Экономист Катерина Борнукова: «Поставки нефти. Катастрофы не будет, взрослеть всегда страшно и больно»

03 января 2020 в 12:59

Это все-таки случилось. Ее (нефть) перекрыли. Дальнейшее развитие событий пока не совсем понятно. Страшно? Нет, скорее есть опасения, что будет сложно. Но не фатально. Вспомните, что нефтяные конфликты с Россией под Новый год случаются у нас далеко не впервые. Каждый раз боязно, каждый раз ситуация как-то разрешается. Ни разу мы (ну ладно, не мы — власти) не сделали кардинальные выводы. Очередная игра с кручением вентиля вызывает обиду, боль, гнев… Признания проблемы все никак не случается.

Читать на Onlíner

Каковы будут самые тяжелые последствия? Пока непонятно, на сколько растянется эта ситуация, потому что она, конечно, очень болезненна для Беларуси, на нефти завязана очень важная часть ВВП, она являлась источником поступления иностранной валюты. Замену российской нефти быстро мы вряд ли сможем найти, учитывая даже, что теоретически готовились к этому и, возможно, провели предварительные переговоры. Для того, чтобы запустить движение нефти по реверсу, о чем говорил Лукашенко в интервью Венедиктову, или наладить железнодорожные поставки, потребуется время — до нескольких месяцев.

Мы видели, как в прошлом году по нам ударила ситуация с грязной нефтью. В 2020-м есть вероятность подобного эффекта: наш экономический рост может пострадать. Различные международные финансовые институты прогнозировали рост экономики Беларуси в среднем на 1%, теперь, если ситуация с нефтью затянется, может, и этот один процент исчезнет или вообще начнется экономический спад.


Как это отразится на рядовых гражданах страны? В первую очередь нефтяные поставки и нефтяной экспорт — это важный источник поступления денег в бюджет. Конечно, если ситуация не нормализуется, может не быть обещанного запланированного роста зарплат бюджетникам и роста пенсий. А если мы не сможем договориться с Россией по нефти и газу в долгосрочном периоде и будем вынуждены прибегнуть к альтернативным поставкам, это может сказаться на разных сферах нашей жизни, например, на удорожании услуг ЖКХ, но это, я думаю, перспектива не быстрая, до президентских выборов мы наверняка продержимся с текущими ценами.

Стоит ли ждать апокалиптического сценария: резкого роста курса валют, отключений отопления, отсутствия света на улицах? Катастрофы не будет. Все-таки с газом ситуация обстоит не так критично, а именно он является для нас основным источником выработки энергии. Определенное давление на белорусский рубль в конце концов может произойти, потому что мы лишаемся важного источника поступления валюты в страну, валютный рынок будет искать какой-то новый эквилибриум, новое равновесие. Каким оно будет — пока непонятно.

Но, честно говоря, есть большая надежда, что ситуация достаточно быстро разрешится. Потому что она не очень-то выгодна и России. Сегодня мы — один из основных покупателей российской нефти. Думаю, что мы наблюдаем поднятие ставок в процессе переговоров, а не окончательные решения.

Повторюсь, новогодняя история с нефтью случается уже не первый раз. Возможно, она позволит нам посмотреть на жизнь чуть трезвее, стать более самостоятельными? Возможно, это приведет нас к мысли, что стоит наладить альтернативный канал? И покупать у России не 100% нефти, а, скажем, 70—80%, а остальную часть — у кого-то еще, даже если это будет менее экономически выгодно, но при этом укрепит нашу экономическую безопасность и самостоятельность. Взрослеть всегда больно и страшно, но оставаться теми, кто надеется на чудо, — не самый разумный выбор.

Читайте также:

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook и присылайте свои истории и размышления.
Самые яркие из них могут стать темой для следующей колонки!

Наш канал в «Яндекс.Дзен»

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by