Врач Андрей Беловешкин: чистая биология — почему бизнесмены чувствуют «выученную беспомощность»
127
03 мая 2016 в 8:00
Ведущий рубрики: Дмитрий Корсак . Фото: Павел Лебедев
Врач Андрей Беловешкин: чистая биология — почему бизнесмены чувствуют «выученную беспомощность»
Андрей Беловешкин — врач, кандидат медицинских наук, ведущий семинаров и мастер-классов, посвященных здоровому образу жизни, автор блога о здоровье beloveshkin.com.
«Дайте людям заработать!», «Бизнесу трудно дышать!», «Сколько можно контролировать?» — подобные комментарии под публикациями Onliner.by, да и других сайтов, как правило, оказываются в топе. Мы все сегодня находимся в достаточно сложной ситуации, когда от государства требуется принимать решительные меры, и оно, следуя своей логике, это делает. И здесь возникает удивительный феномен: чиновники, забывая, что люди живые, смотрят лишь на данные статистики. После этого, казалось бы, стройные, логичные схемы начинают сбоить все больше и больше.

Все дело в том, что человек устроен и работает по законам биологии, а не логики. Когда управленческие модели игнорируют биологию человека, то они способны сделать так, что хорошая идея приведет к плохим результатам. Например, в условиях кризиса усилить контроль по всем фронтам кажется абсолютно здравой идеей. Согласны? С точки же зрения биологии человека это является страшной ошибкой.

Аморфность бизнеса, безразличие, с которым руководители и топ-менеджеры наблюдают за «тонущими» предприятиями, помимо многочисленных экономических причин, о которых уже сотни раз говорили профильные специалисты, имеют, на мой взгляд, вполне конкретную биологическую подоплеку.

Для начала один абзац теории. В нашем мозге за контроль и мотивацию отвечают разные структуры. Говоря упрощенно, за планирование, силу воли и контроль отвечает префронтальная система (лобные доли). А за мотивацию, энергию, креативность отвечает дофаминовая система. Обе эти системы противоположны друг другу, но не могут обходиться одна без другой. Так, перекос в сторону префронтальной системы приведет к занудливости, формализму и строгому порядку. Будет стабильно, чисто и безжизненно. А стимуляция дофаминовой системы приведет к спонтанности, непредсказуемости, погоне за удовольствиями, креативности, потоку энергии, драйву, хаосу.

Для здоровой целостной личности важно научиться соблюдать баланс между этими крайностями, не менее важно это и для государства, особенно в условиях кризиса.

Сами по себе кризис для государства и стресс для организма не так опасны, как мы думаем, они даже важны для роста: самый интенсивный рост — постстрессовый. Ключ к здоровому стрессу — это контроль. Но в нашем случае контроль обретает только государство, а вот живые люди его теряют. Чем сильнее государство отбирает у людей возможности контролировать и влиять на свою жизнь, тем сильнее вредоносное действие на них стресса и кризиса.

Первым, что происходит в результате этого процесса, на биологической модели показал американский психолог Мартин Селигман. В его экспериментах две группы собак подвергались неприятному воздействию тока в течение одинакового времени. Разница между группами состояла в том, что одни животные могли легко прекратить это воздействие, а другие успевали убедиться, что ничего предпринять не могут. Затем животных помещали в условия, где они могли легко избежать электрических ударов, перепрыгнув через барьер. Так делали собаки из группы, имевшей возможность контролировать удар тока ранее. Но собаки, которые до этого не могли ничего с болью поделать, бегали по клетке, а потом ложились и просто продолжали, поскуливая, терпеть, не делая попыток освободиться, несмотря на очевидную возможность. Такое состояние, когда человек безропотно «терпит» стресс вместо того, чтобы решать, как ему противостоять, называется «выученной беспомощностью».

Обратите внимание, что беспомощность вызывает не сам стресс (если смотреть в масштабах государства — кризис), а отсутствие внутреннего контроля (на глобальном уровне — возможности предпринять некие самостоятельные действия, чтобы ему противостоять). И чем более сильным становится внешний контроль, тем меньше свободы и внутреннего контроля. И чем сильнее внешний «порядок», тем меньше внутренней энергии и сил остается для преодоления кризиса.

Выученная беспомощность — это пассивность, отказ действовать, нежелание что-либо менять даже тогда, когда есть такая возможность. Научно установлено, что выученная беспомощность связана с неверием в собственные силы, в возможность изменений, она сопровождается подавленностью, депрессией и риском развития ряда болезней, вплоть да ускорения смерти. Таких людей легко узнать по типичным фразам: «ничего не хочу», «потом», «хотелось бы, но», «я не могу ни на что повлиять», «от меня ничего не зависит» и т. д. Знакомые фразы?

Таким образом, усиление внешнего контроля действует как средство угнетения и подавления, а не как способ поддержания порядка. На уровне отдельного человека это приводит к выгоранию, а на уровне государства — к загниванию, когда внешний порядок маскирует отсутствие жизненной энергии. В жестких границах контроля и невозможности выбирать люди часто делают единственный оставшийся выбор: саморазрушительное поведение (например, алкоголизм, наркомания). Другие предпочитают псевдоактивность — суетливые действия, которые не ведут к достижению цели. Точно такие же проявления беспомощности происходят и на уровне государства.

