Сооснователь бренда Zhart Роман Герасимов: зарабатывать деньги на национальном колорите — это нормально!
135
20 апреля 2017 в 8:49
Ведущий рубрики: Дмитрий Корсак . Фото: Александр Ружечка
Сооснователь бренда Zhart Роман Герасимов: зарабатывать деньги на национальном колорите — это нормально!
Роман Герасимов — один из основателей бренда одежды Zhart, хотя сам считает, что пока «бренд» — слишком громкое название для проекта, который живет четыре года. По образованию экономист.
В 6 лет я радовался, что пошел учиться в русскоязычную школу, и ликовал, когда мама привозила из Минска холодный чизбургер из «МакДональдса». В 16 носил толстовку с надписью Brooklyn и засыпал на уроках истории Беларуси. Сейчас мне 26, и мы с другом зарабатываем деньги на национальном колорите. Как вы думаете, что произошло за это время?..

Раньше ансамбли, отплясывающие «Лявониху» в кружках самодеятельности, песни бабушек многоголосьем, соломенные куклы в универмагах ассоциировались с колхозом. Сегодня ничего в их восприятии не изменилось. Немодные вещи не стали модными, а некрасивые не стали красивыми.

Нынешнее поколение смотрит на мир иначе. Долгое время мы пытались быть на кого-то похожими. И вдруг поняли, что круто быть собой. Вот только проблема: мы себя толком не знаем. А в том, что вроде как должно нам помочь, себя не узнаем.

Мне не помогает в этом знание дат разделов Речи Посполитой, я не вижу себя в учебниках истории Беларуси, мне не хочется танцевать под народную музыку. А в наших легендах в конце все всегда умирают, чего тоже не хотелось бы. В общем, насильно вбить любовь к родине нельзя, наклейками «Купляйце беларускае» — тоже.

Традиционные методы не работают. У меня интерес к национальной самоидентификации, уж извините, начался с носков. Лет восемь назад, еще будучи студентом, я увидел на ком-то белые носки с красным орнаментом (к счастью, тогда уже начали появляться хипстеры, а вместе с ними — и закатанные штанины).

На первый взгляд, тривиально. Но именно так это и работает. Сегодня просветители — это татуировщики, которые превращают наш орнамент в нательные рисунки. Это молодые музыканты, которые соединяют традиционный вокал с современным битом. Это группы, которые исполняют инди-рок на белорусском языке. Это дизайнеры, которые добавляют элементы народного творчества в современный крой. Если короче, то тиражировать — отстой. Интерпретировать — круто. Национальная идентичность не может жить без переосмысления.

А знаете, без чего еще не может? Без денег. Точнее, без товарно-денежных отношений. Все перечисленное выше можно обозначить одним емким словом — спрос. Он есть. А предложения почему-то нет. Вернее, оно есть, но недостаточное. И в этом случае наблюдается та же картина, что и с учебниками: нам предлагают любить те белорусские продукты, которые мы любить не хотим. Самим, что ли, свой же спрос и удовлетворять в такой ситуации?

Почему бы и нет, подумали мы с другом и за полтора месяца собрали больше десяти тысяч долларов на краудфандинговой площадке Ulej. Предложили потенциальным покупателям вполне простую, но, как оказалось, достаточно дефицитную в нашей стране вещь — майки с принтами. Разработали рисунки на тему современной Беларуси, интерпретировали элементы национальных орнаментов. Но главное — попытались разобраться в себе и в людях вокруг. Краудфандинг предполагает систему предзаказов, а это значит, что, поддерживая нас, люди напрямую участвуют в создании продукта. Такой вот парадокс: хотите покупать хорошие белорусские вещи — сами их и делайте.

То, что бизнес, построенный на национальной символике, — это очень перспективное направление, стало очевидно уже давно. За последние несколько лет в стране уверенно стартовало несколько проектов, связанных с одеждой. Думаю, что подтверждением можно считать и наш успешный опыт. Еще один косвенный признак — то, что, смотря на успех мелких предпринимателей, темой все больше начинают интересоваться крупные промышленные предприятия.

Но, к сожалению, тех, которые пытаются действительно понять, что делают, единицы. Большинство же просто наносят орнамент или вышиванку по поводу и без. А это может быть даже опасно, потому что слепое тиражирование может легко опошлить любой символ.

Почему же при столь высоком спросе развитие направления идет такими черепашьими темпами? Вполне вероятно, что есть причины рыночные, связанные с условиями ведения бизнеса в нашей стране, о которых не говорит разве что ленивый. Но лично для меня они не являются основными. Мы с товарищем начинали с $500 в кармане, и возможные варианты были очевидны. Можно было купить на эти деньги телефон и потом ныть, что сделать в этой стране ничего нельзя. Второй путь был сложнее. В свое время его очень емко обрисовал Рузвельт: «Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть».

За четыре года нам удалось разработать свой уникальный стиль, который пришелся минчанам по вкусу. Но за это время мы столкнулись с другой, немного необычной проблемой.

Отчего-то в Беларуси в последнее время появляется все больше «ортодоксов», яростно воюющих за чистоту национальной символики. Если вы используете в принте тот или иной элемент национальных узоров, обязательно найдется негодующий знаток, который потребует наносить этот узор только на льняные рубахи вышивкой, в определенном, «исторически достоверном» порядке, как деды завещали. Вот только деды, боюсь, завещали так, потому что не знали о шелкографии и австрийских красках на водной основе.

Я считаю, что к национальной символике надо относиться легко, но не легкомысленно. На мой взгляд, традиции живут только тогда, когда они получают определенную интерпретацию в современности. Если этого не происходит, традиция умирает, а изображение превращается в музейный экспонат.

Белорусский национальный узор успешно становится элементом современного дизайна, который привносит в обыденные, казалось бы, вещи особенный смысл. Не стоит ожидать, что мы сможем насытить спрос белорусов на белорусское одними лишь «музейными экспонатами».

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Ведущий рубрики: Дмитрий Корсак . Фото: Александр Ружечка
ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
20.04.2017 в 9:09
У нас в стране на национальном колорите и бедности народа зарабатывает только один белорус
Pashka216

купляйце беларускае-фуфайки и галошы. работайце бесплатна, на што вам тыя грошы? не ежце многа мяса- адзин халестэрын! патрэбен беларусу "зялены витамин"! пажуйце на нач щавель и верасам занюхайце. шануйце прызидента и никаго не слухайце!

