Эксперт рынка видеоигр Владимир Бычинов: итоги E3 — финала «Лиги чемпионов» для фанатов PlayStation, Xbox и Nintendo

14 883
19 июня 2015 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Алексей Матюшков

Эксперт рынка видеоигр Владимир Бычинов: итоги E3 — финала «Лиги чемпионов» для фанатов PlayStation, Xbox и Nintendo

Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Алексей Матюшков
Покупайте в приложении Каталог Onlíner и получите шанс выиграть один из трех Samsung Galaxy S25 Series!
Владимир Бычинов — сооснователь и бывший руководитель проекта Belconsole.by, авторизированного партнера Electronic Arts, Ubisoft и Nintendo в Беларуси. В настоящий момент увлекается мантра-йогой и активно консультирует продакт-менеджеров и руководителей своей компании по вопросам распространения цифровых развлечений в Беларуси.
E3 — это самая большая выставка виртуальных развлечений и главное событие в мире видеоигр в году. Миллионы людей смотрят конференции главных игроков мира видеоигр живьем, не спят ночами. Это как финал Лиги чемпионов для фанатов PlayStation, Xbox и Nintendo. Многие задаются вопросом, кто выиграет на этой E3, ведь победа в борьбе за намерение игроков купить новую консоль обычно происходит именно в эти несколько дней в году.

Чтобы понимать, как прошла E3, надо знать, что ей предшествовало. Sony выиграла войну консолей в этом поколении, показав рекордные по скорости продажи PS4. На самом деле это не она выиграла, это Microsoft проиграла. Как и в прошлых поколениях, зачастую не надо быть слишком умным, чтобы победить, надо просто не сделать фатальной ошибки. Примеры того — вся история видеоигр. Nintendo по невероятной недальновидности не находит в себе сил довести до конца разработку CD-проигрывателя для своей консоли Nintendo 64, оставаясь с картриджами. В результате Sony получает огромное техническое превосходство и, будучи очень агрессивной компанией, первой достигает отметки в 100 млн проданных приставок со своей PlayStation 1. Через поколение Sony выпускает PlayStation 3 со сложной архитектурой по цене $600, вместе с тем консоль от Microsoft Xbox 360 стоит на $200 дешевле и располагает  играми, которые в начале поколения зачастую выглядят лучше. Гонка продолжается....

В этом поколении, на старте продаж, Microsoft нарушает все принципы логики и выпускает свою консоль с обязательной, но бесполезной для настоящих игр приставкой Kinect 2.0, а также прямо говорит, что хочет отменить право игроков свободно распоряжаться купленными ими играми. Вроде бы это не идет ни в какое сравнение с фатальными технологическими ошибками прошлых поколений, скажете вы. Тут надо четко понимать аудиторию видеоигр. Сейчас это до 500 млн человек в мире, готовых покупать консоль или сознательно делать апгрейд компьютера. Но из них не более 100 млн делают сознательный выбор. А из этих 100 млн есть аудитория хардкорных игроков, количество которых, по данным исследований, находится в районе 20 млн человек. Эти люди регулярно покупают много игр, и переоценить их значение для индустрии невозможно. Именно эти люди определяют, что купят все остальные. Именно они расскажут всем друзьям и без устали будут писать на всех форумах, какая консоль оскорбляет их личные чувства. И Microsoft очень больно зацепила чувства этой аудитории, показав всем своим видом, что считает себя лидером и будет делать что хочет. Компания Sony победила, сделав ровно две вещи:

  1. она выпустила консоль для этих самых 20 млн хардкорных игроков, не сделав ни одного резкого заявления, прекрасно зная, что 100 млн последуют ними;
  2. она очень вовремя угадала техническое решение — поместить в свою консоль 8 ГБ высокоскоростной памяти DDR5, в результате чего практически все игры на PlayStation 4 выглядят лучше, пусть иногда эта разница и не столь очевидна.

