Репетитор Ева Гилевич: давайте строить новое белорусское пространство за пределами МКАД

12 июля 2017 в 7:15
Автор: Дмитрий Корсак

Репетитор Ева Гилевич: давайте строить новое белорусское пространство за пределами МКАД

Автор: Дмитрий Корсак
Ева Гилевич — репетитор по английскому и белорусскому языкам центра «100 баллов». Окончила МГЛУ, волонтер на курсах белорусского языка «Мова нанова». Переехала в недавно купленный деревенский дом и ничуть не жалеет о таком выборе.
Деревня умирает? Ничего страшного! Потому что в стандартном виде до недавнего времени деревня — это сорок домов, коров и туалетов в один ряд. Тесное сожительство, которое в бедные годы прошлого столетия было вынужденным для выживания, сегодня не нужно. На фоне двадцать первого века это рудимент. Так же как и панельные муравейники в Каменной Горке. На фоне пустых пространств за кольцевой — это такой же нонсенс, как и первое. Но колонка о том, как связаны эти два процесса и как не бороться с ними, а направить их в правильное русло. Ну и о размышлениях на тему будущего в городе и за его пределами.

Все говорят вокруг, что деревня умирает (а город скоро лопнет) и с этим надо срочно что-то делать. Высылать в село трудовые десанты студентов, которые будут поднимать целину, распределять бюджетников, переселять в сельскую местность неблагополучные семьи из городов — в общем, заполнять образовавшуюся пустоту. А давайте зададимся крамольным вопросом: надо ли искусственно реанимировать то, что когда-то было белорусским селом в его традиционном понимании?

Ведь что осталось от сельской местности? Сегодня из нее уезжает большинство инициативных, талантливых, целеустремленных людей. Они уезжают не потому, что там плохо, а потому, что не могут в тех условиях реализоваться в краткосрочной перспективе и обеспечить себе достойную жизнь. Будущему хирургу место в большой городской клинике, брокеру — на фондовой бирже. Хотим мы этого или не хотим, рано или поздно количество перерастет в качество. Просто каждый человек имеет право найти свое место. Ведь в то же время буквально в каждой крупной (да и небольшой) деревне есть крепкие хозяева, которые очень хорошо чувствуют себя, работая на земле. Они создают агроусадьбы, фермерские хозяйства, небольшие производства… Эти люди никогда не говорят о том, что деревня умерла. Многие из них как раз рады (по своей инициативе, кстати) заполнить пустующие, нерационально используемые земли и ресурсы. И именно они формируют вокруг себя новую культуру — не традиционного нищего сельского быта, а культуру качественной и эстетичной загородной жизни.

Какое право я имею вставлять свои пять копеек по данной теме? Полное, живя круглый год за городом в своем доме с удобствами, участком, живностью и постоянной работой в Минске. В моей и соседних шести деревнях коренных жителей можно пересчитать по пальцам двух рук. Из них почти все — пенсионеры. Плюс немного дачников и все больше семей (в основном люди среднего возраста), которые переехали сюда сознательно на ПМЖ из города. Юристы, фотографы, стоматологи, водители, бизнесмены — те, кто сделал выбор в пользу своего природного пространства. Большего и лучшего, чем в городской квартире. И с каждым годом их становится все больше.

Да, пока нет желаемой инфраструктуры, но это вопрос к социально ориентированному государству, которое очень зря забросило идею с городами-спутниками. Уверена, нерезиновые размеры Минска, здравый смысл и жизнь просто заставят решить эту проблему. И далеко не путем уничтожения Осмоловки и других оставшихся душевных мест на карте Минска. Ведь очень многие люди хотели бы жить за городом, но не бросать любимую работу в Минске — было бы сообщение! Ну и переселенцы из города, как показывает опыт, более ответственны за решение своих же вопросов — самоорганизуются, кооперируются, помогают друг другу, не то что горожане — только здороваются в лифте. Поэтому пройдет немного времени — и кто-то откроет небольшой магазин для соседей, кто-то частный детский сад, СТО и много всего еще. Конечно, перспектива далекая, но вполне реальная. Был бы спрос.

Другая категория уехавших из столицы — люди, имеющие пассивный доход, удаленную работу или стартовый капитал и занимающиеся агротуризмом. В Воложинском районе, например, недавно даже был создан кооператив из таких инициативных усадеб, оказывающих околотуристические услуги. Так вот ответ на то, что делать с деревней, — его дают сами люди! Люди, которые формируют культуру познавательного отдыха на природе с приобщением к местным традициям, кухне и абсолютно другому качеству жизни. При этом еще и создают этим источник дохода, рабочие места и спрос на фермерские продукты — чем и поднимают ту самую целину.

Также нормальный интернет позволяет переселиться в деревню представителям IT-сферы, которые уже нагулялись по Зыбицкой, завели семью и хотят спокойной, размеренной жизни, наведываясь в столицу только погулять. Наличие автомобиля или хорошего транспортного сообщения позволяет вполне комфортно жить в сельской местности, работая в городе, который находится в 50—70 километрах. Почему-то белорусов, стремящихся в клетушку в Каменной Горке, это пугает, а весь цивилизованный мир — нет! Жизнь за городом — это другое качество личного пространства, которое везде ценится высоко.

Деревня не умирает. Она перерождается, и никакие усилия, направленные на ускорение или торможение этого процесса, ни к чему хорошему не приведут. Надо просто принять это как данность и потихоньку строить новое белорусское пространство за пределами МКАД.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by