448
Лучший комментарий
20.04.2017 в 8:53

«Не пакідайце ж мовы нашай беларускай, каб не ўмёрлі»
Ф. Багушэвiч

20.04.2017 в 8:53

Не сразу Москва строилась....удачи Роман!

20.04.2017 в 8:54

его надо достойно представить

20.04.2017 в 8:54

Белорусский национальный узор успешно становится элементом современного дизайна, который привносит в обыденные, казалось бы, вещи особенный смысл. Не стоит ожидать, что мы сможем насытить спрос белорусов на белорусское одними лишь «музейными экспонатами».

20.04.2017 в 8:57
«Не пакідайце ж мовы нашай беларускай, каб не ўмёрлі»
Ф. Багушэвiч
demona

почитываешь?

20.04.2017 в 8:59

У нас в стране на национальном колорите и бедности народа зарабатывает только один белорус

20.04.2017 в 9:02

Можно было купить на эти деньги телефон и потом ныть, что сделать в этой стране ничего нельзя - золотые слова!!!!

20.04.2017 в 9:02

Удачи, конечно же!
Пусть и с помощью этих маленьких символов белорусы поскорее почувствуют себя нацией со своей идентичностью, а не размытым населением и "братским" придатком восточного соседа.

20.04.2017 в 9:04

Рабам давали еды и одежды ровно столько,сколько бы им хватило для того ,чтобы они смогли продолжить работать.Ничего существенного в принципах формирования зарплаты с тех пор не изменилось.

20.04.2017 в 9:09
У нас в стране на национальном колорите и бедности народа зарабатывает только один белорус
Pashka216

купляйце беларускае-фуфайки и галошы. работайце бесплатна, на што вам тыя грошы? не ежце многа мяса- адзин халестэрын! патрэбен беларусу "зялены витамин"! пажуйце на нач щавель и верасам занюхайце. шануйце прызидента и никаго не слухайце!

20.04.2017 в 9:10

Подскажите, как можно заработать на нытье? :)

20.04.2017 в 9:11

Толькі за сваю мову і сваю культурк.
Анлайнеру пара было б зрабіць рускамоўную і беларускамоўную версію сайта!

20.04.2017 в 9:12
«Не пакідайце ж мовы нашай беларускай, каб не ўмёрлі»
Ф. Багушэвiч
demona

Емкая фраза, только какое отношение она имеет к статье? Речь не об белорусском языке, а об бизнесе на майках с принтами. Сначала почитать нужно было.

20.04.2017 в 9:18

Деньги зарабатывать вообще нормально. На всём, что законно...

20.04.2017 в 9:27
«Не пакідайце ж мовы нашай беларускай, каб не ўмёрлі»
Ф. Багушэвiч
demona

почитываешь?

дурачина

погугливает.

20.04.2017 в 9:29
У нас в стране на национальном колорите и бедности народа зарабатывает только один белорус
Pashka216

купляйце беларускае-фуфайки и галошы. работайце бесплатна, на што вам тыя грошы? не ежце многа мяса- адзин халестэрын! патрэбен беларусу "зялены витамин"! пажуйце на нач щавель и верасам занюхайце. шануйце прызидента и никаго не слухайце!

buggas

Слушать можно кого угодно. А вот что и как делать решать по любому нужно самому.

20.04.2017 в 9:29

так а где посмотреть\приобрести?

20.04.2017 в 9:43

Ты не гніся, брат, ніколі
Траўкаю пахілай,
Сам пружыны своёй долі
Выкуй ўласнай сілай!
Бо хоць кажуць, што з уклону
Не баліць галоўка, -
Не зважай: з ярма-прыгону
Выйшла гэта слоўка.
Не прасі, не спадзявайся
Ты на дапамогу,
Сам з нягодамі змагайся,
Сам прабі дарогу!
Хоць памогуць табе людзі
Адшукаць дарогі,
А саб'ешся, зноў ты будзеш
Абіваць парогі.
НЕ лісціся к сільным, дружа,
Зеллейкам-бярозкай,
Бо не выйдзеш век з-пад гужа,
Страціш вобраз боскі,
І ў людзей ты гонар страціш -
І цябе зракуцца:
Лепш змагацца вольным, браце,
Чым цярпець ды гнуцца.

20.04.2017 в 9:43
инди-рок на белорусском языке

вынос мозга. и вообще, достала эта вышиванка на каждом утюге.

20.04.2017 в 9:45

Принты с господами ЗУБРОВЫМ, ВОЛКОВЫМ, ЗАЙЦЕВЫМ, ЛОСЕМ реально прикольные. Никогда не одел бы белорусскую вышиванку, не потому, что я против, а потому, что просто не одел бы. А вот майку с интегрированным орнаментам в файный принт, смесь самобытности и хипстерства - за счастье )) Ребята кстати еще и солнцезащитные очки в оправе из дерева делают.

20.04.2017 в 9:46

Ляпать импортные наклейки на интеграл и принты на импортные майки, вот и все чего достигла наша экономика. И это называется бренды?! Вот когда они будут шить реальную одежду от и до и делать реальные вещи, только тогда можно сказать что это "свое и зроблена у Беларуси".

20.04.2017 в 10:03

Детский сад какой-то. Валюту надо учится зарабатывать, как это стараются делать во всем мире. Вот куда энергию направлять надо. А Украина с ее вышиванками далеко не лучший пример для подражания.

