Производитель СИЗ Андрей Сабалевский: большинство масок действительно плохо защищают. Что делать?

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Малиновский
34 861
30 декабря 2020 в 14:35

До весны-2020 я занимался различными бизнес-проектами, последний из них — продажа загородных домов. Окончательно убедился, что в мире происходит нечто очень серьезное, когда в середине марта продажи стремительно упали. Люди стали отказываться от договоренностей, некоторые открыто признавались: «Наступило время, когда не до строительства». Я пытался разобраться, что происходит, и понял, что все вокруг боятся коронавируса, опасаются неизвестности. Мир, как сейчас любят говорить, начал стремительно меняться.

Читать на Onlíner

Одновременно с этим стало очевидно, что по всей планете, в том числе и в Беларуси, неожиданно столкнулись с острым дефицитом средств индивидуальной защиты. Я и мои товарищи искали маски для себя и родственников и понимали, что ничего действительно качественного в открытой продаже найти фактически невозможно. Судя по официальным сводкам, в Беларуси вероятность заболеть COVID еще была невелика, но тревога нарастала, а защитить себя так, как рекомендовали эпидемиологи, получалось далеко не у всех.

Поэтому буквально за несколько дней мы приняли решение полностью переориентировать свою деятельность и заняться производством респираторов и масок. Несколько месяцев шла подготовка, 19 мая я попал в больницу с коронавирусом и пневмонией и финальные шаги на пути к открытию производства корректировал, так сказать, из гущи событий — «ковидного» отделения.

Признаюсь, «корона» поменяла мою жизнь. В 33 года у меня появился неприятный опыт, который я не переживал до этого. Я с удивлением узнал, что у меня может быть температура 34,8 или что она может стартовать с 36,6 и долететь до 39,5 за полтора часа. В больничной палате я, наверное, был самым «лайтовым», люди вокруг кашляли так, что казалось, будто они утром легкие на полу оставят. Рядом лежал 55-летний мужчина, у которого сатурацию получалось поднять до 92 только «на кислороде». Официальная статистика рапортовала о том, что в стране от COVID умирает два-три человека, но при этом за первые три дня я увидел, как только с моего этажа увезли двух, накрыв простыней… Это был совершенно другой мир, отличный от того, что я видел раньше.

После больницы я окончательно попрощался с концепцией «болезнь, которая бушует за дверью дома, обойдет нас стороной», радикально изменил свое отношение к тем, кто просто надеется, что «пронесет», и ничего не делает для того, чтобы это «пронесет» случилось. Особенно болезненно воспринимаю «ковид»-диссидентов, так как считаю, что, проявляя невежество, они рискуют не здоровьем — своим и родных, но и подвергают опасности жизни совершенно незнакомых людей, например, мою и моей семьи.

Сейчас ситуация изменилась. Средств индивидуальной защиты в магазинах много, но если вы думаете, что вопрос безопасности (в случае, когда ее можно обеспечить) решен, — ошибаетесь.

Во-первых, многие люди до сих пор считают, что маска или респиратор, безопасная дистанция и обработка рук — глупости, которые им навязывают. Несмотря на то, что в стране, по официальной статистике, от COVID умерло уже 1,4 тыс. человек, несмотря на то, что их родственники или знакомые лежат в больнице, диссиденты упорно стараются не видеть то, что происходит, отрицая реальность. В их параллельном мире коронавирус — это придуманная страшилка, не более опасная, чем грипп, защищаться от которой бессмысленно и экономически невыгодно.

Это глобальная проблема, подобное происходит во всем мире, причин такого отношения несколько: многие не готовы признавать свою личную ответственность за здоровье окружающих, у людей есть недоверие к власти, не стоит забывать и о банальном страхе перед пугающей реальностью. Исключения составляют лишь некоторые страны, такие как Япония или Китай, где ношение масок уже давно стало общепринятой культурой.