Впервые эффективность внутреннего контроля была продемонстрирована в Арденском доме престарелых. Группе пожилых людей исследователи предоставили максимально широкий контроль над всеми аспектами их жизни. Они могли выбирать всё: мебель, блюда, фильмы, сиделок, одежду, музыку, режим дня… Все, что только приходило им в голову. Оказалось, что возможность влиять на свою жизнь значительно уменьшила проявления старости и даже улучшила память и мышечный тонус, смертность в этой группе за полгода снизилась в два раза. Вывод простой: внутренний контроль и возможность влиять на свою жизнь укрепляют здоровье и придают энергию.

Если человек чувствует, что ситуация хоть немного им лично контролируется, то он в условиях стресса развивает поисковую активность. Это альтернативная биологическая форма поведения, когда человек может энергично работать над ситуацией даже в условиях неопределенности и давления, гибко менять стратегию и эффективно приспосабливаться к новым условиям.

Но мотивировать поисковую активность не так просто. Вспомните собак из эксперимента Селигмана: они лежали на полу и терпели, хоть была очевидная возможность избежать боли. Поисковая активность возникает медленно, для ее развития нужно создание «безопасной зоны» — места, где можно без страха ошибки и наказания отрабатывать разные модели поведения. Если ребенку не дать возможности ошибаться, он никогда не научится действовать самостоятельно. Со стороны государства такой зоной безопасности могли бы стать границы на вмешательство исполнительных органов в жизнь и работу граждан, особенно начинающих управленцев и предпринимателей.

Конечно, государство боится, что, отдав часть контроля, лишится полноты власти. Древний китайский мудрец утверждал, что «слабый народ — значит, сильное государство, сильное государство — значит, слабый народ. Ослабление народа, следовательно, главная задача государства, идущего правильным путем».

Но как мы уже разобрались, ключ к здоровью не в крайностях, а в балансе. Здоровыми и сильными могут быть одновременно и государство, и человек. Проводя аналогию между человеком и государством, ключевым элементом для здоровья является развитый внутренний контроль. Государство, если оно хочет быть здоровым, должно контролировать не граждан, а само себя, установив внутренние стандарты для чиновников. В здоровых государствах пойманный за нарушение чиновник подает в отставку или идет под суд. Исполнительные структуры в здоровых государствах преследуют коррупцию в высших эшелонах власти, а не разгоняют бабушек за торговлю семечками.

Для здоровья граждан необходимо создать безопасные зоны и предоставить максимально широкие возможности для контроля за любыми личными сферами жизни: личные свободы, самоуправление, общественные организации и многое другое. Рядового гражданина, бизнесмена, предпринимателя, общественного активиста не обязательно контролировать круглосуточно и наказывать за каждый промах. Дайте ему возможность исследовать и безопасно ошибаться, проявлять инициативу и иметь возможность влиять на процесс обучения — полу́чите здоровое, инициативное, способное позаботиться о себе население. Повторюсь: природу, как мы уже говорили выше, не обманешь.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Ведущий рубрики: Дмитрий Корсак . Фото: Павел Лебедев
ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
03.05.2016 в 8:08
Государство, если оно хочет быть здоровым, должно контролировать не граждан, а само себя, установив внутренние стандарты для чиновников.

Поддерживаю, на 100%!!!

236
Лучший комментарий
03.05.2016 в 8:07

"Древний китайский мудрец утверждал, что «слабый народ — значит, сильное государство, сильное государство — значит, слабый народ. Ослабление народа, следовательно, главная задача государства, идущего правильным путем».
Про РБ совпало)

03.05.2016 в 8:08
Государство, если оно хочет быть здоровым, должно контролировать не граждан, а само себя, установив внутренние стандарты для чиновников.

Поддерживаю, на 100%!!!

03.05.2016 в 8:16

Очень интересные вещи говорит врач, только все это у нас к сожалению , теория, которая весьма далека от практики

03.05.2016 в 8:16

"Государство, если оно хочет быть здоровым, должно контролировать не граждан, а само себя, установив внутренние стандарты для чиновников."

То есть, самих себя ограничивать? И чтоб ворон ворону глаз выклевал? Да никогда!

03.05.2016 в 8:20

Не доверяю белорусским врачам

03.05.2016 в 8:27

не тот менталитет у наших людей, не тот((

03.05.2016 в 8:33

"Государство, если оно хочет быть здоровым, должно контролировать не граждан, а само себя, установив внутренние стандарты для чиновников"
"Чиновники — это [цензоред], пишущие законы, по которым человеку не прожить. Почему у министров жалованье постоянно и независимо от того, хорошо или дурно живётся населению? Вот если бы квота жалованья бюрократов колебалась вверх-вниз в зависимости от уровня жизни народа, тогда бы эти [цензоред] меньше писали законов, а больше бы думали."

Отто фон Бисмарк

P.S. Дабы не затруднять модераторов зацензорил сам. Оригинал можно погуглить .

