Вначале ты занимаешься тем, что охраняешь общество от преступников, а после тебя самого признают преступником и сажают в места лишения свободы. История, которую вы услышите сегодня, очень ярко иллюстрирует известную пословицу про «не зарекайся». Эта история уникальна тем, что герой сюжета смог увидеть происходящее в тюрьме с двух совершенно полярных ракурсов.
Читать на Onlíner
Мы продолжаем публиковать серию монологов бывших заключенных в надежде напомнить людям, которые «ходят по краю», что в местах лишения свободы их не ждет ровным счетом ничего. Только сотни, тысячи мучительно длинных, одинаковых дней. А после освобождения таких людей не будет ждать ничего и на свободе (что еще хуже). И вот по этому острому вопросу обществу надо принимать решение незамедлительно, потому что в ином случае освобожденные заключенные будут решать его по-своему. А это получается у них, как правило, очень плохо и нередко ведет к возвращению в тюрьму.
Вот лишь некоторые цитаты из этого видеомонолога:
- У нас тех, кто отбывает наказание, не считают за людей. Даже на работу устроиться невозможно, тебе говорят: «Сидел? До свидания!» Все, дверь закрыта. Люди на нас смотрят косо. Мы для них — отбросы.
- За стеной — свобода, кажется, рукой подать. Но нет — впереди еще, допустим, 1200 дней. И это — действительно страшно.
- Многие заключенные выходят на свободу, и их жизнь не меняется. Например, человек отсидел 10 лет. За это время он потерял абсолютно все. Он не знает, с чего начать, от него отказались родственники, ушла жена с детьми. Очень много людей озлобленных, диких, они думают, что сели ни за что. Например, водители в ДТП со смертельным исходом — там, где сбили пьяного человека.
- Я отсидел за дело. Знаю, что сделал не так и признал свою ошибку. В зале суда я был без адвоката — по своему желанию.
- Что произошло? Гонял машины из Европы и России. Мне дали деньги, купил машину (стоимостью больше 70 тыс. евро) и на этом автомобиле попал в ДТП. Надо было отдавать долг. Продал свою квартиру, машину — денег не хватило. Влез еще в долги, вовремя их не отдал. Вот за эти долги я и сел по статье 209 (мошенничество).
- До того как сесть, я работал в милиции, в Департаменте охраны. Сейчас для таких, как я, есть отдельная, так называемая «красная» тюрьма.
- Как появилась «красная» тюрьма? Раньше, когда все сидели вместе, было много смертельных исходов. Представьте: в тюрьме оказался судья, который посадил 100 человек. Ясно, что его по-любому пришьют там. Такие случаи были, и не один. Поэтому решили разделить заключенных. Отличие «красной» зоны от обычной только в тех, кто там сидит. А отношение к ним точно такое же, как и везде: заключенных гнобят, унижают. Ты — никто, не человек. И так считает большая часть администрации.
- Я в «красную» зону не попал. Меня туда должны были отправить уже через пару недель пребывания в следственном изоляторе. Но я остался отбывать срок в СИЗО. Во-первых, потому, что туда было близко ездить родственникам, а во-вторых, мне надо было хоть как-то работать, чтобы высылать деньги дочке.
- Мне говорили в лицо: «Ты — шестерка», «ты — мусор». Я отвечал: обоснуйте почему. Потому что я бывший сотрудник? Это ни о чем не говорит. А если считаешь, что я шестерка, — докажи. Если начинали выступать, приходилось иногда отстаивать себя кулаками.
- Многие люди, которые работают в администрации зоны, выходя за забор, прячутся по закоулкам. Потому что боятся расплаты за то, как относятся к заключенным.
- В зоне матом не ругаются. Если ты будешь материться по незнанке, другие заключенные тебе в первый раз сделают замечание. А потом, если не поймешь, придется за свои слова отвечать.
- Вы очень многое потеряете: время, семью, деньги, которые уйдут на ваше обеспечение, пока вы там. Вы потеряете смысл жизни. После освобождения вы обязательно столкнетесь с проблемами, с которыми столкнулся и я.
- Я вышел 22 августа 2019 года. Прямо перед освобождением отсидел в карцере 10 суток за то, что дал в морду двум пацанам. Скажем так: за то, что они были не очень лояльны по отношению ко мне. В 5 часов вечера я оказался по ту сторону забора. Я как будто не понимал, где нахожусь, что мне делать, куда мне идти. Только когда приехал домой, когда сел за стол, начал дышать. Но честно — адаптироваться к происходящему на свободе я смог только через полгода.
- Тебе надо работать, обеспечивать себя, и многие, кто вышел из мест лишения свободы, этого боятся. Государство этим вопросом никогда не будет заниматься. Потому что тебя выпустили за забор зоны — и плевать, что будет дальше. Премии платят только за то, что ты посадил человека, выиграл дело.
- Я видел людей, которые освобождались и уже через месяц возвращались обратно в зону, и задавал им вопрос: «Почему так происходит?» Они отвечали: «Да потому, что дома никто не ждет. Мне нечего на свободе надеть, обуть». Так я решил создать платформу для помощи освободившимся, где они смогут получить психологическую и юридическую помощь, где им постараются найти работу. Нашел себе партнера, мне помогает с проектом сестра. Мы вместе делаем очень хорошее дело.
- Зона исправляет, если человек оступился и понимает свою ошибку. Но он исправится не благодаря зоне, а благодаря своему желанию жить.
Читайте также:
Покупайте с оплатой онлайн по карте Visa и выигрывайте iPhone каждую неделю
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by