20.04.2017 в 10:17
Ляпать импортные наклейки на интеграл и принты на импортные майки, вот и все чего достигла наша экономика. И это называется бренды?! Вот когда они будут шить реальную одежду от и до и делать реальные вещи, только тогда можно сказать что это "свое и зроблена у Беларуси".
eskimoz

Во всем мире происходит слияние различных структур, кто-то шьет дешево, кто-то дизайн разрабатывает, а кто-то те же принты печатает дешево. Если ребята будут шить майки от и до, то себестоимость будет атомной и их даже без учета экономической ситуации никто никогда не купит. А исходя из вашей точки зрения то у нас вообще ничего своего и ЗРОБЛЕНА У БЕЛАРУСI - нет. У нас, что хлопок выращивают, нитку из него делают, ткани. Тот же СВИТАНОК все закупает и только по лекалам шьет, и убогие рисунки печатает, а стоимость как будто NIKE или ADIDAS покупаешь. Как то в Жодино заехал в фирменный магазин, где по идее все должно быть дешевле, так из не дорогого только тельняшки. А по глобальному так и на МАЗы и трактора, ВИТЯЗИ и ГОРИЗОНТЫ и т.д. ставить клеймо Зроблена у Беларусi - нельзя. У нас их только собирают )) Да и по ходу это бизнес, какой-никакой, а бизнес, а значит главное рентабельность и продажи, а где сделано, да хоть на Made on MARS.

20.04.2017 в 10:35

eskimoz, мы ляпаем принты на беларусские майки :) я вам больше скажу - на майки собственного производства

20.04.2017 в 10:36

Знаком с Романом, так держать!!

20.04.2017 в 10:41

Качество не очень, что печати, что изделий

20.04.2017 в 11:11

Канечне, ва ўсіх нармальных краінах гэта даўно робяць, і толькі ў нас некія комплексы

20.04.2017 в 11:11
Ляпать импортные наклейки на интеграл и принты на импортные майки, вот и все чего достигла наша экономика. И это называется бренды?! Вот когда они будут шить реальную одежду от и до и делать реальные вещи, только тогда можно сказать что это "свое и зроблена у Беларуси".
eskimoz

А вы думаете американский iPhone, немецкий BMW делаются полностью в этих странах из собственных матерьялов? Реалии любого бизнеса таковы, что доллор указывает путь, если дешевле брать импортные майки чем отечественные, то их будут брать. Поэтому ваш скептицизм тут не уместен, главное не откуда, главное конечный продукт

20.04.2017 в 11:17

Научитесь вы уже слово Родина с заглавной буквы писать, а!

20.04.2017 в 11:29

Тоторо привет )

20.04.2017 в 11:29
Отчего-то в Беларуси в последнее время появляется все больше «ортодоксов», яростно воюющих за чистоту национальной символики. Если вы используете в принте тот или иной элемент национальных узоров, обязательно найдется негодующий знаток, который потребует наносить этот узор только на льняные рубахи вышивкой, в определенном, «исторически достоверном» порядке, как деды завещали.

Я так понимаю, они пытались объяснить вам, что глупо ставить символ женского начала на мужскую майку, даже если он красивенько туда вписывается - иначе будет как с белорусским флагом. Но вы же не видите связи между историей страны и её культурой, так что бесполезно объяснять. Судя по статье, такие, как вы, лет дцать тому себе китайские иероглифы набивали, не думая о смысле - красивенько же.
Глупо работать с символикой, не задумываясь о её смысле, будь это иероглифы, кельтские узоры или белорусский орнамент. Надолго тогда такой моды не хватит. Ибо она так и останется всего лишь модой, а не отражением мыслей или образа жизни.

20.04.2017 в 11:30

Найти в Беларуси поставщика качественных маек не великая проблема. Не понимаю откуда такие цены за кусок тряпки на который ляпнули принт? Неужели великие дизайнеры так высоко оценивают свой труд по разработке незамысловатого рисунка? Или это как у Симачева раньше - добавил хохломы и сразу можно 10 долларов накинуть? (у него кстати, сейчас можно майки с принтами за 2$ купить)

20.04.2017 в 11:37

чтобы бренд стал брендом нужно время, много работы и много работы. Зара - бренд, Армани - бренд. А Жарт это пока только "жарт". Через пару лет поинтересуйтесь как их бренд брендится. Не очень подходит называть называть перенос картинок на майки брендом. ИМХО.

20.04.2017 в 11:39
Найти в Беларуси поставщика качественных маек не великая проблема. Не понимаю откуда такие цены за кусок тряпки на который ляпнули принт? Неужели великие дизайнеры так высоко оценивают свой труд по разработке незамысловатого рисунка? Или это как у Симачева раньше - добавил хохломы и сразу можно 10 долларов накинуть? (у него кстати, сейчас можно майки с принтами за 2$ купить)
Nikadim4

"ляпнули принт"?
"незамысловатый рисунок"?
м-да.
товарищ, вы сначала выучитесь на иллюстратора, потом научитесь еще и для маек качественные принты рисовать, потом изучите технологию печати и выполните всю работу от и до, авось, и появится желание платить за чужой труд. такая майка никогда не будет стоить столько же, сколько крошащийся хб от свитанка за пять рэ.
а не нравится - носите свитанок.
PS у меня есть с зубром, майка просто шикарная. выглядит круто и очень хорошо сидит, ткань интересная, не слишком стрейчевая, но эластичная.

20.04.2017 в 11:42
Глупо работать с символикой, не задумываясь о её смысле, будь это иероглифы, кельтские узоры или белорусский орнамент. Надолго тогда такой моды не хватит. Ибо она так и останется всего лишь модой, а не отражением мыслей или образа жизни.
yo_zhik

обоге
не нравится - сделайте свой правильный принт.
но нет, нужно созвать комиссию из академии наук и покритиковать.
не нравится - не носите, от ребят отстаньте только.

20.04.2017 в 11:49

VIDEOMAX, На самом деле наши майки производятся в Беларуси :) Поэтому нет предмета спора. Но спасибо, что вступились за нас :)

20.04.2017 в 11:52

Lespot, Здравствуйте! Мы с большим внимание относимся к вопросам качества. Используем лучшие материалы, которые только можем найти. Поэтому в ваше случае речь идет о браке. Напишите, пожалуйста, нам в социальные сети и мы постараемся исправить сложившуюся ситуацию: дадим скидку на другой товар, заменим бесплатно ваш или вернем вам деньги.

20.04.2017 в 11:55

Дада, снизу соседи поиграли с вышиванками, сверху соседи поиграли в национализм, теперь похоже наша очередь скатиться в голытьбу, но зато в вышиванке и мова есть.

