Адвокат Сергей Зикрацкий: налог на тунеядство — почему это нечестно и неэффективно?

06 апреля 2015 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак

Адвокат Сергей Зикрацкий: налог на тунеядство — почему это нечестно и неэффективно?

Автор: Дмитрий Корсак
Сергей Зикрацкий — адвокат. Имеет 13-летний опыт работы юристом и начальником юридического отдела в представительстве иностранной компании, крупных холдинговых компаниях. Получил высшее образование в Беларуси, дополнительное — в Англии, России, Польше, Латвии. В настоящее время специализируется на консультировании субъектов хозяйствования, интересуется вопросами интеллектуальной собственности, законодательством об интернете, рекламе, деятельности средств массовой информации.
То, про что так долго говорили, наконец свершилось. 2 апреля 2015 года президент Республики Беларусь подписал декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Суть декрета известна всем: граждане, которые в течение года работают менее 183 дней, должны заплатить сбор в 20 базовых величин, то есть 3 600 000 рублей. Те, кто надеется найти в этом материале советы юриста относительно того, как обойти декрет и не платить сбор, будут разочарованы: этого тут не будет.

Я искренне согласен со статьей 56 Конституции, которая устанавливает, что все граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. Но я считаю, что то, каким образом обязанность по уплате налогов была реализована данным декретом, — это нечестно и неэффективно.

Первое: налог ввели задним числом.

Официально декрет был опубликован 4 апреля 2015 года. Неофициальный текст был обнародован на сайте президента 2 апреля — в день подписания. Но сам декрет распространяется на отношения, которые возникли с 1 января 2015 года. Таким образом, тот, кто думал, что он начнет искать работу только после введения налога на тунеядство, будет явно разочарован: на поиски работы он имеет в 2015 году меньше трех месяцев вместо шести.

Второе: прежде чем требовать уплаты налога на тунеядство, надо было создать условия, когда работать будет выгодно и найти работу будет несложно.

В комментариях белорусские чиновники признавались, что декрет направлен в первую очередь против тех, кто работает неофициально и не платит налоги. Но заставит ли этот декрет таких людей выйти из тени?

Сегодня официальные биржи труда не дают реальной информации о существующих вакансиях. Многие безработные идут на биржу не для того, чтобы найти работу, а для того, чтобы получать пособие. Теперь пойдут еще и для того, чтобы не платить налог.

Принятие декрета в условиях экономического кризиса является нечестным по отношению к своим гражданам. В ситуации, когда конвейеры предприятий останавливаются, организации уменьшают зарплаты, деятельность многих предприятий направлена в лучшем случае на поддержание существующего уровня, но не на развитие, неправильно заставлять граждан искать работу, которую они так и не найдут.

Оформляться предпринимателем — тоже не всегда выход. Действующее законодательство требует от предпринимателя уплачивать минимальные взносы в ФСЗН даже в том случае, когда он не работает. Сумма минимального взноса в ФСЗН составляет сегодня более 730 000 рублей в месяц, или более 8 700 000 рублей в год. Поэтому граждане, которые работали «по-серому», неофициально, семь раз подумают, прежде чем оформиться в качестве предпринимателя. Ведь ежемесячно платить 300 000 рублей налога на тунеядство выгоднее, чем 730 000 рублей взносов в ФСЗН.

Третье: процедура сбора налога достаточно дорогостоящая.

Число тех, кто подпадет под действие декрета, никому не известно. В комментариях говорили про 400—500 тыс. неработающих граждан. Уверен, что нормы декрета (женщины, воспитывающие детей, официальные безработные, учащиеся и так далее) позволят реально отнести к тунеядцам не более 100 тыс. граждан.

Однако для того, чтобы собрать налог, налоговая инспекция должна в первую очередь проанализировать по своим базам, кто из граждан не работает и не осуществляет предпринимательскую деятельность. После этого оставшимся гражданам надо будет отправить заказные письма об уплате налога.

В том случае, если гражданин не оплачивает налог, могут применяться меры ответственности в виде штрафа от 2 до 4 базовых величин либо ареста на срок до 15 суток. Но чтобы привлечь к административной ответственности, надо снова найти гражданина, отправляя ему заказные письма и для составления протокола, и для рассмотрения административного дела.

Даже такой эффективный способ воздействия на граждан по уплате налога, как административный арест, вряд ли можно назвать эффективным с финансовой точки зрения. Ведь отбытие ареста рассматривается декретом как освобождение от уплаты налога, но на исполнение наказания тратятся бюджетные средства.

Четвертое: не предусмотрен прозрачный контроль за тратой собранных средств.

Одним из принципов эффективного сбора любых налогов является вера граждан в то, что собранные налоги будут потрачены честно и эффективно. Если гражданин верит, что налоги пойдут на правое дело, его не надо убеждать платить их. В обратной ситуации он будет искать все возможные способы обойти закон.

На память приходит ситуация с «транспортным сбором». Одним из декларируемых принципов было то, что он будет направлен исключительно на ремонт и строительство дорог. По итогам 2014 года мы не увидели какого-либо официального отчета о потраченных средствах.

В случае с налогом на тунеядство вообще никаких деклараций не делается. Декретом просто предусмотрено, что средства будут направлены в местные бюджеты. Однако куда они будут потрачены, неизвестно.

Полагаю, если государство заявляет, что все граждане должны исполнять свою конституционную обязанность по финансированию государственных расходов, государство обязано сделать так, чтобы финансирование этих расходов осуществлялось исключительно через сборы и налоги. А то получается, что родитель каждого ребенка регулярно участвует в финансировании государственных расходов не только путем уплаты налогов и сборов, но и путем покупки салфеток, книжек, сбора средства на регулярный ремонт помещений в детских садах и школах. Таких примеров можно приводить бесконечное множество.

Что нужно сделать?

Самое главное — надо честно признать, что средств в бюджете не хватает.

После этого следует полностью или частично отказаться от финансирования ряда государственных программ. Почему за счет средств всех работающих граждан должно строиться жилье с господдержкой для некоторых категорий населения? Почему государство до настоящего момента субсидирует проезд в общественном транспорте и коммунальные расходы? Отказ от таких расходов не только уменьшит нагрузку на бюджет, но и заставит организации строительства, ЖКХ и транспорта работать более эффективно.

Бесплатное обслуживание в медицинских учреждениях, которым якобы пользуются иждивенцы, можно заменить страховой медициной, взносы в ФСЗН получилось бы частично заменить накопительными взносами в пенсионные фонды. Высшее образование необходимо сделать полностью платным. Стипендии на получение высшего образования должны выдаваться за счет бюджетных фондов исключительно на конкурсной основе для небольшой группы лучших студентов, а также студентов педагогических вузов.

Для того чтобы граждане захотели регистрироваться предпринимателями, необходимо, чтобы налоговая нагрузка не превышала налога на тунеядство, а сам процесс начисления налогов был прост и понятен. Предприятия должны получить хотя бы небольшие льготы, если они создают новые рабочие места.

Это то, что называется непопулярными мерами. Но уверен, что такие меры будут значительно более эффективными для бюджета, чем сбор налога на тунеядство.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by