03.05.2016 в 8:38

если вы ошибетесь ...то государство для этого и существует ...чтобы вас за эту ошибку поиметь

03.05.2016 в 8:39

белорусу опсуждать можно еще пока только в интернете

03.05.2016 в 8:39

Все просто - сызмальства нам вдалбливают одну аксиому: "инициатива наказуема"... в этом вся беда.

03.05.2016 в 8:41

Вывод простой - не мешайте людям жить..!!!

03.05.2016 в 8:44

Обидно становиться от того, что из-за деградировавших чиновников спивается и деградирует населении.

03.05.2016 в 8:44

Глав врачом..?

03.05.2016 в 8:45

А ведь все по делу говорит.,молодец

03.05.2016 в 8:50

красивые слова,да и только,их как песню можно слушать или сказку на ночь!

03.05.2016 в 8:55

В Северную Корею катимся, а точнее прикатились. Последнее, что сделать для народишка, отключить интернет и сотовую связь.

03.05.2016 в 8:59

Отличная статья! Спасибо!

03.05.2016 в 8:59

Ну хоть кто то еще здраво мыслит!!!

03.05.2016 в 9:00

Красиво говорит КЭП.

03.05.2016 в 9:01

что то слишком замудрено-все гораздо проще

03.05.2016 в 9:05

Короче минчанин это собака которую [censored] током, а она ноет

03.05.2016 в 9:05

тем что мужики в нем остаются мужиками а женщины женщинами
а не родителями №1 и №2 и трансвеститоподобными существами
вот что значит морально здоровое государство у которого есть будущее!

03.05.2016 в 9:06

Наконец-то толковая статья! Логично и четко все поянил.
А то "Ыксперды" в этой рубрике уже остали.

03.05.2016 в 9:06

Надоело читать это нытье!
Ничего полезного не нашел.....

03.05.2016 в 9:07
Сами по себе кризис для государства и стресс для организма не так опасны, как мы думаем, они даже важны для роста: самый интенсивный рост — постстрессовый.

У наших граждан стресс длиться 20 с лишним лет!!!!!.... О каком росте идет речь?!!!!!!!
Тут многие так и помрут не выходя из стресса и нищеты....

03.05.2016 в 9:07

Очередной бизнес-тренер.....К Немагии тебя надо)))

03.05.2016 в 9:07

Нас и без тока приучили за столько лет терпеть, даже если с Европой границы открыть - половина останется в хрустальном сосуде.

03.05.2016 в 9:11

Никто ничего не хочет делать, потому что все государственное и работай не работай получишь свою подачку на еду 5-6 млн.

03.05.2016 в 9:14

...абы не была вайны...

03.05.2016 в 9:17

интересная статья. Властьимущим недосуг её читать, надо думать о народе в дроздах

03.05.2016 в 9:18

Андрей дело говорит, а то вообще невозможно продыхнуть в этих цепких лапах чинушей, придумывают необоснованные налоги, заниматься обдираловкой, чтобы пополнить бюджет, чтобы потом вбухать в убыточные предприятия, продукцию которых никто не хочет покупать, потому что государственное, а директор-пенсионер думает как бы больше нахапацца, пока не выгнали на пенсию. Частник бы быстро придумал как модернизироваться, в какую сторону и какую продукцию выпускать, но, как сказал Андрей, нам не дают такой возможности.

03.05.2016 в 9:22

Врач Андрей Беловешкин

куча несвязанных слов

03.05.2016 в 9:24

я бы с удовольствием посмотрел на реакцию чиновников, которым бы прочитали такую лекцию
в стране 1-2% людей, которые поймут, о чём эта статья
среди гос. чиновников - 0,01%(

03.05.2016 в 9:25

Врач очень глубоко смотрит, власти это не нужно, тут ведь думать надо много и долго и не только о себе любимом. Проще нарисовать статистику и забыть.

03.05.2016 в 9:28

Стройная и красивая теория, только автор скромно промолчал о том, что мы живём в государстве единоличной диктатуры. А для этого способа правления тотальный контроль - единственно возможная форма жизни. Поэтому "собачки", которые умели прыгать через барьер, уже давно из страны уехали, а для остальных "терпеть, поскуливая" - не их добровольный выбор, а страх и реальная невозможность что-либо изменить.

03.05.2016 в 9:38

Еще Ленин утверждал: Когда у людей есть достаток - они становятся независимыми, неконтролируемыми, свободными. Чтобы народом можно было управлять - нужно поставить людей на колени, чтобы они были нищими.