20.04.2017 в 11:56
чтобы бренд стал брендом нужно время, много работы и много работы. Зара - бренд, Армани - бренд. А Жарт это пока только "жарт". Через пару лет поинтересуйтесь как их бренд брендится. Не очень подходит называть называть перенос картинок на майки брендом. ИМХО.
nitronitro

Здравствуйте. Во-первых, мы себя брендом и не называем, просто трудно другое слово подобрать. Во-вторых вы правы: мы очень много-много работаем, уже 5й год, и пока никуда не собираемся :) В-третьих, прежде чем перенести, мы эти принты и майки создаем.

20.04.2017 в 12:02
Отчего-то в Беларуси в последнее время появляется все больше «ортодоксов», яростно воюющих за чистоту национальной символики. Если вы используете в принте тот или иной элемент национальных узоров, обязательно найдется негодующий знаток, который потребует наносить этот узор только на льняные рубахи вышивкой, в определенном, «исторически достоверном» порядке, как деды завещали.

Я так понимаю, они пытались объяснить вам, что глупо ставить символ женского начала на мужскую майку, даже если он красивенько туда вписывается - иначе будет как с белорусским флагом. Но вы же не видите связи между историей страны и её культурой, так что бесполезно объяснять. Судя по статье, такие, как вы, лет дцать тому себе китайские иероглифы набивали, не думая о смысле - красивенько же.
Глупо работать с символикой, не задумываясь о её смысле, будь это иероглифы, кельтские узоры или белорусский орнамент. Надолго тогда такой моды не хватит. Ибо она так и останется всего лишь модой, а не отражением мыслей или образа жизни.

yo_zhik

Здравствуйте! Не совсем так. В вашем примере, вы, разумеется, правы. Я скорее говорил об излишней опеке этих символов. Об их неприкосновенности.

20.04.2017 в 12:04
Дада, снизу соседи поиграли с вышиванками, сверху соседи поиграли в национализм, теперь похоже наша очередь скатиться в голытьбу, но зато в вышиванке и мова есть.
nikaadmin

А слева и справа соседи во что поиграли? :)

20.04.2017 в 12:06
так а где посмотреть\приобрести?
my_username

http://ulej.by/project?id=112671

20.04.2017 в 12:12
Глупо работать с символикой, не задумываясь о её смысле, будь это иероглифы, кельтские узоры или белорусский орнамент. Надолго тогда такой моды не хватит. Ибо она так и останется всего лишь модой, а не отражением мыслей или образа жизни.
yo_zhik

обоге
не нравится - сделайте свой правильный принт.
но нет, нужно созвать комиссию из академии наук и покритиковать.
не нравится - не носите, от ребят отстаньте только.

merry_hon

Ой, я вас умоляю. Я их здесь впервые в жизни вижу. Это они, а не я, рассказывают здесь про "интерпретацию традиций" и про то, что вот другие символику опошляют, а они не такие и ждут трамвая.
Только вот для интерпретации чего-либо стоило бы разобраться в теме изначально, а не вставать в позу: "я крутой дизайнер и картинки у меня крутые, не нравится - не покупайте, но критиковать не смейте"
Я вот в орнаментах не разбираюсь, но прежде чем купить вещь с орнаментом, тем более, моей страны, интересуюсь, не полная ли хрень там нарисована. А вы можете пойти и набить себе иероглиф ".опа" на майке. Ну а чё - красиво же, и по-китайски.

20.04.2017 в 12:22
Глупо работать с символикой, не задумываясь о её смысле, будь это иероглифы, кельтские узоры или белорусский орнамент. Надолго тогда такой моды не хватит. Ибо она так и останется всего лишь модой, а не отражением мыслей или образа жизни.
yo_zhik

обоге
не нравится - сделайте свой правильный принт.
но нет, нужно созвать комиссию из академии наук и покритиковать.
не нравится - не носите, от ребят отстаньте только.

merry_hon

Ой, я вас умоляю. Я их здесь впервые в жизни вижу. Это они, а не я, рассказывают здесь про "интерпретацию традиций" и про то, что вот другие символику опошляют, а они не такие и ждут трамвая.
Только вот для интерпретации чего-либо стоило бы разобраться в теме изначально, а не вставать в позу: "я крутой дизайнер и картинки у меня крутые, не нравится - не покупайте, но критиковать не смейте"
Я вот в орнаментах не разбираюсь, но прежде чем купить вещь с орнаментом, тем более, моей страны, интересуюсь, не полная ли хрень там нарисована. А вы можете пойти и набить себе иероглиф ".опа" на майке. Ну а чё - красиво же, и по-китайски.

yo_zhik

слушайте, почему вас вообще так корежит от того, что кто-то набьет себе какие-то иероглифы на майке или на частях тела? почему у вас от этого так неистово горит? может быть, все-таки есть смысл позволить людям производить и покупать то, что они захотят, в рамках закона? вам не приходило в голову, что у производителя интерпретация может отличаться от вашей личной, а что покупателям не всегда будет интересно знать, какой именно орнамент изображен на футболке и из какой области страны он произошел?
если у вас проблемы с тем, кто что себе набивает куда, то это и правда ваши личные проблемы.
и "Я вот в орнаментах не разбираюсь" вкупе с тем, что вы там написали выше - это не критика. и уж тем более не конструктивная. это называется "пришли в каменты, набухтели".

20.04.2017 в 12:25

ход мыслей автора считаю правильным
но...
их майка как и 98% остального с орнаментом и прочей нац тематикой
почемуто не вызывают желания приобрести и одеть

20.04.2017 в 12:27
Отчего-то в Беларуси в последнее время появляется все больше «ортодоксов», яростно воюющих за чистоту национальной символики. Если вы используете в принте тот или иной элемент национальных узоров, обязательно найдется негодующий знаток, который потребует наносить этот узор только на льняные рубахи вышивкой, в определенном, «исторически достоверном» порядке, как деды завещали.

