Преподаватель Елена Михаленко: делая с детьми уроки, учим их врать

39 934
28 ноября 2016 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак

Преподаватель Елена Михаленко: делая с детьми уроки, учим их врать

Автор: Дмитрий Корсак
Выигрывай AirPods 3 за покупки с доставкой Onlíner Prime
Елена Михаленко — учитель физики с 30-летним стажем работы, член Союза писателей Беларуси, автор 15 книг для детей и взрослых.
В последнее время нередко приходится быть участником дискуссий о воспитании. К сожалению, чаще всего они превращаются в потоки взаимных претензий родителей к учителям и наоборот. Давайте примем во внимание два аргумента, с которыми трудно спорить. Во-первых, и педагоги, и родители хотят для детей хорошего (мы же не о маргиналах рассуждаем). Во-вторых, все же именно для родителей жизненно важно, как сложится судьба их ребенка. Поэтому оставим сегодня школу в стороне, насколько это возможно, и поговорим о том, что мы, как родители, стараемся дать своим чадам, преуспеваем ли в этом, и если нет, то почему.

Есть известная китайская пословица: «Дайте человеку одну рыбу, и он получит пропитание на день, научите его ловить рыбу — он получит пропитание на всю жизнь». То есть наша обязанность — подготовить ребенка к решению тех задач, которые будет ставить перед ним жизнь, а не бесконечно решать их за него.

Детские психологи утверждают, что основы характера закладываются до трех лет. Мы учим ребенка самостоятельно есть, одеваться, убирать за собой вещи. И здесь возникает сложная дилемма: для сына или дочки это долгий и мучительный процесс, наблюдая за которым, мы можем терпеть и помогать, объяснять, а можем значительно ускорить, выполнив все за ребенка.

Затем мы учим делать выбор. Помнится, у нас с дочкой, когда ей было года два, утро начиналось томительно.

— Кашу есть будешь?

— Нет. (И презрительная гримаска).

— А омлет?

— Нет.

И так могло продолжаться до бесконечности. Пока однажды я не задала вопрос иначе, причем решительным тоном: «Ты будешь на завтрак кашу или омлет?» Проблема решилась. Затем я предоставляла ей возможность выбирать: будем гулять во дворе или в парке? Купим книжку или игрушку? А уже лет в шесть предоставляла совещательный голос в обсуждении семейного бюджета.

Но главные проблемы начинаются, когда ребенок идет в школу. Полностью меняется привычный уклад жизни. И пожалуй, больше всего споров вызывает, казалось бы, очевидный вопрос: надо ли помогать с домашним заданием. Стоит ли сидеть рядом со школьником, контролировать его?

Наверное, на эти вопросы следует ответить «да». Но степень участия родителей может быть разной. Вспоминаю свое детство. Я была толковым ребенком, прекрасно читала, считала, логически мыслила. Но чистописание подводило. Я мазала в тетрадях, меня за это нещадно «троллили», выражаясь современным языком, и заставляли переписывать начисто. Наверное, это было правильно. Но достаточно жестко. И со своим ребенком я решила не повторять этой ошибки. Предоставляла самостоятельность. Пока не оказалась на родительском собрании в весьма неловкой ситуации. «У нас есть сильные детки: у них и домашние, и классные работы получаются отлично, — рассказывала учительница. — Есть детки послабее: дома с родителями они делают все хорошо, а в классе не всегда успевают. И есть Оленька, — это уже выразительно глядя на меня, — в классе у нее все хорошо…»

Ваш ребенок растет — заданий становится все больше и они все сложнее. Насколько нужны помощь и контроль сейчас? Опять же у всех по-разному. Однозначно не надо с порога накидываться на ребенка с вопросами про отметки и упреками. Не надо стоять у него над душой, когда он выполняет задания. Но, как показывает опыт, просят помощи современные дети все чаще. Кроме тех, кому безразличны оценки, и тех, кому все дается легко. Большинство детей просит помощи в решении задач, выполнении творческих заданий. Нужно очень внимательно разбираться: задание действительно не по силам или ребенок ленится. Если задание не по силам, то в чем причина: он проболел тему, учитель недостаточно хорошо объяснял или данная наука «не наш конек»?

