Сомелье Алексей Фадеенко: в Беларуси 90% людей не умеют пить пиво, поэтому его считают напитком для маргиналов

21 522
29 сентября 2014 в 8:30
Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Владислав Борисевич

Сомелье Алексей Фадеенко: в Беларуси 90% людей не умеют пить пиво, поэтому его считают напитком для маргиналов

Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Владислав Борисевич
Алексей Фадеенко — варит пиво на частной пивоварне для популярной сети минских ресторанов. За три года попробовал около 1500 различных сортов, в том числе японское пиво из водорослей, голландское пиво с перцем чили, шотландский эль крепостью 41%, а значит, может сказать, что знает об этом напитке немало.

Когда я говорю «10% людей, умеющих пить пиво», то имею в виду Минск. В малых городах страны эта величина сдувается до нуля. К сожалению, несмотря на богатую историю пивоварения в прошлом, Беларусь остается необразованной, даже дремучей страной в смысле умения и желания пить пиво правильно.

В России становится все больше интересных крафтовых пивоваров, есть они в Украине. В Польше пивоварен уже не сосчитать, причем за последнее время тамошние специалисты сделали огромный шаг вперед — нам, кажется, уже и не догнать их. В Беларуси же вскоре появится первая в стране крафтовая пивоварня. Я искренне надеюсь, что это лишь первая ласточка.

Парадокс — пива у нас выпивается огромное множество, но подавляющее большинство пьет его для того, чтобы «по голове ударило», а не для наслаждения вкусом. Если ты правильно пьешь пиво, то оцениваешь его вкус, аромат, послевкусие… У нас же — опрокинул бокал, второй, прикусил вонючей сушеной рыбой (которую, к слову, нигде в мире, кроме как на постсоветском пространстве, в качестве закуски к этому напитку не используют) и все. Может еще впечатлением поделиться: «Кислое» или «Горькое». Разве так можно? Пиво надо вкушать, а не напиваться им.

Мало того, у нас, если проанализировать, пить пиво как бы даже позорно. Что скажут про человека, которого увидят днем за кружкой лагера в баре? Правильно — «только проснулся, а уже зенки заливает». А вот, к примеру, в Чехии, Германии, Англии выпить бокал в обед — совершенно нормально. И хронических алкоголиков в этих странах не в пример меньше.

Считается, что с пользой для здоровья можно выпивать до литра пива в день. Поэтому ПЭТ-бутылки объемом 1,5—2 литра зло. Купишь ее и уже не можешь остановиться — испортится же! А в этом случае будет уже совсем другой эффект. Но главная беда Беларуси — в другом национальном напитке, «черниле».

Чтобы полюбить пиво, познакомиться с ним по-настоящему, требуется учитель или, на худой конец, консультант, например — хороший, знающий официант. Был такой случай. В один из известных белорусских ресторанов, который варит свое пиво, приехал владелец лучшего в Питере бара, ему принесли дегустационный сет. Знаток попросил поподробнее рассказать о стиле каждого наименования, ему говорят: «Это — светлое, это — темное, вот это — полутемное, ну а это — пшеничное». Гость из Санкт-Петербурга удивленно отвечает: «Какого оно цвета, я и сам вижу, расскажите о стиле…» Официант в ответ сконфуженно молчит. Владелец бара после признался мне: «У меня этот парень не работал бы уже на следующий день. В нашем заведении — 36 кранов разливного пива и около 400 видов бутылочного. О каждом из них наши люди могут говорить часами».

За исключением нескольких пабов и ресторанов, в Беларуси таких заведений нет. А это значит, что культуре пития просто неоткуда появиться. Уповать на отечественный масс-маркет не приходится. Стоит признать: причин тому, чтобы гордиться массовым белорусским пивом, немного, оно все — безликое. Я подчеркну — не плохое, как это любят у нас безапелляционно заявлять, а именно безликое. В силу экономических причин (в первую очередь из-за того, что хмель приходится использовать местного производства) наше пиво не имеет яркого вкуса. Но при этом по качеству оно ничуть не уступает немецкому или чешскому масс-маркету. Спросите у иностранцев, которые к нам приезжают, и они скажут вам, что наше пиво совсем даже неплохое. Тут все дело в привычке и сложившейся традиции белорусов принижать собственные достоинства и выпячивать недостатки.

Какой стоит сделать вывод? Во-первых, Беларусь спасет крафтовое пивоварение, которое разнообразит рынок, выведет на него новые интересные сорта. Во-вторых, одна из возможностей повлиять на ситуацию — развитие частного домашнего пивоварения «для себя». Ведь именно из него рано или поздно рождаются новые крафтовые пивовары. Ну и в-третьих, стоит пересмотреть условия импорта пива в страну, по крайней мере — для линейки редкого, крафтового пива. На рынке масс-маркета оно не составит конкуренцию, а вот поднять уровень потребителя, его взгляд на напиток может вполне. Надо понимать, что тепличными методами отечественного производителя не простимулируешь. Необходимо создать условия жесткой конкуренции, и только тогда мы сможем гордиться своим пивом и научимся его вкушать.