Репетитор Ева Гилевич: отучился и забыл как страшный сон — зачем высшее образование продавцу мебели?

12 октября 2015 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак

Репетитор Ева Гилевич: отучился и забыл как страшный сон — зачем высшее образование продавцу мебели?

Автор: Дмитрий Корсак
Ева Гилевич — репетитор по английскому и белорусскому языкам центра «100 баллов». Окончила МГЛУ, волонтер на курсах белорусского языка «Мова Нанова».
Менеджер по логистике, куратор культурного проекта, продавец мебели, бармен в США, риелтор, маркетолог и пара преподавателей — так выглядит наша группа выпускников иняза спустя почти пять лет. Вот какие безграничные возможности дает диплом гуманитария в нашей стране. И даже уникальные тепличные условия для молодого специалиста в школе не задержали ребят в выбранной когда-то профессии. Или не профессии, а просто увлечении языками?

Давайте разберемся, что все-таки движет сознанием выпускников школ и их родителей при выборе высшего учебного заведения. Вопрос о том, куда поступить (ведь поступить обязательно надо), терзает рано или поздно каждую белорусскую семью. Будущее — это на практике не самó образование, это корочка о высшем образовании, иного не дано. Дана еще склонность к гуманитарным или точным наукам (на выбор), присутствие в жизни какого-либо увлечения (кроме танчиков и соцсетей), а также непосредственно амбиции родителей, которые получают уникальный шанс реализовать себя в жизни (хоть и через детей). При решении этой задачи еще необходим справочник для поступающих, где можно по вышеперечисленным критериям ставить галочки напротив подходящих учреждений. Далее из списка отвечающих выбранному профилю вузов отсеваются варианты согласно проходным баллам. Ведь желание — это одно, а реальность — часто совсем иное.

В итоге мы выбираем вариант получения хоть какого-нибудь высшего образования по пути наименьшего сопротивления. Естественно, что пять лет студенческой жизни проходят весело и мгновенно. А то, что любить, например, языки и литературу можно и в свободное от основной работы время, становится понятным только к пятому курсу. Тогда, когда деканат вывешивает списки предварительного распределения и напоминает о выбранной вами профессии. Тогда, когда вы приходите на собеседование к директору, видите свое будущее рабочее место и расчетный лист.

Вот тогда и начинается понимание всей ситуации. Ведь в глазах государства выпускник — это новая рабочая единица общества, которая осознанно выбрала профессию, получила диплом и вот-вот примется за свои профессиональные обязанности, будет с ними и в радости, и в горести, и на веки вечные.

То ли дело молодой специалист: понимая, что пахнет жареным, начинает строить в голове комбинации по скорейшему выходу из этой ситуации. Бюджетники честно терпят свои два года до амнистии, а после — менеджер по логистике, куратор культурного проекта, продавец мебели, бармен в США, риелтор, маркетолог… Ведь одно дело — пять лет изучать нюансы творчества Короткевича и Байрона, участвовать в университетских конференциях, писать курсовые по особенностям безэквивалентной лексики. И совсем другое — осознать все это как профессию, которая кроме прочей романтики и пафоса должна еще и кормить.

Страшно представить, сколько бюджетных денег государство теряет на такой схеме, когда юные абитуриенты априори выбирают не профессию, а подходящий по личным критериям вуз для получения хоть какого-нибудь диплома. Ведь все равно работать по специальности мало кто будет, а корочка о высшем образовании — это заветный пропуск в мир безграничных возможностей рынка труда Беларуси, где записи в этой самой корочке никто читать не будет.

«Каков тогда выход из этой ситуации?» — спросите вы. В первую очередь изменить наше с вами отношение к высшему образованию, перестать делать из него культ и тотем на все случаи жизни. Ведь именно спрос рождает предложение. А спрос возникает каждый раз, когда работодатели публикуют вакансии с пометкой «обязательно высшее образование» даже на те должности, где без него человек справится со своими обязанностями без проблем. Тем более что обучение непосредственно профессии происходит уже на рабочем месте, где начинается сплошная практика. Например, открываем вакансии по Минску — требуется агент по операциям с недвижимостью, пометка: «Высшее образование (гуманитарное) — огромный плюс».

Где связь между обладателем диплома гуманитарного вуза и агентом по недвижимости? Либо же специалист контакт-центра — тоже высшее образование. Какое и зачем? Для того чтобы войти в курс дела компании, разобраться в услугах и грамотно вести разговор с клиентом, нужны мозги, а не корочка о высшем образовании. Для этого достаточно собеседования и испытательного срока в один месяц, а не пяти лет в неважно каком вузе. Еще: специалист-консультант по работе с клиентами (ремонт и обслуживание автомобилей) — высшее образование. Или я чего-то не понимаю, или для такой работы достаточно среднего технического образования? Ведь приведенные выше вакансии — это не профессия, а стартовое место работы для молодого амбициозного человека без опыта, но с большим энтузиазмом и желанием учиться. Для человека, который только ищет свое место в жизни. Ведь как можно ожидать от одиннадцатиклассника осознанного выбора профессии и дальнейшего служения ей?

Так что подрастающему поколению — профильное обучение с 9 класса, абитуриентам — жесткая конкуренция и высокие баллы в вузах, поступившим и отучившимся — достойные условия распределения, молодым специалистам — материальная мотивация и уважительное отношение как стимул остаться в профессии, ну а самомý высшему образованию — поменьше количества, а побольше качества. И кто знает, может, второй «Нобель» у нас не за горами.