03.05.2016 в 9:42
тем что мужики в нем остаются мужиками а женщины женщинами
а не родителями №1 и №2 и трансвеститоподобными существами
вот что значит морально здоровое государство у которого есть будущее!
XBlade

Даааааа уж.
Понятие "мужик", ненависть к нетрадиционной ориентации, а также вера, что такая модель поведения "моральная" или "духовная" присуща неудачникам.
Живешь ты себе живешь, все вроде ок, и тут просыпаешься как то утром, а тебе 40. У тебя пивной живот, здоровье таксибе, работаешь ты на заводе подавльщиком деталей или прикручивателем гаек, ну или манагером среднего звена, работу ненавидишь, начальство "мудаки, которые не платят в 3 раза больше, потому что воруют" хотя сам ты ничего для этого не сделал. У тебя растет ребенок, которому ты ничего не можешь дать, поэтому он шастает по Каменной Горке и ошивается с такими же детьми на Бургеркингах и прочих КФСи в провисших штанах и кросах с тремя полосками. И для того, чтобы не свихнуться во всем этом, ты начинаешь искать причины "почему я все таки не неудачник?... ? ... ? ... !!! АГА! Я ЖЕ МУЖИК! А не какое то там трансгендерное существо! АЗАЗАЗА!".
И жить стало легче и оправдывать своё положение стало проще.
Успешные люди мало думают о проблеме геев. Почему? Потому что они не стараются вмешиваться в чужую жизнь, не ищут проблемы в других и не стараются делать вид, что решают эти "найденные" проблемы.

03.05.2016 в 9:44

Собачки терпели, ныли, скулили ... ((

03.05.2016 в 9:45

Супер разложено.

03.05.2016 в 9:45

Вам же сказали все решайте за себя сами,только самоорганизация спасет наши семьи.

03.05.2016 в 9:54

Самый страшный сон власти-это утрата власти. Экономика, люди - это вторично.
Причем реальная власть- это пару человек всего, принимающие все ключевые решения.
Все решения принимаются с целью сохранения существующей иерархии, реформы - это скрытая угроза. Смысл давать кому-то свободу?
У власти особых проблем- таки нет- все под контролем, кризиса тоже по этому нет.

03.05.2016 в 9:57

очень достоверно и результат этих опытов над народом видно невооруженным глазом

03.05.2016 в 9:57

Сделате больше шрифт. С экрана телефона очень тяжело читать. А мнения очень интересные.

03.05.2016 в 10:17

Мощно задвинул! Молодец.
Действительно в кризис следовало бы разрешить людям зарабатывать как могут. При минимальном контроле. Как в 90-х. Надеюсь скоро дойдёт...

03.05.2016 в 10:18
Собачки терпели, ныли, скулили ... ((
Elv

Так их воспитали.

03.05.2016 в 10:24

Все хорошо, умно и здраво - и мысли полезные. В теории. На практике я как предприниматель постоянно сталкиваюсь с тем, что вместо того чтобы идти к цели прямо мне надо накрутить кренделей - нет нормальных законов только штрафы и поедписанния, нет доступных кредитов, нет реальной помощи - только говорильня... Поможет мне эндрофирон?

03.05.2016 в 10:26

Большая заметка о том, что инициатива может идти только изнутри, но ладно.

Проблема белорусского бизнеса, точнее его практически отсутствия - это не выученная беспомощность. Это его бессмысленность для бизнесменов.
Зачем что-то пытаться организовать в Беларуси, если в случае успеха слишком велик риск оказаться в тюрьме? Нет никакого стимула шевелиться, кроме как шевелиться по направлению отсюда.

03.05.2016 в 10:33

Такой тонкой статьи еще никогда не читал, точнее про нашу ситуацию уже и сказать нечего! Респект

03.05.2016 в 10:39
Собачки терпели, ныли, скулили ... ((
Elv

Так их воспитали.

mak32

так у человека есть мозг и способность к анализу, в отличие от собаки

03.05.2016 в 10:42
так у человека есть мозг и способность к анализу, в отличие от собаки
Паняверка

Не все так просто: лобные доли и дофаминовая система - обе эти системы противоположны друг другу, но не могут обходиться одна без другой.

03.05.2016 в 10:54

"Для здоровой целостной личности важно научиться соблюдать баланс между этими крайностями"

03.05.2016 в 11:07
Повторюсь: природу, как мы уже говорили выше, не обманешь.

жэстачайшэ, ымэнем рэвалуцыи...

03.05.2016 в 11:08
Повторюсь: природу, как мы уже говорили выше, не обманешь.

Природе также известно, что иерархичность более развита у мужчин. Альфа-самец, омега и так далее. Известно, что женщина в гораздо меньшей степени переживает из-за унижений, чем мужчина. Именно этим объясняется большое количество руководителей-женщин в нашей стране. Мужчинам часто противно играть по правилам главного альфа-самца на уровне инстинктов. А женщины принимают правило, т.к. природой в них не заложено спорить с мужчинами. Мужчины тоже могут вести относительно успешный бизнес, однако должны далеко запрятать свои амбиции по иерархии. Например как Паша Тупузидис. Сказали сделать магазины шаговой доступности - делает.

03.05.2016 в 11:09
Мощно задвинул! Молодец.
Действительно в кризис следовало бы разрешить людям зарабатывать как могут. При минимальном контроле. Как в 90-х. Надеюсь скоро дойдёт...
mak32

не дойдет. Это ведет к потере бесконечной власти. Поэтому "реформ не будет".

03.05.2016 в 11:22

Спасибо, Андрей.