Результат? Даже при отсутствии обычного для Sony превосходства в эксклюзивных играх в мире PS4 продается в 2—2,5 раза лучше, чем Xbox One, которому приходится еще и делать убыточное для себя снижение стоимости консоли на $50 и включать игры в подарок, чтобы хоть как-то держаться на плаву. Контекст позволяет понять, чего ждали игроки от Sony и Microsoft на этой выставке.

Начнем с лидера. Sony c сокрушительным превосходством выиграла E3. Первый анонс — она показывает, что игра в реальное существование, в которую давно не верили, еще разрабатывается, а ее авторы живы и готовятся выпустить свое десятилетнее детище The Last Guardian в 2016 году. Фумито Уеда подобен великим кинохудожникам прошлого. Кажется, наплевав на бюджет и вообще на необходимость укладываться в какие-то рамки, он берет творческую идею и развивает ее до тех пор, пока она не удовлетворит его ви́дение полностью. Как Вонг Кар-Вай, Терренс Малик или Френсис Форд Коппола, он готов поставить на кон все. Похоже, он вообще выкидывает сценарий по ходу разработки и уходит в творческое путешествие длиной в полтора поколения. Разработка игры началась в 2007 году, а предыдущие игры серии Ico и Shadow of the Colossus — это горячая любовь очень многих игроков. Как можно превзойти такой анонс? У Sony получается, что из сокровенных уголков романтической ностальгии детства для целых поколений она поднимает две долгие и пугающие своей смелостью мечты. Анонсируется ремейк Final Fantasy VII, душераздирающая история которой познакомила Запад с жанром jRPG. А затем на сцене появляется еще одна легенда — Ю Сузуки, который дает на сцене старт кампании в Kickstarter для Shenmue 3.

Первая игра выйдет вначале на PS4, а вторая вообще не появится на консолях конкурентов. Аудитория кричит от восторга, она встает с мест, аплодирует, плачет. Это невероятно. Кажется, просто невозможно сильнее понять чаяния игроков по всему миру. Тот факт, что миллионы человек слишком молоды и никогда не играли ни в Shenmue, ни в Final Fantasy VII, только усиливает эффект происходящего. Все серьезные игроки миллион раз слышали и читали про эти игры и способны переживать ностальгию по прошлому, которого у них никогда и не было. Никто никогда не скажет ничего плохого про Final Fantasy VII и Shenmue. Слишком большой позитивный кредит доверия к этим проектам. Это как сказать что-то плохое про Джорджа Клуни — на вас будут смотреть косо.

Кстати, анонс эксклюзива Dreams от создателей LittleBigPlanet смешным образом довершает пугающую способность Sony управлять нашими мечтами и фантазиями.

На этом фоне анонс эксклюзивных для PlayStation 4 дополнений к Call of Duty: Black Ops III может не привлечь много внимания. Хотя это официальный финальный гвоздь в крышку гроба Xbox One. Activision четко видит победителя в войне консолей и ставит на него. У Sony есть эксклюзивные бонусы к трем главным активно развивающимся франчайзам современности: Destiny, к которой постоянно выходят новые дополнения, Assassin’s Creed и теперь Call of Duty. Главные игры лучше на PlayStation 4 — это сообщение, мимо которого пройти невозможно. Sony делает еще несколько анонсов, показывая эксклюзивные дополнения к целому ряду других проектов, и анонсы на 2016 год, хоть как-то пытаясь закрыть явный недостаток эксклюзивных игр уже второй год подряд. В этом году Sony сильно проигрывает Microsoft, которая таки успевает выпустить многие из своих главных франчайзов к праздникам этого года. Но это не играет ключевого значения. Sony победила как в головах, так и в эмоциях игроков. Браво.

