Художник-постановщик Павел Шаппо: почему за 20 лет не сняли ни одного фильма-шедевра?

17 998
08 октября 2015 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак

Художник-постановщик Павел Шаппо: почему за 20 лет не сняли ни одного фильма-шедевра?

Автор: Дмитрий Корсак
Павел Шаппо — художник, дизайнер интерьеров и пространств, художник-постановщик, работавший за последние 10 лет над 15 крупными кинопроектами. Член Белорусского союза художников, Белорусского союза дизайнеров, Белорусского союза кинематографистов.
Вы можете назвать хотя бы один гениальный фильм, созданный за всю историю Беларуси? Я — нет. Я и в российском постсоветском кинематографе не вижу таких картин. Талантливые — да, злободневные — тоже есть, но гениальных, тех, которые можно назвать шедевром, — ни одной. Мы погнались за Голливудом и профукали свой самобытный кинематограф, тот, который заставляет думать, переживать, по Станиславскому — верить. Двадцать лет — срок немалый, и результаты, к которым мы пришли за это время, не говорят, а кричат: это дорога в никуда.

Расскажи полвека назад, что в 2015-м любой подросток будет счастливым обладателем видеокамеры, целого набора инструментов по монтажу, редактированию и озвучиванию видео, вряд ли бы кто-то поверил. Наши дети носят в кармане инструментарий, во многом на голову выше возможностей, которыми располагали режиссеры и операторы середины прошлого столетия. Более того, фактически нет цензуры — любой желающий может в два клика сделать свою работу достоянием миллиардов. Казалось бы, грядет прорыв. Но его нет. Скажу больше: налицо деградация. Вместо шедевров высокой кинематографической кухни картины на Западе превращаются в ладно скроенный фастфуд, в России — в румяные блины (многие из которых все-таки комом), а у нас так вообще — в бутерброды из столовки.

О чем это говорит? Да о том, что от осинки не родятся апельсинки. Если нет таланта, школы и полной погруженности в процесс (только в такой связке!), большое кино вы никогда не снимете. У нас в стране определенно есть талантливые люди, а вот с двумя другими составляющими — беда. Я, как художник, могу назвать десятки мировых имен в искусстве, которые меня поражают, учат и вдохновляют. При этом знаю не один пример, когда выпускник-режиссер не мог назвать даже одной фамилии своего авторитетного коллеги. Они что, будут создавать шедевры с чистого листа? Да ладно! Этим людям просто лень глубоко изучать профессию, они не чувствуют ее, да и не хотят чувствовать. А дальше по пунктам: посредственный свет, халтурщик-звукарь, актеры, которые годятся в лучшем случае для массовки. Белорусскому кинематографу не хватает профессионалов! Кино — это командная работа, и если хотя бы один из ингредиентов блюда с гнильцой, общий вкус будет безнадежно испорчен.

Мне скажут, что в стране невысокие бюджеты на кино. Ребята, давайте будем честны — надеяться на американские бюджеты не стоит, да и надо ли? Для начала полностью погрузитесь в процесс — сделайте хоть что-то стоящее, покажите, на что способны, а потом говорите о деньгах. Положительный опыт, интерес зрителя и, как следствие, растущий кассовый успех — вот единственный правильный инструмент привлечения денег в эту сферу. Другого инструмента пока никто не придумал.

Пригласите в кино молодых. Дайте им дорогу. Старшее, опытное, поколение в большинстве своем отошло от дел. Поколение, заправляющее в кино последние 20 лет, полностью себя дискредитировало. Только ищущие, дерзающие и рвущиеся к кинематографу по зову души смогут ситуацию переломить. Да, ими будет трудно управлять, да, обязательно будут провалы, но лишь этот путь хотя бы дает надежду, которой у нас сегодня попросту нет.

Кино, снимаемое по госзаказу, уже давно создают не режиссеры, а дяденьки из кабинетов министерства, которые в любой момент могут вмешаться в производственный процесс, мягко «посоветовать» подправить сценарий и т. д. Так хороший фильм не снимешь!

Портит красоту кадра и продюсерское кино. Несмотря на то, что коммерческая составляющая — это общепринятый двигатель, у нас он какой-то извращенный. Если в том же Голливуде продюсер заинтересован, чтобы картина была как можно более зрелищной, то у нас он в первую очередь печется о том, чтобы она оказалась как можно менее затратной. В итоге получается полное несоответствие ожиданий зрителя, деклараций продюсера и реальности. Например, продюсер заявляет, что создаст эпическую картину по мотивам событий Второй мировой войны. Сценарист, режиссер с оператором, воодушевленные таким заявлением, готовят масштабные панорамные сцены боя. Но когда дело доходит до дела (то есть денег), оказывается, что хватает их на одну землянку, семь солдат массовки и пять автоматов (один из которых деревянный). В итоге на экране мы видим сцену: командир генштаба армии грозно направляет полки в бой. Но происходит это на фоне землянки с тремя вялыми солдатиками, которые к тому же, стараясь создать массовость, забегают в кадр по пять раз… Вам знакома такая картина? Так вот, цель такого кино сейчас — найти все подешевле, втюхать картину на канал и отбить деньги. Все!

И когда актеры и режиссеры во время премьеры выходят на красную дорожку, а многие смотрят на этот пафос и плюются, впереди колонны должны идти дяди из министерских кабинетов и продюсеры, которые в большинстве случаев и стали виновниками того, что наш кинематограф превратился в пошлую, пресную, никому не нужную картинку. Страна должна знать своих «героев».