Председатель профсоюза Александр Стаховский: таксисты не должны получать 4 млн, работая по 10 часов в сутки

17 мая 2016 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Павел Лебедев

Председатель профсоюза Александр Стаховский: таксисты не должны получать 4 млн, работая по 10 часов в сутки

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Павел Лебедев
Александр Стаховский — председатель профсоюза таксистов «Центр». Работает в такси более 10 лет.
В Беларуси уже давно назрела острая необходимость в появлении профсоюза таксистов. Вялые попытки создать его предпринимались несколько раз, но так и не принесли ощутимой пользы. Мы решили, что пора ситуацию переломить, тем более что перед многими из нас стала достаточно сложная дилемма: уйти из такси вообще или побороться за работу, которой отдано много лет жизни.

Все началось с запуска в стране Uber X — появление на рынке этой интернет-службы подтолкнуло нас к решительным действиям. Мы не против Uber, скажу больше: я признаю, что он привнес на рынок более высокие стандарты уровня сервиса. Но это только картинка, визуальная часть, которая видна всем. Мы же знаем ситуацию изнутри и понимаем глубинные проблемы. Главная из них заключается в том, что государство не успевает в своем законотворчестве за инновациями. Uber себя позиционирует как информационную платформу, а машины, работающие под этой маркой, как краткосрочную аренду авто с водителем. Но при этом вся система в целом объективно выполняет функции самого традиционного такси, вопрос только в юридических хитростях, дающих возможность им не платить те налоги, которые платят все.

Кто-то скажет, что главное, чтобы пассажиру было хорошо. Я согласен: довольный пассажир — это прекрасное поле для конкуренции. Но только честной конкуренции. А теперь давайте разберемся, что такое такси. Во-первых, это автомобиль со спецномерами, которые выделяют его из общего трафика на улице. Во-вторых, на такси должны присутствовать все необходимые опознавательные знаки (оклейка и плафоны). В-третьих, такси должно быть оборудовано соответствующим метрологическим устройством (счетчиком), которое проходит регулярные поверки и техосмотры. И наконец, на машину такси должна быть оформлена страховка гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами. Я молчу уже о обязательствах перед налоговой, ГАИ и т. д. Говоря просто, служба такси должна быть жестко регулируемой. И неудивительно, ведь от этого зависит ваша безопасность.

Какие выводы можно сделать после этого? А такие: половина «такси», на которых вы ездите, таковыми полноценно не являются. Это — бомбилы, некачественный сервис. И самое печальное, что в нынешних реалиях все больше настоящих, добросовестных таксистов начинают смотреть в сторону нелегального или полулегального извоза, потому что работать честно все труднее.

Три года назад таксист еще мог зарабатывать достойно. Со временем несоразмерно медленно ползущая вверх цена проезда за километр все дальше отрывалась от скачущей выше и выше стоимости платы за обслуживание в диспетчерских службах. Абонентская плата потихоньку съедала прибыль таксистов, и сегодня ситуация реально пришла к тому, что многие из нас, работая полный рабочий день (а порой и по 10—12 часов и больше), чистыми на руки получают по 3—4 млн. И это — далеко не самый плохой итог месяца!

Ситуацию надо менять в корне. И вот что мы планируем сделать в ближайшее время.

В первую очередь искоренить нелегалов. Такси — это наш хлеб, мы платим налоги и стараемся выжить честно, так почему мы должны делиться с бомбилами? Мы терпели долго, но хватит. Я всегда пассажирам говорю: конечно, далеко не все таксисты — «красавчики». Как есть байкеры и мотоциклисты, так есть таксисты и бомбилы. И наша, можно сказать, социальная миссия сегодня — сделать так, чтобы из лексикона минчан исчезло понятие «уксус» по отношению к таксисту. Это долгий и кропотливый труд, но никто не обещал, что будет легко.

Мы хотим более тесной и результативной работы с городскими властями и уже встречались с представителями ГУ «Столичный транспорт и связь», обсуждая, в частности, проблемы со стоянками такси. Сегодня они исчезают во всем городе, а взамен ничего не появляется. С одной стороны, таксисты не видят мест, где можно остановиться, с другой — горожане выказывают недовольство тем, что исчезают привычные места, где можно было сесть в машину с шашечками. По большому счету сейчас мы занимаемся азами, говоря просто, приводим в порядок свое рабочее место. Мы считаем, что умно расставленные стоянки такси по городу — благо для всех, и принимать решение об их установке, сохранении или переносе надо быстро и решительно, без бюрократической волокиты.

И наконец, мы хотели бы иметь право хотя бы совещательного голоса во время разработки законодательных актов, касающихся нашей отрасли. Ведь согласитесь, совершенно неразумно писать законы, регулирующие деятельность такси, не прислушиваясь к нашему мнению.

Наш профсоюз получил свидетельство о регистрации пару недель назад, но уже позавчера мы запустили свой информационный портал, добились того, чтобы за столом переговоров с нами собрались руководители крупнейших диспетчерских служб такси столицы (чего не происходило уже три года).

Также мы выступаем с инициативой обязательного получения каждым таксистом разрешения на пассажирские перевозки. Это же азы: перед тем как работать с людьми, таксист должен пройти соответствующие курсы. Я спросил сегодня новичка-таксиста, приехавшего недавно из Гродненской области, что делать, если клиент не желает платить. «Дам по морде», — отвечает мне парень. Так вот, чтобы таких мыслей не возникало, и требуются курсы.

Посмотрите на «Пятницу»— на мой взгляд, это тот эталон, к которому мы все должны стремиться. Понятно, что клиенты требуют подать к своему подъезду машину поновее, желательно престижной марки. Но заказывая хорошую машину, вы должны быть готовы заплатить и хорошую цену, потому что таксисты, которые сегодня ездят на дорогих автомобилях и возят клиентов по 5500 за километр, как правило, работают себе в убыток.

Уверен, что здесь сразу мне зададут резонный вопрос: зачем же вы работаете в убыток? Отвечу: мы болеем за эту профессию. И сегодня видим своей задачей оставить в отрасли тех, кто тоже за нее болеет, и исключить всех попавших случайно.

Что может ситуацию переломить? Мы понимаем, что в нынешних реалиях говорить о каком-либо кардинальном повышении тарифов на перевозки сложно, а скорее бессмысленно: мы просто потеряем даже тех клиентов, которые остались. Но ведь можно договориться с диспетчерскими службами, чтобы они поумерили свои аппетиты и немного снизили стоимость абонентского обслуживания.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by