Управляющий рестораном Павел Здоровенко: ты не сможешь создать душевное заведение, если не любишь красиво выпить

33 780
17 сентября 2015 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак

Управляющий рестораном Павел Здоровенко: ты не сможешь создать душевное заведение, если не любишь красиво выпить

Автор: Дмитрий Корсак
Павел Здоровенко — управляющий рестораном «Контрабас». В ресторанном бизнесе более 20 лет, начинал с помощника официанта. Работал в ресторане «Гостиный двор», клубах «Мэдисон», «Бронкс», «Блондинки и брюнетки», кафе Bistro De Luxe, Café de Paris и других заведениях столицы.
Я совершенно не согласен с утверждением, что «экономический кризис хоронит рестораны». Вспомните Америку времен Великой депрессии, повести Ремарка, где герои, живущие в агонизирующей после Первой мировой войны Германии, не покидали питейные заведения. История показывает, что любой кризис сопровождается ресторанным бумом. Почему? Наверное, это вопрос психологии: человеку кажется, что в такое время нет смысла хранить деньги, а есть смысл тратить их со вкусом, гулять как в последний раз. Кризис — это прекрасное время для ресторана, чтобы отшлифовать свою кухню, сервис, интерьер. Он заставляет тебя шевелить пятой точкой.

Но тут есть несколько важных моментов, которые ощутимо влияют на успех (или бесславный конец) как новых заведений, так и старых. Когда бизнесмен решает открыть свой ресторан и совершенно ничего в этом бизнесе не понимает, он может пойти двумя путями. Первый — нанять для этого профессионала, но это дорого. Второй — самостоятельно «изучить» рынок и, исходя из собственного представления о составляющих успеха, строить бизнес. В этом случае практически наверняка у него в голове возникает стереотип: есть универсальная модель, которая работает во всем мире, а значит, и у нас. Так появляются пиццерии, суши-бары, «чешские» или «английские» бары, хипстерские кофейни. Все эти заведения сегодня в Минске есть. Откройте модный журнал и посмотрите в нем рекламу. Все картинки, кажется, сделаны в интерьере одного и того же заведения. Возникает ощущение, что это несколько больших сетей — одинаковых, однотипных, простите, бездушных.

Я с удовольствием съем пиццу в Неаполе, бургер на Таймс-Сквер, выпью пива в Бельгии (не хочу обидеть наших пивоваров, они в последнее время молодцы, и меня это очень радует). Без уникальной идеи фальшь будет чувствоваться почти наверняка. Именно поэтому, вернувшись из Чехии и сидя в минском баре, уплетая «вепрево колено» и запивая его «Пилснером», вы поймаете себя на мысли — все вроде так же, но… что-то не то. Хочется, чтобы в ресторане была душа. Если думать о нем в первую очередь как о бизнесе, который приносит большие деньги, тогда лучше торговать мебелью или перепродавать стройматериалы.

Придумывать новую идею всегда сложно — это большие риски. Но я уверен, что такая концепция себя оправдает, хотя на это нужно время и много усилий. У нас есть целый перечень заведений, в которых присутствуют атмосфера, стиль, подача, качество. Да, их не так много. Но давайте не кривить душой — и за границей на один действительно качественный ресторан приходится пять посредственных. Минск, по сути, начал ходить в рестораны лет десять назад. И сейчас мы наблюдаем плавный переход от количества к качеству. Процесс этот эволюционный, а не революционный. Долгий, для кого-то болезненный, но он идет.

Ресторан — это по большому счету театр. И все актеры в нем, начиная от управляющего и заканчивая официантом, должны не просто знать свои роли, но исполнять их с душой. Все участники процесса обязаны поверить в историю, которую они рассказывают посетителю. Если этого не будет — все полетит в тартарары. Ресторан — это праздник. Гости должны уходить из него в приподнятом настроении, а не с чувством, что они побывали в едальне.

А теперь я скажу тезис противоречивый, пусть он вас заставит задуматься: «Проблема белорусских ресторанов в том, что их управляющие не „бухают“». Говоря «бухают», я имею в виду не маргинальную попойку, а, наоборот, любовь к красивым застольям, если хотите, талант адекватно распознавать атмосферу отдыха, хорошего и плохого. Так вот, наши рестораторы в основной своей массе — менеджеры, которые занимаются бухгалтерией, но сами они при этом не вовлечены в ресторанную культуру. Она им не сильно-то интересна. Как можно создавать хорошее вино, не любя его? Как может получиться у кондитера, который ненавидит сладкое, пирожное-шедевр? Не надо пить вино цистернами, есть крем тазиками, но просто необходимо тонко чувствовать то, чем ты занимаешься.