Журналист Onliner.by Виталий Петрович: «Велосипедисты просятся на проезжую часть? Не заслужили!»

26 567
21 апреля 2017 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Александр Ружечка

Журналист Onliner.by Виталий Петрович: «Велосипедисты просятся на проезжую часть? Не заслужили!»

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Александр Ружечка
Виталий Петрович — журналист Onliner.by, из года в год ездит на велосипеде чаще, чем на автомобиле. Считает, что велосипедистам пора научиться ладить с другими участниками дорожного движения, а не пытаться отнять у них часть дороги.
Мой друг (тоже, кстати, велосипедист) уже готовится разъезжать по улицам и проспектам наравне с автомобилями. Нас, говорит, много, все к этому идет. У друга есть шлем и сила в ногах, и он всякий раз огорчается, когда читает новости о велопроисшествиях. Считает, что такие сообщения портят репутацию велосообщества. Те, кто предпочитает два колеса, вообще народ обидчивый.

Этой весной обижались уже дважды. А ведь оба раза велосипедисты делали что хотели. Ехали по дороге: тротуар — он же для пешеходов. В результате повредили три машины — о как покатались! Большая удача, что не пострадали сами.

Такие происшествия, на мой взгляд, характеризуют проблемы, которые привезут велосипедисты, окажись они массово на проезжей части. Я отлично знаю, чем не устраивает тротуар: там ходят люди, есть бордюры, качество покрытия значительно хуже. Ладно, боимся штрафа, едем по дороге. Знаете, о чем думает велосипедист в этот момент? Он же уже нарушил ПДД и догадывается, что его за это могут наказать. Значит, нарушаем дальше — терять нечего. Почему бы не выехать, к примеру, в средний ряд или не проехать на красный?

Разберем случай, который недавно произошел на Немиге. Улица это загруженная, там и пешеходам не всегда легко приходится. Машины привычно заняли все полосы, стоят на светофоре. Велосипедист едет по междурядью. Он вот-вот окажется впереди всех, но что-то идет не так — и он падает, повреждая два автомобиля. Думаете, царапины? У Volkswagen как минимум разбита фара, у Toyota выбито стекло и помята дверь. Не самые дешевые последствия инцидента, который даже ДТП не является.

Какая нужда была у велосипедиста, который уже и так выехал на проезжую часть, двигаться между полосами? Правый ряд не уйдет в сторону: впереди нет перекрестка. Загорится зеленый, и велогонщик окажется между стартующими машинами в трафике, где каждый быстрее него. Выходит, он осознанно загонял себя в опасную ситуацию, что, по сути, можно назвать дорожным хулиганством.

Это же относится и к ребятам на фиксах. Велосипед с фиксированной передачей был придуман для гонок на треке — это такое закрытое пространство, где можно до бесконечности ехать по кругу. Вот с велика и сняли все лишнее, в том числе тормоза. Но на фиксы появилась мода, вышел культовый фильм — и вдохновленные адепты стали крутить педали, причем непременно на дорогах общего пользования: колеса тонкие, по бордюрам не попрыгаешь, ну и протест должен чувствоваться.

Вот такой фикс врезался возле Комаровки в машину, когда тоже ехал в междурядье. Кто-то скажет, что это вопрос мастерства. Но мастерство не выплатит страховку водителю, чья машина оказалась повреждена. Автовладелец становится заложником ситуации: он имеет право требовать компенсации только через суд, да и то при условии, что велогонщик не ретировался и его личность установлена, иначе требовать будет не с кого.

На мой взгляд, одно лишь то, что общее число велосипедистов год от года увеличивается, еще не дает им права претендовать на проезжую часть. Простите, но не заслужили. Движение организовано по правилам, которые нужно соблюдать. Мы же говорим о тех, кто хочет ездить по дорогам общего пользования, но при этом даже не обязан знать ПДД. Их транспортные средства не регистрируются, а сами они не сдают экзамен по вождению. Как при таком положении вещей защитить других участников дорожного движения от велосипедистов?

К слову, любители крутить педали за последние годы стали весьма раздражительными. Я думаю, их испортили полосы на тротуаре. Возникло неоправданное ощущение собственности: раз нам выделили здесь место, то оно наше по праву, и мы будем за него бороться. А то, что это место отняли у кого-то другого, их не волновало. Вмиг улетучилось всякое взаимопонимание. Одни посчитали, что их объедут, другие стали принципиально изображать из себя «трамваи».

Велосипедисты вошли во вкус и требуют снова отобрать для них место — на этот раз у водителей. Иными словами, предлагают подменить один конфликт — с пешеходами — другим, потенциально более опасным — с водителями. Думаете, на дороге не будет стычек, не найдется желающих помахать битой, причем желающих с обеих сторон? Выходит, мы не решаем проблему, а просто проецируем ее на другую плоскость.

К тому же не удастся избавиться от велосипедистов на тротуаре: кому-то обязательно будет страшно выезжать на проезжую часть, другим наверняка запретят это делать (например, подросткам). Крутить педали будут везде — и недовольны в результате останутся все.

Так для чего велосипедистам непременно нужно на проезжую часть? Почему бы с тем же упорством не настаивать на строительстве новых велодорожек — полноценных, где не будут сталкиваться чьи-то интересы? Разумеется, это самый затратный вариант, но речь в таком случае идет хотя бы о деньгах, а не о человеческих жизнях.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by