Во-вторых, у меня есть множество вопросов ко многим средствам индивидуальной защиты, которые сейчас поступили в продажу. В момент кризиса было выдано большое количество разрешений на производство и реализацию СИЗ с условием обязательной сертификации в течение 12 месяцев. То есть маски ты начинаешь делать прямо сейчас, а сертифицировать их можешь год спустя. Очень много компаний воспользовалось этим и делают маски, сложив в три слоя марлю или спанбонд. Уровень защиты, как себя, так и окружающих, при ношении такой маски незначительный, я бы даже сказал, они носят скорее психологическую пользу — все вокруг спокойны (это, конечно, шутка).

На самом деле совершенно не смешно, ведь люди, носящие подобные маски, уверены в своей защите и ведут себя более беспечно: идут к пожилым родственникам, в места большого скопления людей. А защиты, по сути, нет!

В большинстве цивилизованных стран существуют достаточно жесткие стандарты на производство средств индивидуальной защиты, в них, например, написано, что медицинская маска должна быть изготовлена из определенных материалов и давать определенные показатели при тестировании. Если эти показатели не соблюдаются — ее просто не допускают к продаже.

Существует и локальная проблема Таможенного союза, она заключается в том, что у нас нет жесткого регулирования понятия того, что такое, например, медицинская маска. Из-за этого на рынке появляются маски, через которые просвечивается лицо человека! От чего же она может вас защитить? Поделюсь своим мнением: большее доверие у меня вызывают маски, на которых написано Made in China, чем те, что произведены в России или Беларуси.

Масок, защиту которых я бы охарактеризовал как «недостаточная», сегодня в продаже на территории Беларуси, на мой взгляд, порядка 80%. Это, согласитесь, много. Могу предположить, что по истечении срока в один год многие не прошедшие сертификацию СИЗ отсеются сами по себе. Я же, как производитель, хочу рассказать вам о нескольких критериях, позволяющих выбрать лучшую маску.

  • Наличие на упаковке указания состава в формате «спанбонд, мельтблаун, спанбонд». Мельтблаун (meltblown) — один из самых распространенных материалов для изготовления СИЗ. Он производится из микро- и нановолокон и имеет отличную защитную функцию, а также хорошо фильтрует воздух и не позволяет вирусам проникать в дыхательные пути человека.
  • Очень хорошо, если на упаковке масок указано соответствие ГОСТ Р 58396-2019 и/или EN 14683:2014. Это стандарт производства медицинских масок. Также вы можете попросить наличие копии сертификата соответствия у продавца.
  • Кроме того, вы можете использовать визуальный метод контроля: маска не должна просвечиваться. Как я уже говорил выше, через три слоя спанбонда в масках без мельтблауна виден силуэт лица.
  • Лично от себя добавлю еще один метод, который, вероятно, подойдет не всем. Я называю его «методом 51 маски». Вы покупаете одну маску и разбираете ее прямо возле прилавка. Если видите два-три слоя спанбонда либо иного материала, отличающегося от мельтблауна, то качество таких масок сомнительно. Мельтблаун — рыхлый материал, который с небольшим усилием можно растянуть по волокнам — они заметны визуально. Материал немного напоминает бумагу, его легко можно порвать. Также можно при разборке маски отдельно подышать через ее слои. Через настоящий защитный слой мельтблауна дышать заметно сложнее, нежели через спанбонд. Если маска вас устроила — покупаете 50 (или сколько вам необходимо), не беспокоясь о качестве.

Все мы надеемся, что в 2021 году коронавирус перестанет быть пугающей действительностью и мы вновь будем жить «как раньше». Надо признаться себе, что это вряд ли произойдет. Многие говорят: «Все равно переболеем!» Возможно, это и так. Но лично я желаю вам от всей души если и переболеть, то как можно позже и в максимально легкой форме, войти, так сказать, в те 98,5%, которые переживут «коронакризис» и узнают, что будет с нашей планетой после того, как человечество придумает, как с ним справиться.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by