03.05.2016 в 11:24

Основная задача таких стран, как например Северная Корея - это не улучшить качество жизни граждан, а сделать так чтобы никакая Америка даже не думала на них нападать и свергать власть.
Америка - удачный пример когда и страна сильная, и граждане довольные. Главное в демократию не переигрывать, как Европа

03.05.2016 в 11:27

Все хорошо и правильно написано, но почему этот врач берет целые главы из книжки. И выдаёт чужие мысли за свои, тупо переложив написанное на наши реали

03.05.2016 в 11:34
Все хорошо и правильно написано, но почему этот врач берет целые главы из книжки. И выдаёт чужие мысли за свои, тупо переложив написанное на наши реали
Toxoplasma

А что, от этого книжка перестает быть правдой? Наоборот, наглядная демонстрация устоявшейся и доказанной теории. В этом-то и вся прелесть теорий, что они доказали свою достоверность уже не раз. В отличие от пространных рассуждений доморощенных "экспертов".

03.05.2016 в 11:37

Распечатать побольше копий этой статьи и на каждый столб!

03.05.2016 в 11:43

Если моя мысль в сжатом виде оказалась слишком крамольной , попробую в развернутом:
И здесь возникает удивительный феномен: чиновники, забывая, что люди живые, смотрят лишь на данные статистики. После этого, казалось бы, стройные, логичные схемы начинают сбоить все больше и больше.
В попытке причесать нелицеприятные факты , сначала создается красивая статистика. Не имеющая ничего общего с реальностью.
Потом сами в это начинают верить. И кажется , что все в порядке.
А корабль в это время идёт ко дну.
Для того , чтобы спасти корабль , нужно знать и отдавать себе отчет о реальном положении дел!
Только тогда будет возможность спасти его.

03.05.2016 в 11:53

Наш народ пока этого не понимает - слишком сложно, это ответственность, думать надо, интеллект иметь. Куда проще позвать очередного Сталина и решать по старинке, расстрелами и тюрьмами.

03.05.2016 в 12:13

записки капитана Очевидность

03.05.2016 в 12:24
В его экспериментах две группы собак подвергались неприятному воздействию тока в течение одинакового времени. Разница между группами состояла в том, что одни животные могли легко прекратить это воздействие, а другие успевали убедиться, что ничего предпринять не могут. Затем животных помещали в условия, где они могли легко избежать электрических ударов, перепрыгнув через барьер. Так делали собаки из группы, имевшей возможность контролировать удар тока ранее. Но собаки, которые до этого не могли ничего с болью поделать, бегали по клетке, а потом ложились и просто продолжали, поскуливая, терпеть, не делая попыток освободиться, несмотря на очевидную возможность.

Снимаю шляпу. Самое точное описание беларусов, которое я только встречал.

03.05.2016 в 12:47

Не создадут. А то зарабатывать начнут люди простые, а не прикормушечные

03.05.2016 в 14:20

какое государство? со школы уже людей калечат

03.05.2016 в 14:24

Всегда подозревал, что только врач может правильно описать ситуацию в стране/экономике.

03.05.2016 в 14:28

Все по делу и обоснованно... Жаль государству нужно противоположное.

03.05.2016 в 14:31

Диетолог рассуждает о политике и социологии ? Эксперт !

03.05.2016 в 14:33

Первый человек высказавший эти мысли уважающего себя гражданина! Респект!

03.05.2016 в 14:43

в этой стране никогда ничего для людей не делалось. когда уже перемрут, те кто довел здесь все до ручки.

03.05.2016 в 15:11

не более чем фантазии автора

03.05.2016 в 15:39

На первый взгляд - умнО, начинаешь копать - все рассыпается... Но интересно было почитать, спасибо!

03.05.2016 в 15:42

Какое лекарство поможет? Ответа нет....

03.05.2016 в 15:47

Статья просто блестящая!

03.05.2016 в 15:49

Когда в 2010 году я привёз в РБ проект "Здоровое решение", созданный мною с 2004 по 2008 во время работы и обучения в Нидерландах и направленный на восстановление работаспособности персонала, меня считали инопланитянином из будущего. Я читал семинары нашим ИТ-лидерам и прочим о том, что уставшие люди из-за плохой организации труда - это не работники. На меня смотрели тысячи глаз руководителей и ХР-ов, не понимая о чём я, хотя потом потихоньку подворовывали идей, выставляя за свои. Поиск спонсоров по популяризации идей "здоровой работы" среди молодёжи ничего не дал. Мне в конце концов удалось найти компании, которые пытаются заботится о своих людях, но в основном это иностранные компании. Местные "бизнесмены" мыслят как и раньше на уровне работорговцев.

03.05.2016 в 16:05

Неожиданно интересное мнение. Во многом с ним согласен.

03.05.2016 в 16:28

Все верно!
Только вот что-то не так в этом:

Древний китайский мудрец утверждал, что «слабый народ — значит, сильное государство, сильное государство — значит, слабый народ.
Крутой-Бобёр
03.05.2016 в 16:34

Софистика.
Мы все лежим на пузе и, поскуливая, ожидаем очередного удара током.

