Бизнесмен Александр Кнырович: соцсети и «офисный планктон» несовместимы?

31 936
07 апреля 2016 в 15:29
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Алексей Матюшков

Бизнесмен Александр Кнырович: соцсети и «офисный планктон» несовместимы?

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Алексей Матюшков
Александр Кнырович — учредитель группы компаний «Сармат-СТИ». Обладатель степени MBA. Владелец бара Bristle. Активный пользователь социальных сетей.
Сложно представить, чем занимался «офисный планктон» в «свободное» от работы время 10 лет назад, когда еще не было «Одноклассников» и «ВКонтакте». Вернее, не сложно: они сидели в ЖЖ. Ну а раньше, лет 20 назад? Наверное, ходили в курилку и «чатились» там. Сотрудников, постоянно курсирующих в курилку, вычислить и покарать было проще. Сейчас — все иначе.

На дворе — кризис. Владельцы бизнеса, руководители среднего звена отчаянно ищут выход из сложных экономических ситуаций, пытаются рационализировать производственный процесс, найти его слабые стороны. Конечно, проще всего решить, что слабая сторона — это рядовой «офисный планктон», который целыми днями сидит в соцсетях, не выдавая на-гора никаких результатов. Принимается волевое и очевидное до безобразия решение — соцсети в офисе заблокировать. Но, к удивлению директора, положительного эффекта от таких карательных санкций не наблюдается. Скорее, наоборот.

Давайте сразу оговоримся: социальные сети, с точки зрения руководителя, это однозначно зло. Если ваша работа не связана видами занятости, подразумевающими «серфинг» в Facebook, «ВКонтакте» или «Однокласниках», — восемь часов в день вас там быть не должно. Потому что для многих это такая же отвлекающая от дел зараза, как семечки, сериалы и всякие другие приятные, но малополезные вещи.

Отключать социальные сети на рабочем месте или нет, в первую очередь вопрос качества самого коллектива. Представим абсолютно идеальную картинку: в офисе работают ответственные и замотивированные люди, которые, в числе прочего, умеют управлять своим временем, и поэтому достаточно просто договориться, что в рабочее время мы не лазим по страничкам друзей в Facebook.

Но чаще всего мы имеем дело с людьми, у которых есть человеческие слабости. И соцсеть в компьютере — ровно то же самое, что конфетка на столе ребенка, которую строгие родители запрещают съесть. Рука к ней тянется, поэтому лучше положить конфетку в шкаф, чтобы на глаза не попадалась. Но такой жест со стороны руководителя, в общем-то, особого смысла не имеет. Например, вы ведь не сможете контролировать 3G-интернет-трафик на смартфонах, вы не будете заглядывать в планшет каждого сотрудника.

Поможет ли данный демонстративный акт получить положительные результаты? Скорее всего, нет. Это чистые эмоции, которые не имеют под собой никакого рационального зерна. Помните шутку: «У нас сейчас две проблемы — тонущий корабль и пуговица… Пуговицу мы найти можем?.. Чисто теоретически — можем! А с кораблем мы сделать ничего не можем… Выход — надо искать пуговицу…». Ситуация аналогичная.

Конечно, за работу предприятия отвечает руководитель, который, если начались проблемы, должен в первую очередь посмотреть в зеркало и задаться вопросом: «Что же, с**а, я сделал не так?» И тогда присутствие или отсутствие сотрудников в соцсетях станет делом двухсотым — после улучшения качества продукта, его позиционирования, поиска новых каналов продаж, мотивации персонала и т. д.

Если руководитель будет думать об этих важных вещах, не распыляясь на мелочи, и ставить подчиненным задачи исходя из этих приоритетов, у сотрудников просто не возникнет желания убивать время в «Одноклассниках» и во «ВКонтакте»…

А отключив соцсети, вы точно подпортите рабочую атмосферу в коллективе. Потому что, совершая действия, которые фактически не имеют никакого смысла, руководитель, во-первых, показывает, что он растерян и подавлен, и готов срывать злость на подчиненных, а во-вторых, что считает сотрудников несамостоятельными и неспособными отвечать за свои поступки.

Подчиненные сразу чувствуют — что-то в компании не так, раз мы занялись ловлей блох вместо серьезной работы. Особенно это очевидно, когда решение об отключении соцсетей принимается спонтанно. То есть это правило не было оговорено при приеме на работу, а возникло на эмоциях начальника.

Я не верю, что социальные сети снижают качество работы сотрудников офисов. Для этого надо предположить, что все подчиненные вообще никак не умеют собой управлять, у них нет никакой другой мотивации, кроме как прийти на работу, и, просиживая штаны, отбыть 8 часов за $200. Стоит ли вообще заниматься развитием бизнеса или любого другого общего дела с такой командой?

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by