Журналист Onliner.by Денис Логунович: нравится вам это или нет, автомобильное будущее — за китайцами

420
04 ноября 2016 в 8:00
Ведущий рубрики: Дмитрий Корсак . Фото: Александр Ружечка

Журналист Onliner.by Денис Логунович: нравится вам это или нет, автомобильное будущее — за китайцами

Денис Логунович — журналист Onliner.by, специализирующийся на обзорах новых автомобилей. Последние 5 лет посещает все крупные автосалоны и автомобильные презентации. Провел не один десяток тест-драйвов, исколесив всю Европу.
По-прежнему кри́витесь, когда слышите новость об очередном китайском автомобиле? Считаете, что клеймо Made in China веками будет означать низкое качество и «украденный» дизайн? Негодуете из-за того, что в Борисове выпускают Geely, а не Mercedes? Ничего, скептицизм по поводу китайских машин скоро пройдет. И случится это уже в обозримом будущем.

Эра европейских автомобилей подходит к концу, и мы с вами еще застанем новую главу в автомобилестроении. Главу, где будут править электрические силовые установки и автопилот. Нет, будущее, увы, не за Tesla. Будущее автомобильной промышленности — за Китаем! Кстати, где собран ваш телефон?

Для того чтобы заглянуть в будущее, давайте посмотрим в прошлое и вспомним основные этапы развития автомобильной истории. Разработки первых самоходных машин были еще в те времена, когда у нас действовало крепостное право. Массовая же автомобилизация начала свои шаги по планете в начале ΧΧ века, и большой вклад в это дело внесли американцы. Именно в США машины стали доступными, и долгое время компании General Motors, Chrysler и Ford являлись хедлайнерами на автомобильном рынке. Они настолько хорошо чувствовали себя на родине, что делали удачные попытки по захвату европейского рынка, где, к слову, уже зарождались свои весьма успешные автомобильные компании. Ford открыл европейское подразделение (с таким же названием — Ford), а GM наладил выпуск Opel для покорения сердец автомобилистов Старого Света.

В те времена казалось, что лидерство американцев в автомобильной отрасли продлится вечно. Попытки японских компаний проникнуть на рынок США выглядели жалко. Автомобили из Японии просто «копировали» дизайн местных Chrysler и Chevrolet и были отвратительного качества. С безопасностью тоже были большие проблемы. Фраза Made in Japan стала синонимом «подделки». Еще бы, когда Mazda только начинала делать шаги в автомобильной промышленности (выпускала унылые 3-колесные мотоколяски для фермеров), могучий Ford отмечал свой полувековой юбилей. Какая тут конкуренция — у японцев ни опыта, ни истории, ни репутации. Все как сейчас у китайских автомобильных брендов.

Но буквально за несколько десятков лет все изменилось, и автомобили из Страны восходящего солнца получили популярность в США! Сегодня они там лидируют во многих сегментах. А ведь американцы — те еще патриоты. В чем секрет? Весь успех — в трудолюбии азиатов и в их поразительном умении перенимать все лучшее. Со временем японцы научились делать автомобили, которые по качеству не уступают американским, при этом существенно дешевле. Сегодня японские машины считаются самыми надежными, и Toyota является наиболее массовым автопроизводителем на планете. Сначала японцы делали недорогие авто для широких масс, а позже взялись и за премиум-классы. История Lexus, Infiniti и Acura, кстати, тоже началась в США. Единственный регион, который японцы не смогли захватить, — это Западная Европа. Здесь свои законы, свои вкусы и, главное, свои очень сильные производители.

По сути, автомобильным миром в настоящий момент правят европейцы и японцы. «Японскими» шагами идут и корейцы. На заре своего развития Kia и Hyundai считались второсортными брендами, которые можно покупать только из-за крайне низкого прайса. Сегодня автомобили этих компаний на равных конкурируют с такими именитыми производителями, как Peugeot, Mazda или даже Volkswagen. И обратите внимание, корейцы теперь тоже суются в премиум-сегменты (бренд Genesis). В общем, история японских компаний повторяется. И сейчас ни у кого язык не повернется сказать, что корейские машины плохие.

Поверьте, китайцы пройдут тот же путь, что японцы и корейцы. О китайских производителях впервые заговорили за пределами КНР в начале 2000-х. По автомобильным меркам, считай, вчера. А сегодня китайцы владеют компаниями Volvo, MG, Rover и отчасти Saab. При этом автопроизводители из Китая тесно сотрудничают с BMW, GM, PSA, VAG и другими крупными концернами. Основные китайские бренды уже не нуждаются в представлении: Geely, Lifan, Chery, Great Wall… Уже на слуху, не так ли? У этих компаний есть деньги, есть перспективы и есть возможность потихоньку скупать технологии затухающих западных брендов.