Я так понимаю, они пытались объяснить вам, что глупо ставить символ женского начала на мужскую майку, даже если он красивенько туда вписывается - иначе будет как с белорусским флагом. Но вы же не видите связи между историей страны и её культурой, так что бесполезно объяснять. Судя по статье, такие, как вы, лет дцать тому себе китайские иероглифы набивали, не думая о смысле - красивенько же.
Глупо работать с символикой, не задумываясь о её смысле, будь это иероглифы, кельтские узоры или белорусский орнамент. Надолго тогда такой моды не хватит. Ибо она так и останется всего лишь модой, а не отражением мыслей или образа жизни.

yo_zhik

Здравствуйте! Не совсем так. В вашем примере, вы, разумеется, правы. Я скорее говорил об излишней опеке этих символов. Об их неприкосновенности.

Zhart

Нет, в моём случае о неприкосновенности орнамента речь не идёт - неприкосновенное умирает, а вот то, что производители минимум должны пояснять написанное/нарисованное/закодированное, кажется очевидным, но почти никем не соблюдается.
И люди в результате не парятся над смыслом, а просто следуют моде. Другой ветер подует - с радостью перестроятся. А жаль. Ведь в этом гораздо больше смысла чем в значках с "прикольными" фразами или "майках с 3d принтами".

20.04.2017 в 12:45
«Не пакідайце ж мовы нашай беларускай, каб не ўмёрлі»
Ф. Багушэвiч
demona

почитываешь?

дурачина

Дурачине не понять.

20.04.2017 в 12:46
ход мыслей автора считаю правильным
но...
их майка как и 98% остального с орнаментом и прочей нац тематикой
почемуто не вызывают желания приобрести и одеть
ZxV

Надеть. На-деть. Н-а-д-е-т-ь. Как вы запарили, критики-двоечники.

20.04.2017 в 12:59

Спрос есть. Денег нет. Предложение -низкосортное. А дорогое делать нет смысла, т.к. нет денег. Все.

20.04.2017 в 13:05
Деньги зарабатывать вообще нормально. На всём, что законно...
SOLDYK

И что позволяет совесть, у кого она есть.

20.04.2017 в 13:32

напечатают пару маек с бчб флажком
и бизнес в 5сек прикроют

20.04.2017 в 13:32
Удачи, конечно же!
Пусть и с помощью этих маленьких символов белорусы поскорее почувствуют себя нацией со своей идентичностью, а не размытым населением и "братским" придатком восточного соседа.
anndmill

Жаль , что у людей такие мысли в голове. Вы со своей идентичностью, без восточного соседа, что делать то будете???Аля Молдова или Румыния, а может Украина???

20.04.2017 в 13:37

REDISKA-2012, не всем же миллионы долларов лопатами ворочать, кому-то надо и прикольными идеями заниматься и воплощать :)

20.04.2017 в 13:37
Деньги зарабатывать вообще нормально. На всём, что законно...
SOLDYK

И что позволяет совесть, у кого она есть.

vlad.r

Всё, за что человек добровольно отдал деньги, получив предварительно полную информацию о том, что он покупает — нормальный бизнес. Совесть тут ни при чём.

20.04.2017 в 13:38

из сериала викинги вон как раздули,пора и из белорусского эпоса что нибудь раскрутить

20.04.2017 в 13:48
Обязательно найдется негодующий знаток, который потребует наносить этот узор только на льняные рубахи вышивкой, в определенном, «исторически достоверном» порядке, как деды завещали.

Что мешает делать и так? Ценник озвучьте, пожалуйста)

20.04.2017 в 13:50
Удачи, конечно же!
Пусть и с помощью этих маленьких символов белорусы поскорее почувствуют себя нацией со своей идентичностью, а не размытым населением и "братским" придатком восточного соседа.
anndmill

Жаль , что у людей такие мысли в голове. Вы со своей идентичностью, без восточного соседа, что делать то будете???Аля Молдова или Румыния, а может Украина???

nikita-ips

Мне кажется, что не корректно отождествлять экономические отношения и социо-культурные. Даже, если экономика плотно завязана на России, даже если мы от нее зависим, это не значит, что мы не имеем право любить свою страну и все, что с ней связано. Но дело даже не в этом, речь не идет ни о национальной идее, ни о чем таком. Лично мне было бы интересно и приятно видеть продукты и творчество, которое направлено на меня, беларуса. Но ни Россия, ни Евросоюз, ни Молдова, ни Румыния, ни пришельцы с марса не будут их делать. В первую очередь мы должны быть интересны самим себе, потому что в противном случае мы не будем интересны никому. Короче, я лягушка и хочу хвалить свое болото.

20.04.2017 в 13:51
Обязательно найдется негодующий знаток, который потребует наносить этот узор только на льняные рубахи вышивкой, в определенном, «исторически достоверном» порядке, как деды завещали.

Что мешает делать и так? Ценник озвучьте, пожалуйста)

sazonoff2013

В рамках краудкампании сможете приобрести по цене от 16,25 рублей :)

20.04.2017 в 13:52

Zhart, а ткань у маек - что за она? чья?

20.04.2017 в 13:59
Zhart, а ткань у маек - что за она? чья?
ValeryT

Кулирная гладь, пенье, 92% - хлопой, 8% - эластан, плотность - 160 гр/м. Турецкое производство.

20.04.2017 в 14:00

Посмотрел на улее и понял почему не куплю. В принтах нет чего-то такого, ээээ, фишки, цимеса. Механистические изображения животных. Нет души, не цепляют.

20.04.2017 в 14:01

Когда есть свежая идея, и ты в нее веришь не важно с 500 ты стартуешь, или с 50 000.

Успехов.

20.04.2017 в 14:05
Когда есть свежая идея, и ты в нее веришь не важно с 500 ты стартуешь, или с 50 000.

Успехов.

Чабор

Спасибо!