03.05.2016 в 16:40

очень сильный материал. спасибо

03.05.2016 в 16:58
Собачки терпели, ныли, скулили ... ((
Elv

Так их воспитали.

mak32

так у человека есть мозг и способность к анализу, в отличие от собаки

Паняверка

На самом деле разница небольшая. Оба существа поддаются дрессировке. Бытие определяет сознание. Не родится Эйнштейн в Сомали.(((

03.05.2016 в 16:59
очень сильный материал. спасибо
Artemid

+1. Наконец то действительно умный человек в рубрике.

03.05.2016 в 17:07

Ну так что, главнокомандующий-таки был прав? Кризис в головах?

03.05.2016 в 17:18

Ребята, ну хоть какая-то логика должна быть в изложении материала.
"...смертность в этой группе за полгода снизилась в два раза."
Смертны все люди, независимо от группы, национальности и вероисповедания. 100%. Если смертность у вас снизилась в два раза, значит, 50% людей стали бессмертными. Но ведь даже сказочные Дункан МакКлауд и Кащей не бессмертны, достаточно отрубить бошку или найти-сломать иголку -- и им конец.
При сегодняшнем уровне развития медицины можно увеличить продолжительность жизни, повысить её качество, но никак не снизить смертность.

03.05.2016 в 17:33

Я думаю, что все написанное не может быть прочитано нашими властями. Ибо им этот язык не знаком. И это печально....

03.05.2016 в 19:05
можно увеличить продолжительность жизни, повысить её качество, но никак не снизить смертность.
6_grannik

Это как показатель скорости. Снизить смертность - просто уменьшить показатель смертей в час, день, год...

03.05.2016 в 19:22

Мнения- наиболее объективная рубрика среди новостных. И самая близкая к реальности. Мысли экспертов попадаются очень правильные, хоть и не очень простые к пониманию.
Жалко, но наверное- закроют скоро.
В статье лишь маленький недочетик- когда описано, что "государство предпринимает шаги, следуя своей логике....." Нас учили что логика- она либо есть- либо ее нет. В описываемых мерах логики нет. И они больше похожи-таки на агонию. Бессмысленную и необдуманную.
Но все равно - за материалы спасибо. Снимаю шляпу!

03.05.2016 в 20:03

Несколько раз встречалась по работе с Андреем - не скажу, что я во многом с ним согласна, но многие вещи он действительно говорит в правильном направлении.

03.05.2016 в 20:32

Что это за эксперт без бороды?

03.05.2016 в 22:32

всё так. только боязнь упустить власть из рук перевешивает все разумные доводы

03.05.2016 в 23:11

Интересная статья.
Вот бы еще оценить поведение в стае применительно к данному биологическому механизму.
Т.е. получается задача любого вожака в стае - усилить внешний контроль, подавив внутренний у своих подопечных. И это тоже создано природой!
Получается что... природа одновременно создает и то и то другое, значит расчитано что работать тоже будет и то и то вместе.
Т.е. вожак доминирует, подавляя внутренний контроль в стае, а скинуть вожака может только та особь, у которой внутренний контроль ну никак не подавляется.
В общем выживает сильнейший :) Так-то получается это демократия идет супротив природы, а не наоборот :)

03.05.2016 в 23:21

Интересно, читают ли чиновники такие статьи?
АГЛу тоже не мешало бы ознакомиться.

04.05.2016 в 0:47

По моему, наша власть хорошо знакома с этой теорией и действует в соответствии... Только цели другие, нежели наивно думает автор статьи. ЗАЖАТЬ так, что б даже поскуливать боялись!!! Что бы еще и спасибо говорили за целебные удары током. А самое главное - получается!

04.05.2016 в 0:57
всё так. только боязнь упустить власть из рук перевешивает все разумные доводы
OtherSide2

Абсолютно верно. Страх. Эта власть, в которой действительно раньше было желание сделать лучше эту страну, теперь предало эту цель из-за страха. Только усидеть, любой ценой, день простоять любыми жертвами, а дальше... а дальше как-нибудь разберёмся. Плевать что преследуя сиюминутные цели наноситься тысячикратный вред будущему этой страны. Плевать. Главное сейчас усидеть.

04.05.2016 в 6:18

баян

04.05.2016 в 7:33
Государство, если оно хочет быть здоровым, должно контролировать не граждан, а само себя, установив внутренние стандарты для чиновников. В здоровых государствах пойманный за нарушение чиновник подает в отставку или идет под суд. Исполнительные структуры в здоровых государствах преследуют коррупцию в высших эшелонах власти, а не разгоняют бабушек за торговлю семечками.

Я всегда это говорила. Но пока власть будет цинично покрывать не только недочеты, но и явную коррупцию - толку не будет. Чего только стоит, например, очередное убогое шоу от милиции с журналистом тутбая, что он "сам упал"? Чего стоит история с бомжем (да, бомж не ангел, но представитель власти не должен вести себя так, как это было видно на видео). Или все эти откровенные плевки в лица людям, которых показательно садят на 5 лет за украденный мешок картошки, в то время когда наворовавшие денег просто платят свои миллионы долларов откупного и снова становятся "хорошими"?

04.05.2016 в 8:24

Очередной умник, который никак не может повлиять на ситуацию. Только слова и ничего больше.
Рубрика мнения уже достала: каждый знает как управлять страной, а косарь на жизнь заработать не может.

