение бизнеса в стране

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Александр Ружечка
Жанна Тарасевич — преподаватель экономических дисциплин в БГЭУ, сопредседатель и директор Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора Кунявского.
В правительстве готовится целый пакет документов, направленных на стимулирование деловой инициативы. К обсуждению привлечены все заинтересованные стороны: министерства, ведомства и, конечно, союзы предпринимателей, которые уже долгое время заявляют, что для развития частного бизнеса в стране требуются решительные и системные изменения. И вот мы уже можем приблизительно представить, как будет выглядеть комплекс этих мер, он должен быть окончательно подготовлен к 1 октября, времени осталось немного.

Давайте посмотрим на документы, которые могут повлиять на бизнес-климат в нашей стране. Самый главный из них — проект декрета президента «О развитии предпринимательства и исключении лишних требований, предъявляемых к бизнесу». Хотя именно само название декрета получило со стороны главы государства определенную критику, поэтому оно, возможно, поменяется и станет более коротким: например, «О стимулировании предпринимательства» или «О развитии предпринимательства в Республике Беларусь». Кроме того, предложено внести изменения в указы президента, касающиеся вопросов лицензирования, регулирования деятельности физических лиц, развития ремесленной и агротуристической деятельности.

Также рассматривался проект указа, который регулирует деятельность Совета по развитию предпринимательства, и совершенно новый декрет «О налоговом консультировании в Республике Беларусь». Родились документы, которые предусматривают изменения в контрольной деятельности (речь идет об указе президента №510) и ответственности (тут мы уже говорим о КоАП).

Теперь давайте посмотрим десять самых важных изменений, что предлагает каждый из этих документов.

  • Первым и самым важным однозначно является проект декрета президента, который пока называется «О развитии предпринимательства и исключении лишних требований, предъявляемых к бизнесу», предусматривающий введение уведомительного порядка осуществления наиболее распространенных видов экономической деятельности. То есть появляется определенный перечень видов предпринимательской деятельности, когда человеку для того, что приступить к какому-либо из них, достаточно уведомить о своих намерениях соответствующий орган государственной власти. Ему уже не нужно до старта бизнеса приглашать пожарных, санитарную станцию и прочие контролирующие структуры. До настоящего времени зарегистрировать бизнес и открыть бизнес — это были две совершенно разные вещи.
  • Второй важный момент — вводятся единые требования пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические требования, а также требования в области санитарии и ветеринарии. Они очень сильно упрощаются. Насколько я помню, из действующих сегодня 586 пунктов правил пожарной безопасности, 7 приложений к ним и 13 таблиц сохранено лишь 58 пунктов. Санитарные требования на сегодняшний день — это 14 документов, включающих в себя более 1100 пунктов, из них может остаться только 81 пункт. Все остальные требования, которые не прописаны в декрете и приложении к нему, носят рекомендательный характер. Тут надо отметить, что эти упрощения в первую очередь будут касаться простых, распространенных видов деятельности — оказания услуг и производства. По большому счету мы говорим о малом и среднем бизнесе.
  • Третье — устанавливается мораторий на введение новых налогов, расширение налоговой базы, перечня объектов обложения налогами и повышение налоговых ставок. Хотя в этом плане для бизнеса остается определенная опасность, потому что у нас есть неналоговые платежи, о которых в указе ничего не сказано, например — плата за дороги или страховка. В любом случае налоги, государственные пошлины, которые прописаны в Налоговом кодексе, уже повышаться не будут, за исключением индексации некоторых элементов налогообложения.
  • Четвертым пунктом станут не очень хорошие новости для топ-менеджеров. Проектом указа президента предусматривается установить административную ответственность руководителям за непринятие необходимых мер по надлежащей организации деятельности предприятия. Стоит отметить, что как раз здесь предпринимательское сообщество выступило единым фронтом, заявив, что нельзя грести под одну гребенку всех, и задало резонный вопрос: «Что значит „надлежащая деятельность“?» Поэтому в проекте прописано, что учитываются лишь письменные предписания контролирующих органов, а также уточнено, что ответственность возникает, если ненадлежащая деятельность повлекла причинение вреда государственным и общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью правам и законным интересам граждан.
  • Пятое — предусмотрено максимальное упразднение административных барьеров, связанных со сложными и длительными процедурами. Так, например, планируется, что уже с 2019 года по лицензируемым видам деятельности будет выдаваться электронная лицензия, причем проходить этот процесс будет в онлайн-режиме.
  • Шестое — изменения в КоАП. По большому счету отменяется конфискация, за исключением специальной конфискации. Вместо нее предусмотрены другие, более низкие меры ответственности. Помимо этого, многие штрафы за нарушение законодательства о предпринимательской деятельности уменьшаются в 1,5—2 раза.
  • Седьмое — предлагается ввести изменения в указ по вопросам лицензирования, отменяется четыре лицензируемых вида деятельности: издательская, розничная торговля алкогольными и табачными изделиями, оказание юридических услуг (за исключением риелторских услуг), оказание психологической помощи. Кроме того, есть определенное совершенствование процесса получения лицензии и контроля за их соблюдением. Одно из важных изменений — лишать лицензии будет не контролирующий орган, а суд.
  • Восьмое — расширяется перечень видов самозанятости. Для этого не надо регистрировать предпринимателя, достаточно просто быть физическим лицом, платить одну базовую величину и начинать, например, работу по колке дров, возведению печей и каминов, парикмахерских услуг на дому. Добавляется всего 12 распространенных видов деятельности. Кроме этого, расширяется перечень ремесленных видов деятельности. Для того чтобы ими заниматься, требуется только уведомить местные власти и заплатить базовую величину. Расширяются возможности развития агротуризма, если раньше им могли заниматься только члены семьи, то по новым правилам усадьбы смогут нанимать дополнительных работников.
  • Девятым пунктом отметим отличную инициативу Министерства антимонопольного регулирования и торговли. Он называется «О развитии бытового обслуживания, общественного питания и торговле на селе». Речь идет о том, что теперь можно будет открыть маленький магазин или кафе у себя дома, в деревне, отведя под это соответствующую комнату, и заниматься этим по аналогии с агроэкотуристической деятельностью, заплатив одну базовую величину. Но здесь важно отметить, что решение, позволить заниматься такой деятельностью или нет, будут принимать местные органы власти исходя из обстановки в регионе.
  • Десятое — Министерством по налогам и сборам инициирован проект указа «О налоговом консультировании в Республике Беларусь». По сути в стране готовится новая профессия «налоговый консультант», которая будет являться посредником между бизнесом и государством по заполнению деклараций, исчислению и уплате налогов. Налоговый консультант возьмет на себя ответственность за верность исчисления налогов, а его деятельность при этом будет страховаться. За рубежом этот инструмент работает очень хорошо.

Если все эти нормы будут приняты и заработают в полной мере, то, конечно, прежде всего это будет влиять на упрощение создания нового бизнеса. Для этого надо поработать государственным органам, союзам предпринимателей, образовательным центрам. Людям надо показать, что уже не надо бояться, что завтра не придет контролер и не отберет твою собственность.

С точки зрения действующего бизнеса, скорее всего, можно говорить, что у него станет меньше затрат на поддержание своей деятельности. Высвободившиеся ресурсы можно направить на развитие и создание новых рабочих мест.

Хотя, естественно, надо отметить, что предела совершенству нет. Бизнес-сообщество требовало гораздо большего: снижения налоговых ставок, пересмотра административной ответственности в сторону еще большего снижения… Поэтому есть еще много сфер, где нужно работать и развивать законодательство дальше.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by