20.04.2017 в 14:08

Посмотрел ролик. Какой то он самодовольный, этот бренд. "Лучшие майки, из тех что продаются в Беларуси" (с). Смешно )

20.04.2017 в 14:08
Когда есть свежая идея
Чабор

да, свежая. года три ей )

20.04.2017 в 14:33

ZHART, только сейчас осенило, а вы что, специально выбрали зайца, волчицу, лося, зубра, это же ре инкарнация белорусских денег (зайчиков)))). В общем белку и бобра можно пропустить, но брутального медведя не обойдите вниманием )))

20.04.2017 в 14:37

ортодоксы - это деграданты-ретрограды
нацисты, одним словом
к их мнению можно прислушиваться лишь в контексте угрозы нацбезопасности, в остальном - потерянные люди

20.04.2017 в 14:52

Есть у слепакова хорошая песня на эту тему

20.04.2017 в 15:29
Есть у слепакова хорошая песня на эту тему
DreamKiller

И у Ротару тоже

20.04.2017 в 15:30
ортодоксы - это деграданты-ретрограды
нацисты, одним словом
к их мнению можно прислушиваться лишь в контексте угрозы нацбезопасности, в остальном - потерянные люди
Kaliani

Ну нет, конечно! Просто очень чувствительные

20.04.2017 в 15:32
ZHART, только сейчас осенило, а вы что, специально выбрали зайца, волчицу, лося, зубра, это же ре инкарнация белорусских денег (зайчиков)))). В общем белку и бобра можно пропустить, но брутального медведя не обойдите вниманием )))
VIDEOMAX

Мы тоже это заметили ) Но уже постфактум. А про деньги у нас была отдельная серия принтов :)

20.04.2017 в 15:33
Когда есть свежая идея
Чабор

да, свежая. года три ей )

ValeryT

Да, самому первому принту из этой серии 2,5 года. Но для вас и всех тех, кто видит ее впервые, она может быть свежей.

20.04.2017 в 15:34

Пустой треп.
Много умных слов - брэнд, национальная символика, бизнес.
По факту: сайта - нет, компании - нет, бизнеса - нет. Есть: группа в контакте, и товарищи которые придумывают рисунок - заказывают его распечатку или вышивку на готовых майках, а потом продают (причем ещё вопрос как?) легальных контактов - нет.
И эти товарищи ещё рассуждают о бизнесе в РБ..........

20.04.2017 в 15:35
Посмотрел ролик. Какой то он самодовольный, этот бренд. "Лучшие майки, из тех что продаются в Беларуси" (с). Смешно )
ValeryT

Во-первых, мы говорим не "лучшие", а "одни из лучших". Во-вторых, мы действительно так считаем. Мы очень много сил и времени потратили, чтобы сделать такую майку, которую хотелось бы носить самому. Поэтому я ответственно это заявляю, это действительно мое мнеине, которое я могу обосновать.

20.04.2017 в 15:36
Когда есть свежая идея, и ты в нее веришь не важно с 500 ты стартуешь, или с 50 000.

Успехов.

Чабор

Я бы, конечно, предпочел 50 000 :)

20.04.2017 в 15:48
Пустой треп.
Много умных слов - брэнд, национальная символика, бизнес.
По факту: сайта - нет, компании - нет, бизнеса - нет. Есть: группа в контакте, и товарищи которые придумывают рисунок - заказывают его распечатку или вышивку на готовых майках, а потом продают (причем ещё вопрос как?) легальных контактов - нет.
И эти товарищи ещё рассуждают о бизнесе в РБ..........
luz

Здравствуйте. По факту: Я ни разу не употребил в статье слово бренд) Мы не печатаем свои принты на готовых майках. Майки мы также разрабатываем. Мы не тратили деньги на сайт, потому что считаем, что на данном этапе удачнее потратить их на рекламу. Мы не продаем свои майки в розницу, мы сдаем их на реализацию своим партнерам. Несколько штук осталось в торговом центре Немига 3, 2 этаж, павильон 78 )))

20.04.2017 в 15:50

возможно я такой один, но мне не нравятся эти принты.

20.04.2017 в 15:51
У нас в стране на национальном колорите и бедности народа зарабатывает только один белорус
Pashka216

зато сколько на этом собирают лайки? Что не новость - а у нас, а у яуропе.

20.04.2017 в 15:57

как умиляют такие истории успеха.... бренд, начинали с пятисот долларов, краудфандинг.... маечка на фото - по всей видимости венец творчества.... грустно как-то...(((

20.04.2017 в 16:02
Пустой треп.
Много умных слов - брэнд, национальная символика, бизнес.
По факту: сайта - нет, компании - нет, бизнеса - нет. Есть: группа в контакте, и товарищи которые придумывают рисунок - заказывают его распечатку или вышивку на готовых майках, а потом продают (причем ещё вопрос как?) легальных контактов - нет.
И эти товарищи ещё рассуждают о бизнесе в РБ..........
luz

Здравствуйте. По факту: Я ни разу не употребил в статье слово бренд) Мы не печатаем свои принты на готовых майках. Майки мы также разрабатываем. Мы не тратили деньги на сайт, потому что считаем, что на данном этапе удачнее потратить их на рекламу. Мы не продаем свои майки в розницу, мы сдаем их на реализацию своим партнерам. Несколько штук осталось в торговом центре Немига 3, 2 этаж, павильон 78 )))

Zhart

Стесняюсь спросить: а чего в обычной майке, можно разрабатывать? =) Ну да бог с ним.....
Повторюсь: рассуждения о бизнесе в РБ, звучат смешно из уст людей которые им по сути и не заминаются. Откройте свое ООО, проработайте четыре года (как вы тут заявляете), ощутите на себе все прелести и бонусы, а потом почитайте эту статью.....

20.04.2017 в 16:03
возможно я такой один, но мне не нравятся эти принты.
DeMarko

И это норма

20.04.2017 в 16:03
как умиляют такие истории успеха.... бренд, начинали с пятисот долларов, краудфандинг.... маечка на фото - по всей видимости венец творчества.... грустно как-то...(((
astter

Не стреляйте в пианиста - играет, как умеет )

20.04.2017 в 16:15
Пустой треп.
Много умных слов - брэнд, национальная символика, бизнес.
По факту: сайта - нет, компании - нет, бизнеса - нет. Есть: группа в контакте, и товарищи которые придумывают рисунок - заказывают его распечатку или вышивку на готовых майках, а потом продают (причем ещё вопрос как?) легальных контактов - нет.
И эти товарищи ещё рассуждают о бизнесе в РБ..........
luz

Здравствуйте. По факту: Я ни разу не употребил в статье слово бренд) Мы не печатаем свои принты на готовых майках. Майки мы также разрабатываем. Мы не тратили деньги на сайт, потому что считаем, что на данном этапе удачнее потратить их на рекламу. Мы не продаем свои майки в розницу, мы сдаем их на реализацию своим партнерам. Несколько штук осталось в торговом центре Немига 3, 2 этаж, павильон 78 )))