04.05.2016 в 10:53

"Нации никогда не беднеют из-за расточительства и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительства и не благоразумия государственной власти» А. Смит
Не мешало бы нашему великому ыканамисту труды основоположников почитать.

04.05.2016 в 11:07

Это правило не только в государстве, но и в любом социуме, в коллективе фирмы например.

Задача босса - показать работнику, что он тупой и ничего не стоит.
Задача работника - доказать обратное.

04.05.2016 в 11:26

этот врач лечит не тех...

04.05.2016 в 13:17

Респект!!!!

04.05.2016 в 14:09
Все хорошо и правильно написано, но почему этот врач берет целые главы из книжки. И выдаёт чужие мысли за свои, тупо переложив написанное на наши реали
Toxoplasma

Любой врач опирается на труды более опытных коллег, человек любой специальности опирается на предшествующий опыт поколений, ибо ознакомление с данными трудами, даёт возможность анализа и в последствии, написания других, более прогрессивных (и даже регрессивных) методик, технологий, способов, теорий, изобретений, опровержений и т.д..
Книги для этого и существуют, что бы передавать опыт и знания будущим поколениям. Считаю тему раскрытой в полном объёме. Хочу отметить удачным, применение данной модели, к сложившейся ситуации в стране, биологический фактор - основополагающий, не стоит об этом забывать, а стоит всегда брать его в учёт при принятии каких либо решений на Государственном уровне, потому как - гены пальцем не задавишь.
Ведь благодаря ошибкам, мы не стоим на месте, а когда права ошибаться лишают напрочь, еще и палки в колёса ставят, то через определённый промежуток времени "будут" пожинать результаты проделанной работы, искать крайних, что ситуацию не исправит, а ещё больше усугубит.
Я искренне надеюсь, что в скором будущем, мая Радзима, будзе квiтнець!!!!

04.05.2016 в 14:22
Все хорошо и правильно написано, но почему этот врач берет целые главы из книжки. И выдаёт чужие мысли за свои, тупо переложив написанное на наши реали
Toxoplasma

Любой врач опирается на труды более опытных коллег, человек любой специальности опирается на предшествующий опыт поколений, ибо ознакомление с данными трудами, даёт возможность анализа и в последствии, написания других, более прогрессивных (и даже регрессивных) методик, технологий, способов, теорий, изобретений, опровержений и т.д..
Книги для этого и существуют, что бы передавать опыт и знания будущим поколениям. Считаю тему раскрытой в полном объёме. Хочу отметить удачным, применение данной модели, к сложившейся ситуации в стране, биологический фактор - основополагающий, не стоит об этом забывать, а стоит всегда брать его в учёт при принятии каких либо решений на Государственном уровне, потому как - гены пальцем не задавишь.
Ведь благодаря ошибкам, мы не стоим на месте, а когда права ошибаться лишают напрочь, еще и палки в колёса ставят, то через определённый промежуток времени "будут" пожинать результаты проделанной работы, искать крайних, что ситуацию не исправит, а ещё больше усугубит.
Я искренне надеюсь, что в скором будущем, мая Радзима, будзе квiтнець!!!!

deadmau5hi

P.S. Чуть не забыл: у него по крайней мере хватило здравого разума это сделать и оказаться правым.

04.05.2016 в 17:35

Нашел где "проповедовать".
Это как на Диком Западе в то время уговаривать освободить негров и не уважать индейцев..
До всего нужно дозреть..
Нам до системы "вождь- племя" хотя бы до базовой "совет старшин племени" еще лет 20-30.. А это тока начало цивилизованных перемен.

04.05.2016 в 18:20

очень интересная статья, всё хорошо расписал)

со всем согласен, сейчас сам пытаюсь перебороть навязаную семьёй выученную беспомощность...

тотальный контроль - это тупик во многих сферах

04.05.2016 в 18:29
В статье лишь маленький недочетик- когда описано, что "государство предпринимает шаги, следуя своей логике....." Нас учили что логика- она либо есть- либо ее нет. В описываемых мерах логики нет. И они больше похожи-таки на агонию. Бессмысленную и необдуманную.
Codman

Все нормально на верху с логикой. 22 года на троне. Замечательный результат. А после нас хоть потоп.)

04.05.2016 в 22:10

Классная статья! Спасибо онлайнер.

04.05.2016 в 22:38

Ересь.

04.05.2016 в 22:57
...ложились и просто продолжали, поскуливая, терпеть, не делая попыток освободиться, несмотря на очевидную возможность.

вспомнился анекдот про белоруса, который "прыцярпеуся"

04.05.2016 в 23:23
Древний китайский мудрец утверждал, что «слабый народ — значит, сильное государство, сильное государство — значит, слабый народ. Ослабление народа, следовательно, главная задача государства, идущего правильным путем».

это идеология азиатского тоталитаризма, чуждая гражданскому обществу, есть цитата обратная, принадлежащая не вымышленному китайскими придворными идеологами "мудрецу", а реальному человеку:

Богатство народов создает и могущество страны. – Петр Столыпин "Выступление в Государственной думе России, 10.03.1907"

как по мне, так Столыпин лучший ориентир, чем вымышленный "мудрец"

05.05.2016 в 0:32

Живу как живу, так и проживу

05.05.2016 в 13:47

Статья заставляет задуматься. Очень лаконично и по делу высказался эксперт.