Правда, у Китая имеется одно серьезное отличие от Кореи и Японии. Это размеры страны. Китайским брендам можно обеспечивать исключительно домашний рынок, и они будут чувствовать себя прекрасно, в то время как японцы и корейцы без экспорта загнулись бы. В сущности, насыщением внутреннего рынка китайские компании и занимаются последние 20 лет путем разработки собственных моделей, «копий» западных аналогов и непосредственно выпуском западных «оригиналов». Сегодня же китайцы готовы сделать рывок на Запад!

Кстати, компания Qoros уже предпринимала попытку по захвату европейского рынка. Модели этой китайско-израильской фирмы отвечали всем необходимым требованиям, но и стоили соответственно. По дизайну, опциям и, увы, цене автомобили Qoros были сопоставимы с европейскими конкурентами. Более того, хетчбэк Qoros 3 стал самым безопасным автомобилем гольф-класса, оставив позади Skoda Octavia и Mazda3 последнего поколения. Значит, китайцы уже умеют делать безопасные и качественные авто! Осталось дождаться, когда рынок будет готов принять эти модели.

А ждать придется недолго. Партнерство с Volvo добавило доверия Geely на международной арене. Свой новый бренд Lynk & Co компания Geely презентовала не в Китае — в Швеции и Германии. И презентация прошла на ура. То ли еще будет! Сейчас китайских автопроизводителей можно разделить на две категории. Первая — те, кто копирует дизайн других производителей и особо не заморачивается на экспорте: они делают «машины-копии» для внутреннего рынка и отлично поживают. Вторая — те, кто внедряет современные технологии и смотрит в будущее. И именно вторые определят автомобильную историю не только Китая, но и всего мира.

Интересно, что во многих сегментах компании из Поднебесной уже стали лидерами. Например, китайцы успешно завоевали рынок электрических автобусов — их закупают во всем мире. Индивидуальный городской транспорт типа сегвеев, гироскутеров, электросамокатов тоже за китайцами. Почему с автомобилями пока еще отстают? Да потому, что машина является для людей не только средством передвижения, но и средством выражения себя. Логотип на решетке радиатора по-прежнему играет роль во всем мире. Нам плевать, на каком автобусе мы едем от франкфуртского аэропорта до самолета на взлетной полосе. Но нам важно, логотип какой компании красуется на ключе от нашей машины! Все мы платим за бренд. Лично я думаю, что китайцы вполне могут «взлететь», когда рынок начнет наполняться электромобилями.

Сейчас электрокары либо очень дорогие, либо имеют запас хода 80 км. Выпусти на рынок электрический седан за 15 тысяч с запасом хода 300 км — попадешь в чарты. И логотип уже не будет играть большую роль. О Tesla 10 лет назад никто и не знал, а это совсем другая ценовая категория. Вы знали, что в Китае с десяток компаний прямо сейчас работают над электрокарами с очень привлекательными силовыми установками. Уверен, в штаб-квартирах Geely и Lifan уже ведут разговоры и о системе автопилота.

У Geely к тому же есть полный доступ к автономным технологиям одного из мировых лидеров данной отрасли — Volvo. Стоит китайцам пошевелить пальцем — и автопилот XC90 появится на кроссовере Geely. Как раз под брендом Lynk & Co китайцы и собираются продавать автономные гибридные и электрические машины по всему миру. Автомобильная история циклична. Витки ее повторяются и, глядя на вековую летопись автокомпаний, можно предположить, что нас ждет в будущем.

Эра Volkswagen, BMW и Mercedes рано или поздно закончится, как в свое время прошла эра GM, Ford и Chrysler. Крупные мировые концерны стали слишком неповоротливыми и уже неспособны вовремя реагировать на изменения рынка. Взгляните на мультимедийные системы машин 5-летней давности и сравните эти системы с телефоном за 100 баксов. У Китайцев нет истории, а значит, и нет от чего отталкиваться. Это позволяет компаниям быть гибкими и быстро вступать в те сегменты, которые задают направление будущего. И кто знает, может, через 15 лет мы станем гордиться тем, что начали сотрудничать именно с Geely! В любом случае ваши внуки не поверят, когда вы будете рассказывать, что ездили на немецком автомобиле и считали его самым лучшим во вселенной.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Ведущий рубрики: Дмитрий Корсак . Фото: Александр Ружечка
ОБСУЖДЕНИЕ