Microsoft на этой E3 была вынуждена бороться за то, чтобы оставаться серьезным игроком на рынке видеоигр. И она показала все свои ключевые игры: Halo 5, Forza 6, Rise of the Tomb Raider, Fable Legends, анонс Gears of War 4. Это отличная линейка, главные хиты компании. Особенно силен список при малом количестве заметных эксклюзивов у Sony на эти праздники. Даже одна Halo 5 продаст несколько миллионов копий приставки. Но, скажем честно, этого мало. Репутация Halo сильно испорчена Halo 4 и последним ремастером. Forza — две части этой серии уже вышли на Xbox One, и они не продают консоли миллионами. Fable — вообще бесплатная игра, а Tomb Raider — это не повод выбрать другую консоль, скорее, ответ на превосходящий ее Uncharted 4. Gears of War 4 — это действительно сильный анонс, но на 2016 год. Линейка Microsoft сильно выглядит на бумаге и в планах коммерческих директоров компании, но она выглядит не так в умах игроков.

Почти вся главная мультиплатформа лучше на PS4, а в эксклюзивах Sony в итоге еще никогда никому не проигрывала. Скорее, Microsoft борется за хорошее второе место. Компания понимает, что мало кто выберет ее консоль в качестве первой, но дает все основания купить ее второй. На самом деле серьезные игроки со временем покупают все консоли. По-честному, $300—400 — это не повод пропускать десятки классных эксклюзивов, которые каждый производитель всегда выпускает для каждой из своих консолей. Microsoft делает много эксклюзивных анонсов не таких известных игр от разных компаний — это хорошо, но мало. Скорее, основной фокус компании сейчас — это максимально сохранить аудиторию, которая купила Xbox 360. Компания сделала много технических анонсов. К концу 2015-го — обратная совместимость 100 игр Xbox 360 для Xbox One — приятная вещь, хоть ей и будет пользоваться очень малый процент людей (откуда время на старые игры в 2015-м, когда хорошие игры с осени будут выходить каждую неделю или, кажется, с ноября вообще каждый день?). Она позволяет продать старую Xbox 360 и сохранить возможность играть в некоторые игры на новой консоли. Приятная вещь, скажем честно. Microsoft анонсирует фирменный pro-gaming-контроллер за какие-то жуткие деньги и управление Hololens в Minecraft, а также бесплатные моды для Fallout 4 на Xbox One и программу раннего доступа к играм, как в Steam. В целом очень-очень сильная выставка для Microsoft, возможно, лучшая в ее истории. Но на фоне более сильного конкурента это поражение.

Другие компании на E3 не удивили сильно. Nintendo продолжила делать то, что она делает лучше всех уже больше 25 лет — стабильно анонсирует классные эксклюзивы для своих консолей. Жаль, что фатальная ошибка сделать обязательным в поставке планшетоконтроллер для Wii U не позволила компании достичь большой аудитории. Nintendo медлительна и, в отличие от Microsoft или Sony, не продумывает шаги на несколько этапов вперед, не готова меняться на ходу. На Wii U действительно больше эксклюзивных жемчужин, чем на PS4 и Xbox One вместе взятых, ее возносят игроки на всех хардкорных форумах, но этого недостаточно, чтобы захватить кошельки десятков миллионов. Новую консоль, Nintendo NX, не показывали, похоже, специально. Делать анонс новой приставки через два с половиной года после выпуска старой как-то не очень тактично по отношению к тем, кто купил или еще купит Wii U. Но отсутствие привычного большого количества анонсов на E3 недвусмысленно свидетельствует : Nintendo уже готовит новые игры для новой приставки. Компьютерное шоу вообще не впечатлило на E3. Ubisoft, EA, Bethesda, Square Enix отстрелялись нормально.

Что можно сказать о тенденциях этой E3?

