Организатор ActionExpo 2017 Алексей Савин: почему москвичи знают, где отлично провести время на выходных, а мы — нет

24 466
27 апреля 2017 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Тарналицкий

Организатор ActionExpo 2017 Алексей Савин: почему москвичи знают, где отлично провести время на выходных, а мы — нет

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Тарналицкий
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner
Алексей Савин — один из организаторов первой в стране интерактивной выставки-фестиваля, посвященной активному отдыху ActionExpo 2017. Занимается исторической реконструкцией и ролевыми играми более 15 лет.
Последние несколько лет я прожил в Москве. Выходные у меня были расписаны буквально на несколько месяцев вперед: фестивали, опен-эйры, туристические походы и прочие активности не прекращались. Вернулся в Минск, и поначалу, признаться честно, в голове постоянно крутилась мысль: «Скука!» Избавиться от нее удалось не сразу. Я знаю, что у нас в стране график интересных событий ничуть не скуднее, вот только для того, чтобы узнать о них, приходится прилагать немало усилий. Именно к этой особенности белорусского рынка активного отдыха мне пришлось привыкать вновь, и я вижу в этом большую проблему.

Давайте разберемся, что происходит, и для начала озвучим прописные истины. Если разобраться, замки, историческая застройка, агроусадьбы, озера, реки, леса и прочие красоты природы для активного туриста — это не более чем декорация. Пока всю эту красоту не будут правильно презентовать, она останется «песочницей», в которой имеют желание развлекать себя самостоятельно от силы 10—20% потенциальных отдыхающих. Большинству же необходима хорошо организованная активность — понятная, доступная, привлекающая.

Возьмем, к примеру, Лидский замок. Долгое время туда привозили туристов и показывали им, грубо говоря, камни. И что? Посмотрели и разъехались. В какой-то момент в процесс включился большой игрок — Лидский пивзавод. Возник глобальный байкерский слет, на который приезжают тысячи людей со всей Европы. Замок, конечно, все эти люди посетили, но признаемся честно (я ни в коем случае не умаляю ценности исторического памятника): приехали они не ради него.

Идем дальше. В том году в Лиде прошло уже три фестиваля: «День пива», большой слет реконструкторов эпохи викингов и уже озвученный выше байкерский фест. По большому счету «движуха» продолжалась три недели подряд. Я знаю, что многие люди, в том числе туристы из-за границы, брали отпуск и проводили все это время в Лиде. Задумайтесь: минчане, россияне, жители дальнего зарубежья на три недели приехали в небольшой белорусский город Лида и провели там полноценный отпуск. Оставили там хорошие деньги и, скорее всего, вернутся в следующем году, если городские власти продолжат проводить свою политику привлечения отдыхающих.

Почему этого не происходит в других городах? Возможно, не хотят. А может быть, не умеют.

Когда у нас родилась идея проведения посвященной активному отдыху выставки-фестиваля ActionExpo 2017 и мы начали к ней готовиться, то были приятно удивлены большому количеству заявок на участие. Лично для меня это стало показателем того, что рынок активного отдыха в стране готов к взрывному росту. Это подтверждается и тем, что сферой начали серьезно интересоваться представители бизнеса, которые готовы инвестировать в нее.

Коммерческая составляющая рано или поздно приводит к повышению качества. Грубо говоря, если вы пригласите на фестиваль волонтера-медика, всегда есть вероятность, что в последний момент окажется, что он не сможет присутствовать на мероприятии. И вот мы теряем дежурного врача. А если медиком будет человек, получающий зарплату, такой вариант практически исключен. И даже если случится непредвиденное, всегда можно оперативно нанять другого специалиста.

Еще одна положительная сторона коммерческого подхода — переход из любительской лиги в профессиональную. Если фестиваль устраивается с привлечением коммерческих организаций, то наверняка он будет проводиться уже не на полулегальной основе (что у нас до сих пор не редкость), а на договоренностях с местными властями. Если есть все разрешения, можно смело проводить широкую рекламную кампанию.

А теперь давайте не будем голословными и посмотрим, какие яркие события ждут нас в Беларуси этим летом. Пройдемся лишь по немногим мероприятиям, только тем, что первыми приходят в голову.

Всем известная «Линия Сталина» уже точно заявила о проведении танкового биатлона, фестиваля «Багратион», реконструкции боев времен войны в Афганистане. Идем дальше. Нас ждет четыре крупных фестиваля реконструкторов — начиная от Дудуток, где ежегодно гремит «Грюнвальд», и заканчивая слетом фанатов эпохи викингов, который пройдет под Лидой. Добавьте к этому масштабные постановки-реконструкции времен войны 1812 года, Первой мировой войны.

В стране уже лет двадцать регулярно (а летом — буквально каждую неделю) проходят ролевые игры на фэнтезийную тематику, на которые собирается по 50—100 человек и более, и только сейчас они выходят из подполья. Стоит упомянуть слеты страйкболистов, которые устраивают как небольшие, локальные игры, так и полномасштабные сражения, которые длятся по несколько дней.

Еще можно отметить соревнования по экстремальному бегу с препятствиями Bison Race, добавить несколько крупных мероприятий от Минского велосипедного общества: велопробегов, велофестивалей, велокарнавалов, приключенческих гонок.

Не вдаваясь в подробности, вспомним, что не обойдется без ярких событий в байкерской тусовке: интересных шоу-программ, соревнований, слетов. И в конце добавим с десяток активных туристических клубов, которые еженедельно организовывают водные, пешие и велопоходы по самым разнообразным и нередко очень нетривиальным маршрутам.

Конечно, это лишь малая часть всех активностей, которые пройдут летом. Скажите, заинтересовало вас что-нибудь из перечисленного? Наверняка да. И еще вопрос: о каких из этих мероприятий вы знаете хотя бы предварительную информацию? И снова с уверенностью отвечу за вас: о немногих.

Почему же у нас для того, чтобы найти все это, требуется приложить немалые усилия? Я пришел к выводу, что есть три отличительные черты, которые позволяют москвичам планировать и проводить активный отдых намного удобнее, чем нам.

Первая: россияне (как и другие наши соседи) поняли, что подобные мероприятия можно отлично монетизировать. Они знают, как извлекать из них доход, как привлекать спонсоров, как искать партнеров. Различные фестивали, чемпионаты, концерты, выставки там давно не проводятся усилиями одних лишь энтузиастов или по указке чиновников, в их реализации принимают участие люди, которые умеют считать деньги.

Вторая: в России уже сегодня существует масса интернет-ресурсов, централизованно собирающих информацию о тематическом отдыхе в том или ином направлении. У нас эта ниша фактически свободна (признаться, я удивлен, почему так происходит: она очень перспективна).

И наконец, третья: отношение людей к подобному отдыху. Думаю, многие белорусы до сих пор не понимают, что он сегодня так же доступен, как поход в кафе или кинотеатр. Но именно в этом направлении, как мне кажется, с каждым годом ситуация уверенно меняется в лучшую сторону. Главное — показать человеку достойную альтернативу отдыху по путевке в Турции, которую может предложить Беларусь. А она, я уверен, есть.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by