Эксперт по туризму Евгения Баско: хотите, чтобы в Беларуси было три туроператора на всех?

34 669
16 июля 2019 в 9:20
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Очередная новая версия закона о туризме начинала свой путь с оптимистического порыва упорядочить рынок и принести пользу как всей отрасли в целом, так и каждому ее добросовестному участнику в отдельности. На стадии обсуждения много говорилось о борьбе с нечестной конкуренцией, о защите прав клиентов, о повышении качества услуг и поддержке отечественного туристического бизнеса. К сожалению, прочитав проект закона о туризме, который недавно представили на общественное обсуждение, я не нашла в нем решения реальных проблем турбизнеса и туристов. 

Читать на Onlíner

Закон опять отстал от реальной жизни на несколько лет. Успешный туризм сегодня — это прежде всего современные технологии, а многие термины и определения нового закона совершенно этого не учитывают. На благо технологий и туристов реально направлен один пункт: разрешили-таки, наконец (аллилуйя!), заключать электронный договор туристических услуг. Проще говоря, теперь и белорусские туристы могут легально покупать туры, не выходя из дома, в интернете. Ура! Не прошло и 15 лет, как онлайн-продажи успешно работают во всем мире.

Но этот долгожданный положительный момент утонул, как ложка меда в бочке дегтя, в других нововведениях, призванных вроде как защитить интересы турбизнеса и туристов, и, вероятнее всего, эффект от них будет прямо противоположным ожидаемому.

Одно из главных нововведений заключается в том, что туроператоры отныне должны предоставить финансовые гарантии своей состоятельности. Пока совершенно непонятно, как и почему в Беларуси будет работать этот механизм. Также не очень понятно, о каких суммах идет речь, так как соответствующий пункт в законопроекте звучит невнятно. То ли годовой доход, то ли другой годовой показатель взять за «точку отсчета», чиновники пока не решили. В любом случае надо понимать, что речь идет о больших суммах, способных покрыть затраты туристов в случае... А кстати, в случае чего? Речь идет, скорее всего, о том, что наотрез отказываются страховать как государственные, так и частные страховые компании, — о банкротстве туроператора. (На остальные случаи у нас есть страхование жизни и здоровья, страхование от невылета. Оформлять страховку от невылета я настоятельно рекомендую всем туристам!)

А много ли вы, друзья, знаете историй банкротств белорусских туроператоров? Пока что громкие скандалы с банкротствами касались крупных «международников». В туризме даже стало популярным вульгарное выражение: «Большие шкафы громко падают». (Один из последних громких скандалов — «Натали Турс».) И что-то я не припомню, чтобы кого-то спасли финансовые гарантии, несмотря на то, что в России они были громадные.

То ли долги лопнувшей фирмы оказываются больше миллионных гарантий, то ли деньги уходят не по адресу, то ли этот инструмент попросту не работает. Иначе как можно объяснить брошенных в Турции (Испании, Тунисе) туристов, на «вывоз» которых у туроператора нет денег? В Беларуси такую ситуацию крайне сложно представить. На том простом основании, что у нас нет практики работать «в долг». Если чартер не оплачен в оба конца — он никуда не полетит. Поэтому введение фингарантий — это, скорее всего, идея крупных пришлых компаний, цель которых — подмять белорусский рынок под себя.

Новые нормы могут окончательно убить многие местные компании, которым и сегодня живется очень несладко. Под девизом «Все для народа!» мы движемся к монополизации нашего рынка иностранными туроператорами.

Вряд ли государство от этого выиграет. Выиграет ли малый и средний бизнес? Смешной вопрос. Белорусских средних и малых туроператоров просто выдавят с рынка, а затем придет очередь турагентств — их туроператоры постепенно заменят на «собственные сети продаж».

Возможно, выиграет турист? Думаю, нет. Меньше конкуренция — выше цены. Это закон рынка. Яркий пример — стоимость перелетов из Минска.

Нет! Я не против финансовых гарантий для туристов, попавших в сложную ситуацию во время совершения путешествия. Точнее — я двумя руками «за». Обязательно нужен некий фонд, в котором аккумулировались бы средства на всякий неприятный случай. В идеале это должна быть государственная организация, работающая по принципу страховой компании. За чей счет должен формироваться этот фонд — тема отдельной беседы. И очень хочется узнать мнение читателей Onliner на этот счет. А борьба с банкротствами и недобросовестной конкуренцией — это отдельная задача законодательных органов. Хочу напомнить вам: изначально задумывалось, что закон будет направлен на урегулирование рынка, поддержку отечественного турбизнеса и улучшение качества услуг. Вам не кажется, что в результате мы ушли немного не туда?

Мы хотим, чтобы людям путешествовать с нашей помощью было удобней, надежней, выгодней, чем без нас?

Так давайте для начала уберем формулировки, которые не соответствуют современным реалиям рынка, такие, например, как определение «турагентская деятельность» — «предпринимательская деятельность, направленная на совершение по поручению туроператоров — резидентов Республики Беларусь юридических действий по продвижению и реализации сформированных туров участникам туристической деятельности, а также по оказанию отдельных услуг, связанных с организацией туристического путешествия».

Из-за таких формулировок многие люди считают турагентства бесполезной прослойкой между туристом и туристическим путешествием. Задача турагентства — оказать клиенту качественную информационно-консультационную услугу по подбору и бронированию оптимального варианта отдыха, и эта услуга не может и не должна ограничиваться продуктами туроператоров-резидентов.

Во-первых, потому, что не по всем позициям у операторов есть предложения. Не все же хотят лететь в Турцию, Египет и т. п. А во-вторых, потому, что мы живем в XXI веке и туристическая деятельность не ограничивается взаимоотношениями «турагент — туроператор». Все мы давно сидим в современных системах бронирования а-ля booking только профессионального уровня. И если ко мне пришел клиент, который хочет полететь, скажем, в Берлин, я в состоянии забронировать ему отель по отличному тарифу в «специально обученной системе», а также оказать другие услуги, необходимые для совершения путешествия.

Я что, при этом становлюсь туроператором? Нет конечно! Это каменный век! Но из определений в новом законе о туризме получается именно так! К чему это я? Да к тому, что мы не можем ключевые определения в законе: «тур», «турагент», «туроператор» — привести в соответствие с современными тенденциями рынка, но зато у нас уже наготове глобальные решения по резкому изменению правил игры в отечественном турбизнесе. Лично мне это напоминает заколачивание гвоздей роялем.

Что мы получаем в сухом остатке? Закон, который изначально писался для того, чтобы защитить потребителя и местный малый и средний бизнес, практически устраняет конкуренцию, сводя ее до присутствия нескольких иностранных компаний. Он вытесняет с рынка отечественных туроператоров. В условиях маленькой конкуренции рано или поздно начинают расти цены — это закон рынка, понятный даже школьнику. А это значит, что потребитель получает меньшее разнообразие в выборе по большим ценам.

Читайте также:

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook и присылайте свои истории и размышления.
Самые яркие из них могут стать темой для следующей колонки!

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by