Первое: консоли продолжают «впитывать» внутрь себя компьютеры. С одной стороны, это хорошо, так как компьютеры дают большие возможности игрокам, например бесплатные модификации к играм или программы раннего доступа. Также для компьютеров выходит туча дорогой и классной периферии от pro-gaming-производителей, таких как Razer и Steelseries. С другой стороны, это плохо, потому что миллионы вариантов собранных PC с разными сочетаниями материнских плат, процессоров и видеокарт делают процесс тестирования игр в разы дольше и увеличивают вероятность попадания туда багов. Честно говоря, стандарты качества игр, выходящих на консолях, сильно упали и продолжают падать. Если до середины прошлого десятилетия, покупая консольную игру, можно было быть на 99% уверенным, что она будет идеально идти, не зависать, не тормозить и не глючить, то теперь такой уверенности совершенно нет, и мы регулярно становимся свидетелями скандалов, когда за $70 предлагают коробку с откровенно глючной игрой и уже к первому дню продаж выпускают для нее патч, который все равно не решает всех проблем. Кроме того, консоли все еще не разрешают играть с настройками — отсюда бо́льшая стабильность и качество опыта, который получают консольные игроки. Мы видим, что те производители, которые реально дорожат качеством своих игр, либо делают свои игры эксклюзивными для одной платформы, либо выпускают их только для консолей. Две самые большие вспышки за последние два года — Destiny и Grand Theft Auto V. Прекрасно понимая, что на консолях игры могут продаваться не просто миллионными тиражами, а десятками миллионов, компания, которая действительно создает бренд и делает упор на качество, сначала выпускает игры для консолей, а потом думает, рассматривать ли PC как игровую платформу для возможного портирования в дальнейшем. Инвестиции игроков в консоли оправданны, игроки понимают: я купил диск за $70, поиграл в него десятки часов и могу, например, пойти продать его в магазин за $45 или вообще поменять его на новый хит за симолическую сумму. Что может сделать PC-игрок со своей игрой? Стереть ее со своего жесткого диска и закачать с сервиса заново? Отсюда на компьютерах доминируют или бесплатные игры типа Dota (честно говоря, плохая слава играм как развлечениям, на мой взгляд, во многом связана именно с бесплатными сетевыми играми на PC; в самом деле, ну кто будет обвинять в неадекватности человека, который периодически откидывается на диван с геймпадом, чтобы поиграть, скажем, в FIFA на своей PlayStation 4?), или распродажи каких-то старых игр за $1—5. По статистике, игроки покупают их пачками и даже никогда толком не запускают. Производители консолей не лишают своих покупателей прав обладания продуктом и ценят инвестиции людей. Потому полного соединения консолей и компьютеров нет и, надеюсь, не будет.

Второе: виртуальная реальность приближается, и чем ближе она становится, тем менее понятно, чем это все закончится. И я рискну сделать смелое предположение. Настоящий успех будет у проекта Morpheus на PlayStation 4. Дело в том, что успех консоли уже предрешен, и в ближайшие годы не менее 100 млн человек станет ее обладателями. И купить шлем для консоли, которая у тебя и так есть, — это нормальное дополнение. Более того, продажи игр на PS4 выше, чем для любой другой платформы в мире, и никто с этим ничего в ближайшем поколении не сделает. Соответственно, разработчики будут думать именно о PS4 как о главном месте разработки игр для виртуальной реальности. Microsoft вообще слила войну за виртуальную реальность, просто не объявив свой продукт. У них есть Hololens, но он толком не подходит для игр. Microsoft активно хочет примазаться к рынку виртуальной реальности и продавила (наверняка очень широким кошельком) обязательную поставку геймпада Xbox One к выходящему для PC шлему Oculus. Но это скорее какие-то ассоциативные связи, чем реальная битва за виртуальную реальность. А вот перспективы самого Oculus выглядят сомнительными, так как для его работы требуется мощный компьютер. Итого стоимость входного билета превращается в сам шлем плюс мощный компьютер. Есть риск, что люди наиграются со шлемами друзей за 15 минут и бросят идею такой дорогой инвестиции для себя непонятно за что. Реальные вещи за реальные деньги, которые можно реально использовать в виртуальной реальности, — это хардкорные видеоигры. И это королевство Sony PlayStation как минимум до конца этого поколения.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by