Zhart

Стесняюсь спросить: а чего в обычной майке, можно разрабатывать? =) Ну да бог с ним.....
Повторюсь: рассуждения о бизнесе в РБ, звучат смешно из уст людей которые им по сути и не заминаются. Откройте свое ООО, проработайте четыре года (как вы тут заявляете), ощутите на себе все прелести и бонусы, а потом почитайте эту статью.....

luz

Это действительно не сложно: нужно сделать нормальный крой и выбрать хорошую ткань. Но многие этого не делают, поэтому их майки сидят на вас как мешок.
А ООО у нас есть и мы официально с ним работаем 4 года ) Платим налоги, все дела. У нас мелкий, семейный, но все-таки бизнес. Ну и я не знаю, как для вас. Наверное вы очень опытный и успешный человек, судя по всему. Но для меня собрать 10 тысяч баксов инвестиций на производство маек (в феврале мы их собрали!) с временем ожидания 3 месяца - это клево. Лично у меня не каждый день получается это делать ) Вот и развякался на радостях, извините, пожалуйста ))

20.04.2017 в 16:26

Молодцы!!! Удачи вам!

20.04.2017 в 16:33
Молодцы!!! Удачи вам!
R.I.V.

Спасибо!

20.04.2017 в 16:46

"А в наших легендах в конце все всегда умирают, чего тоже не хотелось бы."

...не хотелось бы... но придется... и всем...

20.04.2017 в 17:12

Рома, молодцом! Но ща тебе расскажут тут что по чем на самом деле. ;)

20.04.2017 в 17:14
Рома, молодцом! Но ща тебе расскажут тут что по чем на самом деле. ;)
Mike216

Да уже! )) Становится понятнее и понятнее ! ))

20.04.2017 в 17:20

не носил и не собираюсь

20.04.2017 в 17:23
не носил и не собираюсь
KupluProdamVasheBarahlo

Только не это!

20.04.2017 в 17:23

Почему название фирмы на еврейском языке, колоритчик??? С трудом прочел, что это оказывается - Жарт, или ошибся.

20.04.2017 в 17:39

Теперь и до вышиванок не далеко, и главное скакать по выше. Ни когда не одел бы эту безвкусицу.

20.04.2017 в 17:40

Роман, вы молодец! успехов вам!

20.04.2017 в 17:42
Теперь и до вышиванок не далеко, и главное скакать по выше. Ни когда не одел бы эту безвкусицу.
wolfmaxblr111

Не надел. Правильно говорить: "Не на-дел бы эту безвкусицу."

20.04.2017 в 17:43
Роман, вы молодец! успехов вам!
yyx111

Спасибо большое! Очень приятно : )

20.04.2017 в 17:59

ХЗ... помнится была у меня скромная майка (в смысле без принтов), на рукаве только 78 вышито еле заметно (те кто в теме знают). Но даже на работе говорили что красивая :)
Зубров оставлю хипстерам, а то на всех не хватит...

20.04.2017 в 17:59
Мы с товарищем начинали с $500 в кармане, и возможные варианты были очевидны.

Ну молодцы. А в процессе сколько вложили. Вышли ли на окупаемость?

20.04.2017 в 18:10
Мы с товарищем начинали с $500 в кармане, и возможные варианты были очевидны.

Ну молодцы. А в процессе сколько вложили. Вышли ли на окупаемость?

Пахом_Епифанцев

Ой, там вообще была история. На второй год мы посчитали себя уже достаточно опытными и одолжили 4000$ на развитие этого бизнеса. А вернуть в тот год смогли только 2000. Еще год почти эти долги отдавали. Но уже вышли на достаточно постоянную прибыль. Жаль только, что бизнес сезонный :)

20.04.2017 в 19:59

Pashka216, Не совсем один. Ещё много подобных чинуш бестолковых

20.04.2017 в 20:09

Zhart,
Обороты слабенькие, судя по Вашим комментам. Выручка, как я понимаю,тоже не очень.

20.04.2017 в 20:09

Zhart,Вы очень достойно отвечаете на комментарии. Это вызывает уважения! Удачи Вам!)

20.04.2017 в 20:31
Zhart,Вы очень достойно отвечаете на комментарии. Это вызывает уважения! Удачи Вам!)
Александр.М

Ничего больше не остается, когда обороты слабенькие )))

20.04.2017 в 20:34
У нас в стране на национальном колорите и бедности народа зарабатывает только один белорус
Pashka216

купляйце беларускае-фуфайки и галошы. работайце бесплатна, на што вам тыя грошы? не ежце многа мяса- адзин халестэрын! патрэбен беларусу "зялены витамин"! пажуйце на нач щавель и верасам занюхайце. шануйце прызидента и никаго не слухайце!

buggas
20.04.2017 в 21:04

А где святой Коловрат над шеренгами строя?

20.04.2017 в 21:31

Пожалуй скрещу за вас пальцы,мне лично всё понравилось-начиная от самой идеи предзаказа и до оформления сайта и ролика.

20.04.2017 в 21:41

Не забывайте что в Беларуси живём. Тут бизнес отберут а самого посадят.

20.04.2017 в 21:44
Пожалуй скрещу за вас пальцы,мне лично всё понравилось-начиная от самой идеи предзаказа и до оформления сайта и ролика.
sharkysyan

Спасибо!

20.04.2017 в 21:55

принт с зубром не плох,посмотрел бы остальные майки

20.04.2017 в 22:22
Подскажите, как можно заработать на нытье? :)
Штырёк

Садись в переходе и ной - заработаеш :)

20.04.2017 в 22:30
Посмотрел ролик. Какой то он самодовольный, этот бренд. "Лучшие майки, из тех что продаются в Беларуси" (с). Смешно )
ValeryT

вот потому эта самозанятость не может быть брендом. Лучшими их могут сделать только потребители. Очень много потребителей.
P.S. А ребятам большой респект за обратную связь с разного рода критиками и почитателями.

