Мир катится к чертям: экономики рушатся, пугая перспективой безработицы, количество заболевших становится главным инфоповодом дня, все сложнее понять, где — дом, а где — работа. Кажется, нарушились все самые основные принципы нашей жизни. Кроме одного. Людям нужно есть, и кто-то должен эту базовую потребность удовлетворять, несмотря на пандемию, несмотря на экономический кризис, в котором оказалась страна.
Читать на Onlíner
Герой нашего видеосюжета уже более полутора десятков лет строит свою аграрную империю. За это время ему удалось своим примером доказать, что фермер — одна из профессий, позволяющих прокормить семью, достойно жить и заниматься делом, которое всегда будет вызывать только уважение.
Вот лишь некоторые цитаты из этого видеомонолога:
- По образованию, по натуре, по жизни я крестьянин. Я этого слова не стыжусь, мне это занятие нравится. Я уверен, что только труд облагораживает человека.
- Первой волне фермеров государство дало технику — комбайны, трактора. И основная масса новоиспеченных земледельцев-частников тогда эту технику просто распродала. Поэтому, думаю, важно не говорить «я сделаю», а сделать и показать, что можешь. Тогда и со стороны государства, если оно увидело, что фермер что-то может, должна быть поддержка.
- Я работал в солидной компании, получал хорошие деньги. Однажды меня пригласил начальник одного из управлений Кобринского района. Говорит: «Реформируется хозяйство, у тебя есть хорошая крестьянская жилка, два толковых сына — становись фермером!» Все как-то случилось само собой. Я прихожу домой и говорю жене: «Я взял 100 гектаров земли». Она спрашивает: «Что ты с ними сделаешь?» Отвечаю: «Пока сам не знаю, но что-то сделаю точно».
- Жена мне полностью доверяет, и я ей благодарен за то, что она прошла со мной самые непростые ситуации и сильно поддерживала. Она не хотела ехать в деревню, а я не хотел ехать в город. Сказал: «Дорогая, если согласишься, поедем со мной в деревню — и я тебе постараюсь создать такие условия, чтобы ты жила как в городе».
- Мы начинали с 8 телочек и подержанного трактора МТЗ-80. Когда была первая посевная, я попросил помощи в соседнем хозяйстве. Руководитель хозяйства при всех с насмешкой сказал: «Что же ты за фермер, если не можешь себе купить человеческий трактор?» Я ответил: «Буду до последнего горбатиться, но больше к тебе никогда не приду». А через два года этот руководитель уже просил меня помочь с сенажом.
- Были очень тяжелые времена. Засуха, надои упали наполовину, зерновых заготовили в несколько раз меньше. Денег все меньше, нечем погашать кредиты. Ты мечешься, ищешь другие пути решения проблемы. И в этом тоже есть свои плюсы. Так мы построили свой магазин, мясоперерабатывающий цех, организовали агроусадьбу. В этом году у нас родился первый белорусский верблюд. Сейчас ему исполнилось 17 дней — разве это не чудо?
- Сегодня у нас 1760 гектаров земли, 400 голов крупнорогатого скота, 700 голов овец. Мы кормим гостей агроусадьбы принципиально только своей продукцией. У нас свое мясо, рыба, овощи, фрукты, ягоды. Мы сами производим масло, сыры, колбасы, рулеты, паштеты, печем собственный хлеб, заготавливаем чаи. Все — свое.
- Масштабы предприятия меня не пугают. Даже стоит вопрос о том, что надо расширяться, поскольку два моих сына уже созрели до того, чтобы иметь свое хозяйство.
- Жена спрашивает: «Когда у нас будут свободные деньги?» Я отвечаю: «Иди на ферму, обними корову — вот это наши гроши. Если же тебе срочно нужны деньги — продай любую. Давай будем потихонечку жить, расширяться, а там — время покажет».
- Очень много сил и энергии дал трехлетний внук. Я заезжаю к нему, говорю: «Васька, поедем кататься на тракторе?» Он бросает все свои игрушки и с удовольствием едет. Я вижу, что у него нет зависимости от компьютеров и телефонов. Он старается учиться у деда уже сейчас. Это и есть преемственность. Почему капиталисты богатые? Потому что они свое дело передавали из поколения в поколение и не меняли стратегию.
- Не надо рушить колхозы. Но если колхоз — банкрот, не стоит его тянуть.
- Еще с советских времен народ приучили бояться богатых людей. Почему-то все считали, что фермер будет богатым, станет частником-кровопийцей, выжимающим из людей последние соки.
- Раньше слово «фермер» было ругательным. Сейчас уже фермер в глазах окружающих — человек. Я думаю, что психология людей поменялась. За фермерами — будущее. Неважно, как они будут называться, проще сказать — будущее за хозяевами.
Читайте также:
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by