Маленького лодыря надо заставить потрудиться. Как? Рецептов много: не включать мультики, пока задание не выполнено, сказать: «Ты не хочешь решать задачу? Ну а я сегодня не хочу готовить ужин». И спокойно сесть на диван с вязанием или книгой.

Если тема не понята, надо взять учебник, разобраться и объяснить ребенку. Но прежде пусть он попробует четко сформулировать, что именно непонятно, на каком этапе проблемы. Иногда уже это приводит к получению ответов на вопросы.

Ну а как же быть, если задание не по зубам даже после разъяснения? Иногда нужно смириться с тем, что у вашего ребенка по данному предмету может быть, например, «шесть», а не «десять». Так бывает, и в этом нет ничего страшного. Беда в том, что стремление к хорошей отметке давно оттеснило на задний план стремление к знаниям. И зачастую в стремлении к высшему баллу нет ничего, кроме тщеславия. Иногда детского: ребенок хочет быть лучшим. Но чаще родительского: ну как это мой будет хуже, чем соседский? Самое плохое, что делают родители в такой ситуации, — выполняют задание за ребенка, стремясь к заветной «десятке». Почему это плохо? Потому что тешат тщеславие, потому что не учат получать по заслугам, самостоятельно выбираться из трудной ситуации, трезво оценивать свои возможности. Да в конце концов, потому что учат врать.

Частенько сделать уроки на «десятку» стремятся даже те родители, которым и самим школьная программа не по плечу. Некоторые нанимают репетиторов (не худший вариант, но отдельная тема). А многие просто покупают решебники. Те самые заветные книжицы, на которых издатели зарабатывают миллионы. И хорошо еще, если мама или папа разберется с задачей по решебнику, а затем объяснит ее ребенку. Часто ведь просто вместе списывают. Еще могу понять, когда так поступают в семьях хронически отстающих детей, для которых нужно просто избежать очередной двойки. Так ведь нет же! Помнится, в прошлом учебном году ко мне пришел папа семиклассника, интеллигентный человек с высшим техническим образованием. Он пытался понять, почему «семь», а не «десять», ведь «у нас все правильно, мы…» — «Списывали из решебника», — докончить фразу пришлось мне.

Школьные уроки и оценки в любом случае не должны стать кошмаром семьи. У вашего ребенка могут быть уникальные способности, лежащие вне учебных предметов. Не надо истязать музыканта, которому не дается математика, или гениального программиста, который не умеет писать сочинения. Расставляйте приоритеты сами.

Помню, школьные годы моей дочери были для нас непростыми. Мы рано остались вдвоем. У малышки были музыкальная, художественная и воскресная школы, вокальный ансамбль. И ни от чего не хотелось отказываться. У меня школа, журналистская и литературная работа и тяжелобольная мама на другом конце города. Признаюсь, я позволяла делить задания на важные и неважные. Если по математике задана развивающая задача, ее надо решить. А если задали склеить модель куба и понятно, что умственные способности это не разовьет, с моторикой рук у нас все хорошо, а на часах десять вечера, тогда садилась и помогала клеить.

Я вообще иногда совершала непедагогичные поступки, каюсь. Апофеозом была ситуация, которая запомнилась на всю жизнь. Дочь сидит в печали над очередным рефератом. Я чуть не плачу у безнадежно зависшего компьютера, в котором срочная работа. Она хитро смотрит на меня, выжидает. И наконец изрекает: «Ну что, так и будем мучиться? Давай меняться. Ты пишешь реферат. Я тебе переустанавливаю „винду“. Согласна?» Не знаю, был ли тогда другой выход.

Не претендую быть арбитром в теме воспитания. Глядя на своего выросшего ребенка, подмечаю ошибки. Совет лишь один: любите своих детей, но не слепой любовью, обрекающей ребенка на несамостоятельность, постоянную зависимость от вас. Помогите ему стать сильным, преуспеть в том, к чему лежит у него душа.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by