20.04.2017 в 22:55

Когда национальная ценность (дух,история,традиции) коммерциализируется (монетизируется) - она становится ширпотребом для как для своих ,так и для иностранцев. Вот я не в курсе - шотланды и валийцы делают килты с принтами или все еще по старинке вручную?

Сама идея простой повседневной одежды с национальным колоритом похвальна, но реализация построена на идее срубить бабла здесь и сейчас - а что дальше? Зубр Валера? Соломенные чучела к Дожинкам?

20.04.2017 в 22:58

Хотя возможно я слишком серьезно отнесся к проекту - ведь не зря же он называется Zhart (Жарт) - может это такой национальный юмор, ирония?

21.04.2017 в 0:30

Тело под принтом, потеет,так что носите сами!

21.04.2017 в 7:24

Zhart, ок, не будем.... удачи))

21.04.2017 в 7:56

продвигать своё всегда почётно!

21.04.2017 в 10:42

merry_hon, Судя по вашему коменту,вы и есть продавец этих маек))) Только почему то Российские майки с принтом и офигенного качества стоят по 7$)

21.04.2017 в 11:45

уродские, агрессивные принты.

21.04.2017 в 11:47
merry_hon, Судя по вашему коменту,вы и есть продавец этих маек))) Только почему то Российские майки с принтом и офигенного качества стоят по 7$)
PRIDE020984

Судя по всему, это покупатель, а не продавец ) Извините, но российских маек с принтом и офигенного качества по 7$ я не видел. Расскажите - мы будем с ними сотрудничать! )) И наши беларусские майки с принтом и офигенного качества вы сейчас можете заказать по 8,5-9$. Согласитесь, что не намного дороже :)

21.04.2017 в 11:49
принт с зубром не плох,посмотрел бы остальные майки
A-WEB

Все можете увидеть здесь: http://ulej.by/project?id=112671&tab=about

21.04.2017 в 12:34

demona, но наша мова - русская. вот и говорим на оной.

21.04.2017 в 13:30
Все можете увидеть здесь: http://ulej.by/project?id=112671&tab=about
Zhart

сомнительные персонажи для коммерческого использования в том виде что их изобразили. Заяц в костюме и волк у которого морковки в руке не вызывают никаких эмоций. У дизайнера с фантазией проблемы. такое ощущение его контролирует цезура а-ля СССР - волк- морковки-заяц а где же актуальные персонажи на злобу дня???)))

21.04.2017 в 17:36
У нас в стране на национальном колорите и бедности народа зарабатывает только один белорус
Pashka216

купляйце беларускае-фуфайки и галошы. работайце бесплатна, на што вам тыя грошы? не ежце многа мяса- адзин халестэрын! патрэбен беларусу "зялены витамин"! пажуйце на нач щавель и верасам занюхайце. шануйце прызидента и никаго не слухайце!

buggas

А если вы хацице как у Еуропе жыць
Работаць как усе людзи и у рэстаран хадзиць
То я вам так атвечу не нада ано вам
Нарэжце ломцик сала и выпейце сто грамм
Так точна дажывеце да пенсии а там …
А там па вашым просьбам дабаулю стажу вам

21.04.2017 в 22:06
его надо достойно представить
дурачина

пришел пастух в обком партии и говорит:
дай мне какую-нибудь высокую должность.
почему ты к нам пришел за должностью?
потому, что в вашем партийном гимне поется: "кто был никем, тот станет всем"

22.04.2017 в 11:37

demona, раз уж такая пьянка пошла, то я предпочитаю цитировать нашего современника)))))
"Разучимся говорить по-русски - станем дебилами, забудем белорусский - перестанем быть нацией"

22.04.2017 в 12:29
Разучимся говорить по-русски - станем дебилами,
Sklif_san

призжай на Украину во Львов или Ивано-Франковск и пошути там, шутник, то же мне выискался)))

22.04.2017 в 12:32

dmitry919,

уродские, агрессивные принты.
dmitry919

Уродский, агрессивный комментарий.

22.04.2017 в 14:56

Не знаю такого бренда ! А майки с рисунками продавал еще в 70-е . Делали трафарет, наносили краску и вперед . То же мне бизнес, копейки !

22.04.2017 в 14:58
Белорусский национальный узор успешно становится элементом современного дизайна, который привносит в обыденные, казалось бы, вещи особенный смысл. Не стоит ожидать, что мы сможем насытить спрос белорусов на белорусское одними лишь «музейными экспонатами».
дурачина

Телевизора насмотрелся ?

22.04.2017 в 15:03
так а где посмотреть\приобрести?
my_username

В любом торговом центре тебе нарисуют все, что душа пожелает в пределах разумного ! Хочешь на майку, хочешь на чашку !

24.04.2017 в 2:26

luz, чего в обычной футболке разробатывать спросите у Свитанка, да и у большинства представителей белорусского легпрома... И почему дешевле и качественнее промотекстиль, произведенный в отсталых странах типа Гондурас и бангладэш. Или швеями надомницами. А наши фабрики-монстры могут только мешки для картошки шить. И худсоветы собирать, чтобы очередной убогий принт утвердить после двадцатой правки. Очень рад буду когда вся эта пенсионерско- совковая система сложится. Причем в ноль. Так как не на что они не годны. Пусть такие ребята, как герой статьи, двигают тему. Может и не получится у них качественный продукт со старта, не боги горшки обжигают...

24.04.2017 в 22:45

майки и свитшоты делать с битыми пикселями-большого ума не надо...Никто в этой стране не может сделать толковый streetwear

Вчера в 9:42

Это нормально, когда государство не сунет туда свой нос, но не у нас, это же государства накроет тебя и твой бизнес медным тазом, и по миру пустит...

Вчера в 12:57

Комментарии - это жанр, предполагающий один негатив.
Поэтому, ребята, не надо очень серьезно относиться к комментариям)
Вы - молодцы! Удачи Вам!!!

Вчера в 21:42

Моя матка ест полька , моя тата ест литовец .оба католики ,а я естем беларусэм. Вот и вся подоплёка которая скрывается за подобными псевдопотреотами. Речь Посполитая. Смеюсь. Да откуда ты можешь знать своих предков за 3 века. Посмеялся.

Вчера в 22:43

Продавать собственную тупость оптом и в розницу..... ЭТО ПО НАШЕМУ!