Сериалы прочно вошли в жизнь телезрителя. Во многих странах производство сериалов поставлено на поток. За годы существования этого тележанра здесь сложились свои законы и правила, свои условия труда, появились свои специалисты и профсоюзы, своя терминология. В конце концов, своя журналистика, представители которой вполне серьезно рассуждают о судьбе тех или иных персонажей, могут по одной фотографии со съемочной площадки написать статью о будущем сериала и предсказать его сюжет чуть ли не на двадцать серий вперед. Телевизионные боссы не чураются тратить большие деньги, особенно на проверенные сериалы. Потому что в итоге хороший продукт принесет десятки и сотни миллионов, если не миллиарды долларов. Рейтинг сериала растет, с ним растут гонорары актеров, растет и стоимость размещения рекламы, цена минуты которой не снится белорусским телеканалам даже в самых приятных снах. В общем, создатели работают ради денег и готовы на все!
Мировая история телесериалов тянется уже далеко не один десяток лет. Как было чуть ли не со всем тем, что отделял «железный занавес», в жизнь советского (а позже и постсоветского) зрителя сериалы пришли гораздо позже. Тем не менее, наряду с другими новинками из-за бугра наш человек и это сразу быстро съел и просит добавки. «Семнадцать мгновений весны» и другие чудесные продукты советского телевидения никак не могут быть сериалами. Ко времени выхода на ТВ того же Штирлица (август 1973 года) уже устоялись определенные правила, в США и вовсе в тот год прошла юбилейная, 25-я церемония «Эмми», на которой в очередной раз свои награды получили лучшие сериалы в разнообразных номинациях. Поэтому «Семнадцать мгновений весны» является телефильмом, но не сериалом (это разные понятия).
И вот настоящим разрывом для телезрителей СССР в конце 1980-х годов стал сериал «Рабыня Изаура». Посмотреть на другой мир, отличающийся от мира из своего окна, для наших бабушек и дедушек, родителей — именно эта «мыльная опера» обдала первой волной и создала армию любителей сериалов уже у нас. И хоть тот мир ограничивался телестудией в далекой Южной Америке, он был все же другим, со своими проблемами, быстро ставшими чуть ли не родными. Выключение электричества в доме на время просмотра было почти трагедией — трагедией не посмотреть драму, не увидеть очередные слезы Изауры и не услышать ту самую песню в заставке. Позже появляется и небезызвестная «Санта-Барбара», название которой становится русским аналогом зарубежного понятия «мыльная опера». Впоследствии стали производить отечественные уже по-настоящему сериалы, а на ТВ транслировалось новое «мыло» и другие тележанры зарубежного производства. Также в России создают или, скорее, копируют на свой лад американскую премию «Эмми» и выделяют те или иные сериалы.
Вторая волна, приумножившая количество любителей сериалов в постсоветских странах, пришла в 2000-х годах вместе с интернетом. Его наличие дало возможность знакомить измученного ограниченным количеством ТВ-каналов зрителя с самыми новыми и/или до этого времени не известными сериалами. Их стали достаточно быстро переводить, озвучивать — и вот уже и без того огромная толпа телезрителей окончательно расширилась, наконец, на самый большой материк. Все, в кинотеатр можно не ходить. Никогда.
Чем же художественные фильмы выигрывают у телесериалов? В первую очередь, спецэффектами. В первую и последнюю, потому что на этом плюсы многих блокбастеров и заканчиваются. Тратя бюджеты небольших стран на спецэффекты, создатели всяких «Трансформеров» и «Черепашек-ниндзя», к сожалению, больше ничего зрителю не дают. Слабый сюжет, просто аттракцион — постоянно этим не насытишься. Драматический сериал в абсолютном большинстве случаев не может похвастать огромным бюджетом на эффекты и берет в первую очередь сюжетом. И дело даже не в жанре. Фантастика ли, детектив или история о перипетиях очередной богатой семьи — везде сценаристам придется попотеть, потому что у них не получится отвертеться с помощью того же 3D. В итоге чаще именно в сериалах интересно наблюдать за развитием событий.
Второе, в чем выигрывает сериал, — это комфорт. Не надо гнаться за билетами на раскрученный маркетологами очередной фильм. Не надо куда-то идти (особенно в зимний холодный вечер), чтобы посмотреть. Эпизод сериала вышел — смотри в любое удобное для себя время: хочешь — к холодильнику пошел, хочешь — не пошел. Нужен смех? Можно сходить на сомнительно веселую комедию в кинотеатр, а можно посмотреть ситком, сценаристы которого стараются насмешить в течении всего времени (минут 20), а не мучаются создать юмористический шедевр на полтора часа.
Многие фильмы создаются годами. Любители определенных жанров могут испытывать голод. Сериалы же выходят гораздо чаще, на любой вкус и в большом количестве. Ведь и фантастику можно сделать интересной, не прибегая к сотне специалистов по различным эффектам. К тому же рынок сериалов достаточно широкий, телевизионщики понимают, что не каждый готов смотреть 389 серий, и предлагают мини-сериалы, где все те же сценаристы на протяжении восьми часов будут бережно хранить заинтересованность.
Выбор мой сделан давно. Хороший фильм — он один среди многих фильмов, хороший сериал можно найти всегда. А осенью их становится внезапно еще больше — просто рай для сериальной бабки.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by