Понятно, что производство — это далеко не для всех: как правило, это долго, дорого и технически сложно. Сфера услуг лично для меня малопривлекательна. Поэтому наиболее перспективными в моих глазах стали поставки в страну какой-то необычной, не имеющей аналогов продукции. В идеале — поиск ниши, в которой пока конкуренция близка к нулю.
Мы для себя нашли такую нишу. Занялись эксклюзивными поставками в Беларусь необычных деревянных 3D-пазлов — своеобразных игрушек для взрослых. Продукт, с одной стороны, может прекрасно разнообразить несколько вечеров человека, любящего мастерить, а с другой — является отличной декорацией для интерьера.
Расчет был точный: мы договорились с украинским заводом, который организовал этот стартап, об официальном представительстве в Беларуси, начали создавать дилерскую сеть, но практически сразу столкнулись с совершенно отвратительными реалиями, которые царят в белорусском ретейле.
Если сервис в электронной торговле в нашей стране за последние годы приблизился к европейским стандартам, то розница до сих пор нередко «плавает» на уровне сельпо доперестроечных времен или палаточных городков на рынках из лихих 90-х прошлого века.
Нам это стало особенно отчетливо видно именно потому, что продажа сувениров — это достаточно специфический вид торговли, в котором продавец должен быть «включен» в процесс общения с покупателем практически все время, что на данный момент практически невозможно, если говорить о белорусском маркетинге.
У меня создается впечатление, что отечественные работники торговли совершенно не готовы активно работать с клиентом. Они до сих пор существуют в мире, где можно было, купив спортивные штаны на Черкизовском рынке, привезти их в Минск и, развесив вокруг себя, сидеть и ждать покупателя, ковыряясь в носу и «тупя» в телефон. И что удивительно — не спасают никакие системы мотивации, люди просто считают нормальным бессмысленно убивать свое время.
Поражает не только пассивность продавцов, но и безразличие среднего руководящего звена. Не так давно в колонке рубрики «Мнения» обсуждалась тема «прокачивания» дилерской сети. Мол, крупные белорусские поставщики, работая с представителями розничной торговли, очень редко готовы вкладываться в продвижение бренда, если это не несет сиюминутную прибыль. Так вот, мы и бренд «прокачивали», и систему вознаграждений построили, и установили единую цену от производителя, чтобы стимулировать здоровую конкуренцию… Но это мало кого расшевелило. Все сводилось к тому, что наш товар брали на торговую точку, ставили на прилавок и забывали о нем, пока в коробку сам покупатель пальцем не тыкнет.
Но это еще не все! Практически золотым правилом в нашем ретейле стали задержки оплаты и даже невозвраты. Мы думали, что магазинам максимально удобно работать с нами будет по следующему принципу: мы отдаем товар на реализацию; после того, как он нашел покупателя, продавец сразу кладет в карман свою часть прибыли, а нам возвращает причитающиеся деньги. Платят в срок нам далеко не всегда. Нередко приходится буквально уговаривать представителей магазина вернуть нам деньги, что в принципе звучит дико. Создается впечатление, что некоторые партнеры верят: просто разместив товар на полках, уже сделали нам огромное одолжение. Порой ситуация становится и вовсе абсурдной, например, руководитель одного из магазинов заявил мне, что мои деньги он вернет позже, потому как потратил их на налоги, зарплату продавцам и оплату аренды. Он считал, что подобная ситуация — совершенно нормальная!
Ну и конечно, есть отдельные, совсем уж нечистоплотные товарищи, которые вовсе не собираются возвращать деньги. И создается впечатление, что в последнее время их становится ощутимо больше.
Признаться честно, смотря на то, насколько неохотно перестраивается под новые реалии отечественный ретейл, мы приходим в отчаяние. Дошло до того, что уже почти приняли решение действовать по старому доброму принципу — «если хочешь что-то сделать хорошо, делай это сам» — и готовимся открыть собственный магазин, главный акцент в котором сделаем на то, чтобы продавец смотрел на приходящего покупателя и старался ему помочь. Искренне надеемся, что в нашей стране, с нашим менталитетом это сегодня возможно.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by