Лучший в стране руководитель товарищества собственников Александр Гопша: порядка в жилых домах не будет до тех пор, пока у них не появится хозяин

21 398
24 февраля 2016 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков

Лучший в стране руководитель товарищества собственников Александр Гопша: порядка в жилых домах не будет до тех пор, пока у них не появится хозяин

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков
Александр Гопша — председатель товарищества собственников «Квартал Зеленый Бор». Победитель республиканского конкурса «Лучший руководитель товарищества собственников, ЖСПК» в 2015 году. В системе жилищно-коммунального хозяйства — с 1993 года. В государственном секторе работал до 2006 года, возглавлял ЖЭС-62 Центрального района столицы.
Вся страна сегодня обсуждает тарифы на коммунальные услуги и качество их исполнения. Лично я считаю, что во время этого диалога мы забываем о главном: для того чтобы система работала правильно и эффективно, необходимо создать надежный мост между коммунальным хозяйством и конечным потребителем услуг — жильцом дома. Пока этого не произойдет, не будет ничего: ни качественных услуг ЖКХ, ни экономии энергоресурсов, ни бережного отношения к местам общего пользования. Почему?

Думаю, все вы согласитесь, что платить мы должны не за некий перечень абстрактных услуг, а за конкретно выполненную работу. Если из кранов полмесяца идет ржавая вода, вы совершенно не обязаны «входить в положение». Но что получается сейчас? Вы угробили фильтр тонкой очистки, вызывали сантехника, когда ржавчина испортила спусковой механизм в унитазе, ходили в магазин покупать бутилированную воду и в итоге все-таки оплатили услугу, которая в том виде, в каком ее предоставили, была вам совершенно не нужна. Произошло это потому, что нет того самого моста, позволяющего жильцам контролировать процессы, за которые они отдали свои деньги. Вас просто ставят перед фактом — «проверили», «починили», «убрали», фактически без какой-либо обратной связи.

Когда вы приходите в магазин купить ручку, пробиваете в кассе чек, а вам дают нечто несуразное, поломанное и разобранное, естественной реакцией будет требование заменить брак качественным товаром или вернуть деньги. И вас очень удивит, если в ответ скажут, что у магазина плохое финансирование, поэтому придется довольствоваться тем, что есть.

Без моста, о котором я говорил выше, потребовать исправить халтуру или отказаться от услуг, которые выполнены некачественно, очень сложно. Сегодня это — целая бюрократическая волокита. Поэтому мы и наблюдаем порой картину: каждый по отдельности жилец дома недоволен тем, как работает ЖЭС, но, так как нет некого представителя общественного мнения, ничего не меняется.

Наличие хозяина — важнейшая составляющая нормального функционирования дома. Вы можете увидеть, насколько эффективно это работает в товариществах собственников, где каждый себя чувствует таким хозяином, но есть председатель, который собирает общие пожелания и претворяет их в жизнь. В государственном жилье есть хозяева не дома, а квартиры, и есть ЖЭС, который должен отчитываться скорее не перед жильцами, а перед вышестоящим начальством.

Только при наличии представителя общественного мнения возможна реальная, а не номинальная забота об экономии электроэнергии и энергоресурсов — такая, которая пойдет всем во благо. Он сможет решить вопросы с ограничением доступа посторонних в подъезды, пролоббирует установку энергосберегающих светильников, добьется особенного режима отопления, при котором температура будет снижаться в часы, когда большинство жильцов ушли на работу. Каждый из нас был бы рад таким новшествам, согласитесь, но вряд ли они станут реальностью, если не будет этого самого моста.

Однако здесь стоит оговориться, что мост должен строиться с двух сторон, не стоит винить в происходящем только специалистов коммунальной сферы. Я уверен, что ответственность за происходящий порой бардак лежит в равной степени и на плечах жильцов. Подавляющее большинство белорусов приватизировали квартиры и, записав их в свою собственность, сознательно открестились от происходящего за дверью. Мы киваем на то, что платим налоги, но забываем о важной составляющей части цивилизованного общества — элементарной гражданской ответственности. Уважаемые жильцы, я уверен: мало кто из вас задумывался, что у собственника жилья, помимо прав, должны быть и обязанности.

Показательной здесь можно назвать проблему, с которой приходится сталкиваться многим товариществам собственников: очень сложно собрать кворум для решения того или иного вопроса. Простите, как в детском саду, надо многих уговаривать, приводить за ручку. Несмотря на то, что вы уже стали солидными владельцами недвижимости, продолжаете себя вести так, будто живете в общежитии.

В Европе к собственникам жилья совсем другое отношение. У них как раз обязанности вынесены на передний план. Без одобрения управляющей компании в некоторых случаях даже квартиру продать нельзя. Регулярное игнорирование обязанностей квартировладельца, нарушение правил домовладения может стать поводом для постановки вопроса о том, нужен ли такой сосед другим жильцам дома. Всем понятно, что это ваш дом, а значит, проблемы, связанные с его эксплуатацией, касаются вас наравне со всеми соседями.

Теперь зададимся самым важным вопросом: кто должен стать этим посредником между жильцами и обслуживающими организациями? Очень сомневаюсь, что найдется много ответственных и терпеливых людей, готовых заниматься этой нелегкой работой на общественных началах. Поэтому думаю, что во всех многоквартирных домах в конце концов должно быть создано товарищество собственников. Это вопрос не одного года, но лишь решая его последовательно и планомерно, мы придем к эффективной, саморегулируемой системе.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by