Учредитель компании Merlintour Борис Власов: около 40% авиабилетов, купленных по «сладкой» цене, могут оказаться проблемными

30 828
22 сентября 2015 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Максим Тарналицкий

Учредитель компании Merlintour Борис Власов: около 40% авиабилетов, купленных по «сладкой» цене, могут оказаться проблемными

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Максим Тарналицкий
Борис Власов — создал компанию Merlintour в 1995 году. К 2003-му компания вышла в лидеры по продаже авиабилетов в Беларуси. Сегодня Merlintour работает во Франции, Испании, Швейцарии и Грузии. Продолжительное время трудился в компании «Белавиа», занимаясь организацией продаж авиаперевозок.
Белорусов, которые постоянно вылетают за границу, становится все больше. Уже сегодня мы в мировых лидерах по количеству шенгенских виз на душу населения. Но до сих пор в сознании многих осталось клише, что «летать дорого», хотя это уже давно не так. Рынок авиаперевозок за последние десятилетия сильно изменился. С одной стороны, он стал более разнообразным и доступным, с другой — прагматичным и, если можно так сказать, живущим по суровым законам капитализма. Об этих плюсах и минусах я сегодня и хотел бы рассказать.

Начнем с того, что основной пассажиропоток белорусов до сих пор направлен на восток, в Россию и Украину. Ежедневно выполняется 13 прямых регулярных рейсов только на Москву. Конкуренция фактически сделала Москву лоукост-направлением. Конечно, на так называемых «гастарбайтерских» рейсах, которые летят в столицу России в понедельник утром и пятницу вечером, цены повыше, но в целом вы наверняка сможете найти на нужную вам дату билет за 63 евро. Это же почти «железнодорожные» цены!

Да и в других направлениях стоимость билетов ощутимо упала. Авиакомпании сейчас борются с расходами, режут их жесточайшим образом и пытаются предлагать конкурентоспособные варианты. А вот дальше все зависит от вашего искусства их найти. И еще — в поисках «сладкой» цены очень важно понимать риски, которые с этой дешевизной связаны.

Если раньше, привыкнув к «Аэрофлоту» советских времен, мы воспринимали авиаперевозки как нечто гипернадежное, то сейчас рынок сильно поменялся и может вас неприятно удивить. Изменились привычки перевозчиков: когда рейс не заполняется, его могут отменить или объединить с другим. Декларируется, что это все делается для удобства и безопасности пассажиров, и глобально это действительно так. Но когда ты попадаешь в свою частную неприятную ситуацию, тебе совершенно плевать на глобальные тенденции.

К чему я все это веду? Понимая, что можно сэкономить, важно не перестараться. Желательно все-таки обращаться к стабильным поставщикам. Конечно, если разница между билетом лоукост-компании и другого перевозчика измеряется сотнями евро, можно и рискнуть, но если она составляет 20—30 евро, мой совет — выбирайте надежность.

На вашем месте я бы всегда помнил, что авиабилет — это абсолютно виртуальный товар, который в итоге так и может остаться ничем. Сегодня есть агентства по продаже авиабилетов, превращающиеся в силу разных обстоятельств в финансовую пирамиду, и она может рухнуть в любой момент. Причем изначально эти агентства создавались с кристально чистыми намерениями. Как это могло произойти? Всем новичкам, пришедшим на рынок, кажется, что впереди только самые светлые перспективы. Но в реальности оказывается, например, что, будучи гениальным программистом, основатель виртуальной авиакассы абсолютно не способен управлять бизнесом. Сайт работает хорошо, продажи идут, идея отличная. Но приходит команда нерадивых управленцев, которая «растаскивает» бизнес на раз-два. Через год владельцы авиакассы видят, что расходы растут как на дрожжах и никаких шансов закрыть их из реальных доходов нет. Тогда они устраивают «войну скидок», предоставляя их из непосредственной стоимости билета. Это — прямые убытки, но владельцы хотят покрыть кассовый разрыв за счет оборота. Это продолжается какое-то время, а в итоге эти люди либо «уходят с сумкой денег», либо с трудом обрубают «хвосты» критических задолженностей и «тушат экран» — фактически отказываются от своих обязательств перед пассажирами. Среди европейских онлайн-агентств один из «экранов» «тухнет» каждые два месяца. В России и Украине это пока происходит реже, но масштабы ущерба гораздо бóльшие. И если разобраться — деньги мало кому вернули, а если и вернули, то спустя месяцы и даже годы.