06.05.2016 в 6:27

Цель луки уничтожить средний класс Людей которые могут делать и думать

06.05.2016 в 6:36
Государство, если оно хочет быть здоровым, должно контролировать не граждан, а само себя, установив внутренние стандарты для чиновников.

Поддерживаю, на 100%!!!

Крутой-Бобёр

Абсолютно ВЕРНО!!!!!!!

06.05.2016 в 6:38
Очень интересные вещи говорит врач, только все это у нас к сожалению , теория, которая весьма далека от практики
Bеня

Вы сами этой практики не желаете!

06.05.2016 в 10:21
Собачки терпели, ныли, скулили ... ((
Elv

И продолжали терпеть боль

06.05.2016 в 10:32

ох непопулярные же речи ведет автор!!!!!

06.05.2016 в 12:57

..."Рядового гражданина, бизнесмена, предпринимателя, общественного активиста не обязательно контролировать круглосуточно и наказывать за каждый промах. Дайте ему возможность исследовать и безопасно ошибаться, проявлять инициативу и иметь возможность влиять на процесс обучения — полу́чите здоровое, инициативное, способное позаботиться о себе население.".................................. В мире нет ни одного государства, построенного на таких принципах, есть иллюзии об этом у политиков-утопистов, а у части населения, в силу существующей пропаганды, через СМИ, принадлежащие финансовым структурам на Западе. Кризис организован за пределами страны и никакое правительство не в состоянии заставить покупать в достаточном количестве белорусскую продукцию и услуги - у потенциальных покупателей внутри страны и за пределами, нет денег. К примеру в "благополучной" прибалтике , "процветающих" польшах, болгариях, румыниях, чехиях и т.д., кризис, как начался в 90х, так и идет по сей день, а внешнее благополучие построено не на росте промышленности, а на постоянном сокращении численности населения, сворачивании социальных программ, введения принципа - "ничего бесплатного", ну и на полном молчании СМИ в этом вопросе. У нынешнего белорусского правительства одна задача, не дать рухнуть промышленности, здравохранению, не допустить голода, отключения тепла в домах. И главное , не дать использовать ситуацию провокаторам-свидомита, сосоящим на службе у Госдепа США, они уж точно угробят страну в угоду своим хозяевам.

06.05.2016 в 13:16

Так это скрытая реклама от Беловешкина. http://www.beloveshkin.com/p/blog-page_34.html ........................................А клятва Гиппократа? ... Это у него бизнес. А сколько он больных на ноги поставил?.. Опыта никакого, а платные курсы, на основе чьего опыта. Новый ходоркин...

06.05.2016 в 20:21
...Кризис организован за пределами страны и никакое правительство не в состоянии заставить покупать в достаточном количестве белорусскую продукцию и услуги - у потенциальных покупателей внутри страны и за пределами, нет денег...
1Sergey4444

ну да, конечно, это иностранные агенты 20 лет заставлял закапывать деньги в убыточное сельское хозяйство, строительство пустующих агрогородков, ледовых дворцов, нац библиотеки, дворца рэспублики и т.п., проводить дожинки, парады, шествия, посадили страну в которой и нефти то нет на нефтяную иглу. Местные ни при чем, всё за пределами страны.

07.05.2016 в 9:34

Старо как мир ....об этом еще адольф писал на 19стр в Mein kampf

08.05.2016 в 9:28

что у него на голове

09.05.2016 в 12:06

Спасибо за прекрасную статью. Было очень интересно увидеть собственные мутные мысли о бытие, хорошо аргументированные и изложенные.

10.05.2016 в 16:53

"На уровне отдельного человека это приводит к выгоранию, а на уровне государства — к загниванию, когда внешний порядок маскирует отсутствие жизненной энергии." - как это знакомо!

10.05.2016 в 21:21

В его экспериментах две группы собак подвергались неприятному воздействию тока в течение одинакового времени. Разница между группами состояла в том, что одни животные могли легко прекратить это воздействие, а другие успевали убедиться, что ничего предпринять не могут. Затем животных помещали в условия, где они могли легко избежать электрических ударов, перепрыгнув через барьер. Так делали собаки из группы, имевшей возможность контролировать удар тока ранее. Но собаки, которые до этого не могли ничего с болью поделать, бегали по клетке, а потом ложились и просто продолжали, поскуливая, терпеть, не делая попыток освободиться, несмотря на очевидную возможность. Такое состояние, когда человек безропотно «терпит» стресс вместо того, чтобы решать, как ему противостоять, называется «выученной беспомощностью».

До слез. [censored]

10.05.2016 в 23:15
Никто ничего не хочет делать, потому что все государственное и работай не работай получишь свою подачку на еду 5-6 млн.
Kachok1994

5-6 млн.-очень хорошая з\п для Могилёва,тут рады и трём.

11.05.2016 в 14:13

Половина бизнесменов это купить дешевле продать дороже!) При этом сами ничего не делают и не производят.