Я часто слышу о том, как расчетливые маркетологи продают нам то, что мы на самом деле не хотим покупать. Как применяются различные психологические приемы, взывающие к нашей жадности, страху, тщеславию, заставляющие выходить из магазина с корзиной, полной покупок, когда мы решили всего лишь сходить за хлебушком. Конечно, неприятно признавать, что кто-то обогатился, сыграв на твоих недостатках. Думаю, сегодня вам станет особенно обидно, потому что разговор пойдет о том, как нас с вами «подсаживают» на различные продукты с использованием химии.
Читать на OnlínerНачнем, пожалуй, с очевидных вещей. Сладкий газированный напиток с пометкой «мало калорий, без сахара» содержит подсластители. Наш мозг устроен так, что реагирует на сладкий вкус выбросом в кровь опережающей дозы инсулина, дабы с радостью усвоить глюкозу моментально. Итак, пьем газировку с заменителем, и происходит выброс инсулина. А глюкозы-то нет. А инсулин есть. Мозг дает сигнал — еще пить, глюкоза же не поступила и процесс не завершен! Сбитый с толку мозг просит выпить весь литр вместо стакана. После еще около часа у нас будет наблюдаться повышенный аппетит.
А еще эта же газировка содержит кофеин и бодрит, повышает настроение. Осознанно мы считываем: «Хммм, вкусная вода и классное настроение, и калорий совсем нет. Значит, можно постоянно ее пить и сохранять при этом фигуру!» Возникают ассоциации: когда грустно, устали — покупаем эту «водичку» и пьем стакан за стаканом. Чем больше выпиваешь, тем сильнее шок организма — где же обещанная глюкоза?! Надо сладкого еще! В результате мы имеем провокацию переедания спустя полчаса после употребления непомерного количества сладкой воды.
А теперь давайте подумаем — производители в курсе? Они знают, что происходит с фанатами их сладкой водички? Ведь среди потребителей есть маленькие дети... Что сказать, прямой вред каждого из этих веществ не доказан. И всегда можно найти оправдание: «Мы никого не заставляем, и при „разумной норме потребления“ все окей». Какая восхитительная манипуляция, верно? Всем понятно, что знания о человеческом теле и психике здесь используют для максимальных продаж, а предъявить нечего!
Вы идете в магазин за приятными эмоциями от напитка, платите деньги и потом заедаете едой в избытке. Лишний вес, нарушенная интуиция и... отданные тысячи из своего кармана в год.
Перейдем к тяжелой артиллерии — не менее очаровательной и коварной категории «усилители вкуса». Многие из этих веществ также не несут прямого вреда. Едите вы колбасу с глутаматами и этилмальтолом — вкусно! Ел бы и ел! Вы этот вкус сразу узнаете — ярко, насыщенно, и лишь маленькие пометки на упаковке «Е6...». Вы пробовали съесть 400 г вареной колбасы? Запросто, не так ли? А 400 г запеченного/отварного мяса? Насыщение приходит гораздо раньше.
Вы уже догадались, да? Усилители вкуса провоцируют аппетит. Колбасы поедается/продается больше, а еще рецепторы вкуса больше не реагируют на еду без этих веществ. Мясо кажется безвкусным. Видите, вот вас и заставили любить то, что нужно продать... И плевать, что в среднем вы переедаете на 50—70%. Тело просто не знает, куда девать все это, и начинает складировать про запас.
На очереди нежный сливочно-карамельный вкус этилванилина и мальтолов, именно это вы едите в обезжиренной молочке. Как получить вкус сливок и аромат, напоминающий детство в деревне, при сырье в 0,2% жирности? А так! Добавить вышеуказанные вещества и загустители. Хоть какая-то совесть есть на постсоветском пространстве в отношении детской молочной кухни, зато всемирные концерны в производстве детских сухих смесей уже не гнушаются и усилителями вкуса, и пальмовым жиром...
Если вы законченный изверг — предложите булочку из фастфуда ребенку 1—2 лет, ни разу не пробовавшему эту популярную еду... С большой вероятностью он ее выплюнет, скривившись! Потому что у детей чистые вкусовые рецепторы, они ощущают, что это — не натуральная, привычная еда. Также сложно назвать полноценной едой сухарики, чипсы, бульонные кубики, многие мясные консервы, майонезы, йогурты (да-да!), жвачки, растворимые супы... Мы с таким упорством накладываем их в корзину, несмотря на то, что понимаем: часто это, скажем прямо, не совсем полезно. Мы читаем на этикетке целые «химические формулы», заставляющие крепко задуматься о натуральности продукта, и все равно покупаем. Почему? Потому что есть специально обученные люди, которые путем проб и ошибок, экспериментов подбирают такие формулы состава, которые повышают вашу аддиктивность (зависимость) от этих продуктов.
Как специалист по питанию хочу ответственно заявить: люди, которые в 30—40 лет с горечью вздыхают, что нормальный уровень обмена веществ у них предсказуемо упал с годами, глубоко заблуждаются. Они реально могут чувствовать себя на 20 лет, достаточно только приобрести здоровые привычки питания и отказаться от простых вкусовых решений, услужливо предложенных вам производителями.
Поймите, что длинная череда сдобренных химией продуктов на прилавках магазинов управляет вашим настроением и бюджетом. Тут даже нет теории заговора — ведь все это делается не из вредительства, люди просто стараются заработать. И ведь никто не заставляет, вы всегда можете отказаться, правда? Что вас сделать и призываю. Думаю, вам было бы интересно посмотреть, что едят пищевые технологи. У моих знакомых такой профессии в рационе все чаще мед и шоколад, мясо, овощи полностью органического происхождения и уж точно никаких энергетиков! Они относятся к пище для себя и домашних крайне щепетильно.
Я просто перечислю вам прелести превышения рекомендуемой дозы усилителей вкуса. Это: аллергические реакции, расстройство пищеварения, изжога, нарушения функции печени, мигрень, повышенная возбудимость. У особо чувствительных людей наблюдается периодическое онемение конечностей, тахикардия, у астматиков приступы могут быть чаще в 2—3 раза. Смело добавьте к этому синдром раздраженного кишечника и обострение всех возможных проблем пищеварительного тракта. Ранее людей, которые озвучивали все эти проблемы «на пустом месте», считали ипохондриками, но после ряда исследований почему-то ввели рекомендуемые ограничения дозы усилителей вкуса в день. Предлагаю вам задуматься об этом.
Читайте также:
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook и присылайте свои истории и размышления.
Самые яркие из них могут стать темой для следующей колонки!
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by