Репетитор Ева Гилевич: уберите отметки в школе, и дети начнут учиться, а не зарабатывать баллы

23 683
15 января 2016 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков

Репетитор Ева Гилевич: уберите отметки в школе, и дети начнут учиться, а не зарабатывать баллы

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков
Ева Гилевич — репетитор по английскому и белорусскому языкам центра «100 баллов». Окончила МГЛУ, волонтер на курсах белорусского языка «Мова Нанова».
Научиться математике на четверку, рассказать стихотворение на семь, подтянуться на десять, списать контрольную по химии на шесть — это ли смысл образования как такового? Отчего весь учебный процесс превратился в гонку за отметками в дневнике и чем это нам всем грозит? Поразмышляем вместе.

Первый класс с отсутствием отметок — единственное райское время для юных школьников и их родителей. Абсолютно логичная мотивация такого подхода — не отбить на первых порах желание учиться у первоклашек. Именно учиться, постигать новую информацию и не бояться ошибаться в процессе. Ко всему этому добавляются игровые формы обучения, всевозможные групповые и парные виды работы, интерактивные средства — в общем, сказка, а не школа.

Но почему этому суждено так скоро закончиться? Почему вместо интереса к самому́ процессу учиться и познавать добавляют отметки, которые в конечном счете затмевают всё и становятся самоцелью? Ведь, учитывая качество нашего образования, за отметками чаще всего нет знаний. Отметка в нашей школе — это задания, выполненные с определенным количеством ошибок, списанная из решебника домашка, скачанный из интернета реферат, ну или вовсе — заслуги по макулатуре или хоккею перед Отечеством.

Также возникает вопрос о том, за что по факту ставится отметка. Представим стандартную ситуацию: один ученик имеет прекрасные способности к предмету — выполняет задание в два счета и идеально. Второй ученик не блещет умом, но жутко старается, тратит уйму времени, решает задачу, но с ошибками. Безусловно, первый персонаж получит свое «отлично». А что второй? Ведь преподаватель обязан оценить работу по факту: понимает туго, делает долго, есть ошибки. Несомненно, отметка этого ученика будет ниже. Но! Так мы оценим только результат. А старания, рвения и упорство не учитываются? Допустим, преподаватель принимает все вышеперечисленное во внимание. Но если поставить двум ученикам одинаковые отметки, хоть и полученные из разных результатов, но с учетом усилий, начнутся возмущения со стороны первого ученика. А если поставить отметки по факту — обиды и спад мотивации у второго. Вот какая ловушка кроется в самóй системе оценивания через отметки. При том что сам смысл выполненного двумя учениками задания — научиться, а не решить без ошибок. Так если оба достигли цели — кто с ошибками, а кто без, — за что ставить разные отметки?

Получается, ученику ставят отметку не за усилия и желание разобраться в предмете, а за готовность удобным для него способом выполнить определенное задание преподавателя и вернуться в зону комфорта до следующего вызова к доске. Ну а рассчитать, когда он будет, — нехитрое дело. Такой способ взаимоотношений ученик — преподаватель постепенно укрепляется из года в год, укореняется в сознании детей и вырастает в модель поведения взрослого человека во взрослом обществе на всех уровнях жизни.

К тому же нельзя не поднять больной вопрос о сути всего того, что кроется за названиями школьных предметов, по которым и выставляются отметки. Умея решать абстрактные задачи о воде и двух бассейнах, дети никогда не видели, как это происходит на самом деле. Зная кучу отдельных английских слов и тем, проблема поговорить по Skype со сверстником из Европы так и остается проблемой. Изучая множество видов червей по биологии, школьники элементарно не знают названий деревьев и чем кормить птиц зимой.

«Без отметок — это утопия!» — скажете вы. Нет. Безотметочное обучение не значит безоценочное, это просто другой подход к системе оценивания. Например, в Финляндии с 1-го по 3-й класс отметки в любых вариантах отсутствуют, а до 7-го класса применяется вербальная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. Во многих странах безотметочный принцип применяется на протяжении всего обучения в начальных классах. Смысл в том, что система контроля и оценки не может ограничиваться только проверкой усвоения знаний и выработки умений по конкретному учебному предмету в результате. Она должна ставить более важную задачу: развивать у школьника умение учиться и работать с новой информацией, критически оценивать свою деятельность, находить собственные ошибки, искать пути их устранения. А задача педагога — учить учиться. К счастью, у нас проводятся учебные эксперименты по безотметочному обучению, которые дают свои неоднозначные отклики со стороны учеников, учителей и родителей. Но только эксперименты, не больше.

А пока — чему мы учим, за что ставим отметки и почему потом за них ругаем наших детей? Вопросы к каждому взрослому. Ведь дома у ребенка именно мы с вами в первую очередь с порога спрашиваем, что он получил, вместо того чтобы поинтересоваться, понравилось ли ему сегодня в школе, что нового он узнал и чему научился.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by