Директор фабрики «Элиз» Андрей Жук: пора принять реальность и ускорить девальвацию, иначе предприятия получат забитые склады, потеряют клиентов и обрастут кредитами

18 184
16 декабря 2014 в 8:30
Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Алексей Матюшков

Директор фабрики «Элиз» Андрей Жук: пора принять реальность и ускорить девальвацию, иначе предприятия получат забитые склады, потеряют клиентов и обрастут кредитами

Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Алексей Матюшков
Разыгрываем путевку в Дубай! Подробности здесь!
Андрей Жук — генеральный директор ОАО «Дзержинская швейная фабрика „Элиз“» с июля 2013 года. По образованию юрист. До этого работал руководителем юридических компаний в составе международных аудиторских компаний KPMG и BDO, имел собственную лицензию и частную практику, был руководителем и соучредителем минской юридической фирмы. Фабрика «Элиз», история которой насчитывает более 86 лет, — крупнейший в Беларуси производитель мужских сорочек с собственной сетью фирменных магазинов мужской и женской одежды под брендом ELIZ.

Вопрос влияния ситуации в российской экономике на белорусских производителей возник не вчера и не позавчера. Просто в последние пару месяцев он значительно обострился. Поскольку наш основной экспортный рынок — Россия, значительные потери от курсовых разниц мы несем практически каждый месяц в текущем году. Но если до октября нам (в данном случае я говорю о нашем предприятии) все еще удавалось получать прибыль, то начиная с октября эти потери стали настолько существенны, что могут до конца декабря «съесть» всю прибыль, заработанную за год. В данной ситуации вариантов не много: максимально снижать затраты, погашать или замещать обязательства в долларах и евро, по возможности переходить на предоплату при расчете в российских рублях, искать другие рынки сбыта.

Мы прогнозировали падение российского рубля и поэтому уже летом начали эту работу: заместили наш кредит в долларах США кредитом в российских рублях, завершили основные инвестпроекты по модернизации еще до лета. Активнее работаем с западными партнерами, но, несмотря на то, что в третьем квартале текущего года суммарный объем выручки в долларах и евро увеличился в пять раз к аналогичному периоду прошлого года, надо признать, что заместить весь объем экспорта в Россию заказами клиентов из Европы в краткосрочном периоде крайне сложно.

Кроме того, следствием этих действий будет потеря рынка, который завоевывался на протяжении нескольких лет. Нарабатывалась и увеличивалась база клиентов, которых сегодня мы постепенно теряем. Для оптимизации технологического процесса пригласили немецких консультантов, которые на прошлой неделе провели аудит. В течение недели нам будет предоставлен отчет, и, опираясь на результаты, мы будем проводить мероприятия по оптимизации производства, снижению затрат и повышению производительности. Однако такого значительного падения мы не ожидали. Все перечисленные меры, конечно, необходимы, но направлены больше на сглаживание негативных последствий, нежели на устранение самой проблемы.

Цены мы пока увеличить не можем, так как российские партнеры сейчас их практически не поднимают. По сути, сегодня в России товар продается либо «в ноль», либо в убыток. Некоторые наши партнеры пребывают в шоке и не понимают, что им делать. Они просто приостанавливают заказы и выжидают. Поскольку при формировании цен мы привязываемся к доллару, белорусская продукция становится для россиян дорогой.

Ситуация складывается интересная. То, что вчера условно стоило $50, сегодня стоит $30. И так во всем. Все видят, как сегодня белорусы ринулись в Россию за покупками. Но когда мой работающий в Москве родственник говорит российским коллегам, что сейчас, например, для них самое время покупать автомобиль, те в ответ говорят: «Почему? Ведь в российских рублях цена какая была, такая же и осталась». Там некоторые люди еще не понимают, что текущий уровень цен — это временное явление и что следующая поставка любого импортного товара в российских рублях уже будет раза в полтора дороже. Сейчас распродаются остатки. Повышение цен в России, на мой взгляд, неизбежно, и потребуется некоторое время, пока россияне осознают это и привыкнут к новым ценам. Но это не значит, что покупательская способность россиян восстановится до прежнего уровня. Очевидно, что она снизится. Это значит, что наша продукция, в основном относящаяся к среднему ценовому сегменту, будет менее востребованной. Поэтому еще одной мерой является увеличение объема более дешевой продукции в ущерб продукции среднего ценового сегмента. Уровень продаж более дорогой продукции, на мой взгляд, останется примерно на том же уровне.

Теперь к главному вопросу: что делать? Лично я сторонник непопулярной среди населения меры — девальвации более быстрыми темпами, за что, я уверен, получу много нелестных комментариев. Я думаю, это мнение не только мое, но и всех экспортеров. Но это не потому, что я желаю своим же гражданам зла, или по какой-то еще причине, которую могут мне приписать. Это объективная реальность.

Когда половина экспорта страны завязана на России, а национальная валюта значительно укрепляется по отношению к валюте государства-импортера, экспорт неизбежно упадет, склады «вырастут», а кредитная нагрузка на предприятие увеличится. Результат всего этого тот же самый — девальвация, только на этот раз уже разовая и значительная. Но если в первом случае мы сохраним рынок сбыта, сохраним клиента, и это даст нам возможность, несмотря на потери, работать, даст время перестроиться и найти другие рынки сбыта, то во втором случае мы также получим «в нагрузку» потерю значительной части клиентов, увеличение кредитной нагрузки и складских запасов товара, который все равно обесценивается. Так может, лучше принять реальность, сохранить клиентов и вместе с ними выходить из сложившейся ситуации?

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by