К слову, у нас в стране вообще нет механизмов защиты потребителя, который обращается в иностранную онлайн-кассу и оказывается в сложной ситуации. Что остается в итоге? На мой взгляд — или «купляць беларускае», так как здесь вы по крайней мере защищены как потребитель, или пользоваться услугами проверенных авиакомпаний напрямую. Но и это не панацея. Как вы сможете бороться с крупным лоукостом, который потерял ваш багаж? Реально ему практически нечего предъявить. Вам могут выплатить компенсацию. Но это, скорее, вопрос доброй воли и желание соблюсти «лицо» компании.

Многим крупным перевозчикам чудом удалось уцелеть в период кризиса. Мы в Беларуси еще пока не привыкли к такому известному во всем мире понятию, как банкротство. Примеров этого неприятного явления на самом деле в последнее время все больше и больше. Первой обанкротилась в 2001 году национальная авиакомпания Швейцарии Swissair. Казалось бы, что может быть более надежным, чем швейцарский банк, швейцарский бизнес. 15 сентября люди пришли в аэропорт и увидели, что никаких рейсов этого перевозчика не существует. Ситуация стабилизировалась только через месяц, но деньги за неиспользованные билеты новая авиакомпания Swiss (основанная на руинах старой) никому не вернула. Из последних вспомним украинскую «Аэросвит», которая разорилась в 2012 году. Ситуация точно такая же, правда, в этом случае было очевидно, что компании скоро придет конец. «Аэросвит» прекратила продажи, но еще неделю производила перевозки. Мне звонили ночью пассажиры из Бангкока, и каким-то чудом, пока еще работал call-центр, мы сумели обменять статусы билетов и посадить их в самолет, но у некоторых билеты были уже недействительны, и нам приходилось вывозить этих людей за свой счет.

Не хочу рисовать апокалиптическую картину, но сегодня мы вошли в период, когда пройдет целая волна печальных историй с «выключением экранов» на российском и украинском рынках. Да и в Европе это вполне возможно. Мне точно известно, что одна авиакомпания, находящаяся в тяжелом финансовом положении, совершает авиаперелеты в Минск. И, купив у нее билеты на ноябрь, вы можете так никуда и не улететь. Не лучшая ситуация и у некоторых низкобюджетных компаний, выполняющих авиарейсы из Вильнюса.

Говоря о процентном соотношении, я бы сказал, что, если ты брал билет по очень «сладкой» (читай явно заниженной) цене, есть вероятность порядка 30—40%, что с этим билетом может возникнуть проблема. Я не говорю, что они наверняка аннулируются. Но та очевидная масса негативных факторов, которая накопилась, может привести к тому, что перевозчикам придется закрыть часть рейсов и клиент просто не сможет до них долгое время достучаться, получить компенсацию, договориться о приемлемой замене.

Все бизнесы, которые были настроены на бурный и непрерывный рост, сегодня абсолютно не способны справляться с ситуацией так называемого кассового разрыва. Мой совет: куда бы вы ни летели, проверяйте цены, сравнивая их с предложениями классических перевозчиков со стажем. Не надо отдельно смотреть сайт каждой авиакомпании — достаточно изучить прейскуранты надежного продавца авиабилетов. И если вы видите ценник на тот же рейс у другой авиакассы в разы дешевле — стоит задуматься, откуда эти цифры возникли.