Читательница Onliner Карина Комиссарчик: лучше американские искусственные улыбки, чем всю жизнь с мрачной рожей

02 апреля 2019 в 8:00

Я отлично помню тот день, когда я решилась зайти в кофейню в США одна. Переступая порог заведения, я бормотала себе под нос заученные фразы на английском, чтобы попросить кофе, да еще и без добавок. Мне было стыдно, что я не знаю языка, неловко, что у меня акцент, обидно, что мне приходится через это проходить. Девушка на кассе весело, даже с прищуром мне улыбнулась, спросила, как мои дела, и добавила, как хорошо я выгляжу сегодня. «Да как она смеет улыбаться мне прямо в лицо! — подумала я в гневе. — Мне же так плохо, у меня же адаптация! Неужели она не видит, что мне совсем не до улыбок!» Это было полтора года назад. Сейчас я невероятно зла, когда кто-нибудь портит мне настроение своей кислой миной или, того хуже, рассказывает мне, почему у него не задался день.

Читать на Onlíner

«Добро пожаловать в клуб! — сказал мне мой муж, когда я с пеной у рта рассказывала, как мне смели не улыбнуться в магазине да еще не пожелали хорошего дня. — Ты привыкла к американскому сервису, бесконечным улыбкам и позитиву. Обратного пути нет». Это оказалось чистой правдой. Вначале тебя жутко раздражают все эти «How are you?» по сто раз на день, фальшивые улыбки и беспардонные комплименты по поводу твоего внешнего вида. Потом ты просто перестаешь это замечать и, повинуясь стадному инстинкту, начинаешь делать то же самое.

Затем ты заходишь в русский магазин, видишь отрешенное и кислое лицо продавщицы и задаешься вопросом: «Какого черта?» В эту секунду ваша покорная слуга, ваша королева негатива, скрипя зубами и поправляя корону, признает: мир, где все друг другу улыбаются и желают хорошего дня, гораздо приятнее. Общество, где люди считают дурным тоном вываливать друг на друга свои проблемы, стало казаться мне более благоприятным, чем то, где все перманентно ноют, где каждый считает себя самым несчастным и обделенным.

Поверьте, в США людям тоже есть о чем поныть, но они не делают этого с каждым встречным. Проблемы в личной жизни, на работе обсуждаются либо с самыми близкими людьми, либо с психологом.

У нас же все дружеские и приятельские отношения строятся на обмене личными проблемами. Чем больше вы жалуетесь друг другу, тем более крепкая у вас дружба. Вот есть друзья по выпивке, по увлечениям, а есть по жалобам. Когда вы в последний раз встречались с приятелями и говорили только о хорошем? Когда ограничивались только положительными новостями и разговорами о приятном и веселом? Разумеется, жизнь сложна. Поддержка и советы очень нужны всем нам. У каждого должен быть близкий человек, который всегда готов выслушать и помочь. Но проблема заключается не в эпизодических приступах нытья, а в его бесконечности везде, всегда и со всеми.

Американцы, американизированные эмигранты смотрели на меня как на идиотку, когда на вопрос о моих делах я начинала выдавать бессвязный поток негатива, который так и лился из меня. Здесь это не то что не принято, это признак невоспитанности и грубости. Почему ты вдруг решил, что у тебя есть право портить настроение другим людям своими жалобами? Во-первых, им наплевать. Во-вторых, у них тоже есть проблемы, и они волнуют их в гораздо большей степени. И вряд ли кто-то решил позвать тебя на ужин, чтобы ты нагрузил их еще и своими. В-третьих, ты не уникален, твоя адаптация, комплексы тоже не уникальны. Так зачем кто-то должен уделять этому отдельное внимание?

Вначале меня это все очень раздражало. Я не понимала, зачем люди спрашивают, как мои дела, если их совсем не волнует ответ. Потом поняла, что просто так принято. На самом деле всем все равно. Принять эту мысль болезненнее всего, но именно в этом принятии и заключается суть позитивного мышления. Чем меньше ты сосредоточен на неприятностях, тем меньше ты о них думаешь и больше занимаешься их решением.

Я сейчас как раз на начальной стадии просветления, мне предстоит еще долгий путь. Но жить, скажу я вам, становится легче. Если ты не можешь что-то изменить, например плохую погоду, ты можешь поменять свое отношение к этому. Если же что-то изменить в лучшую сторону в твоих силах, то меняй это, а не говори об этом. Чтобы точнее донести свою мысль, скажу, что в США вполне нормально поделиться проблемой с целью получить конкретный совет или даже помощь, но просто обмусоливать факт, что жизнь — сложная штука, считается совершенно бессмысленным и непродуктивным занятием. Привыкнуть к этому после теплой и уютной белорусской привычки сопливить другу на плечо очень сложно, но я работаю над собой.

Однако всегда есть другая сторона баррикад. Я признаю полезность привычки всегда настраивать себя на лучшее, на продуктивность, но не могу примириться с помешанностью и одержимостью. Когда люди готовы стошнить прямо на тебя только потому, что ты упомянул о чем-то негативном, выводит из себя. Например, за ужином кто-то начал обсуждать мировые новости, где всегда все не очень, король позитивного мышления беспардонно и даже грубо призовет срочно сменить тему, потому что о таком нельзя говорить: может ухудшиться настроение, а плохая энергетика испортит всю жизнь.

Отрицание факта, что в мире есть проблемы и что о них нужно знать, приводит в недоумение. Виной всему огромное количество семинаров, клубов, книг, фильмов, личностных тренингов по позитивному мышлению. Вы даже представить себе не можете, какое огромное количество денег люди готовы на это тратить! На эту сумму можно накормить голодающую страну.

В Америке это огромный бизнес, который зарабатывает миллиарды долларов на слепой вере людей в то, что счастливым можно стать за пару семинаров с невероятно позитивным коучем. Я точно никого не смогу научить радоваться жизни, но я глубоко уверена, что по-настоящему счастливый человек не будет каждое утро говорить зеркалу, что он счастлив. Сам этот факт абсурден.

Все бы ничего. Пусть ходят на семинары, читают книги — если кому-то это помогает жить лучше, то пожалуйста. Но ведь из-за этой помешанности у трети населения США диагностирована депрессия. Люди просто не выдерживают всей этой трескотни о том, что нужно всегда быть в хорошем настроении, что ты обязан улыбаться, обязан быть счастливым здесь и сейчас! Вы скажете, что в Беларуси тоже много «депрессующих», может, даже больше, чем в США в процентном соотношении. На это я вам отвечу следующее: в США на любую вашу жалобу найдется таблетка, которая вызывает серьезное привыкание, так как имеет в своем составе наркотические вещества. Дальше больше. Знаете такую «болезнь» у детей, как синдром дефицита внимания? Знаете, как это лечат в Беларуси? Просто беседами с детским психологом, чего вполне достаточно. В США 4-летнему малышу пропишут сильнейшие лекарства, которые ему придется принимать всю его жизнь. Большие бизнесы работают на ваше счастье, дамы и господа.

Беря во внимание две крайности — вечно ноющих белорусов или всегда веселых американцев, — я не выбираю никого. Ни та, ни другая жизненная позиция не кажется мне верной. Я люблю белорусскую открытость, возможность поговорить «по душам», прямоту и простоту в общении, но также стала ценить позитивный американский стиль жизни в обществе и с ним. Я за то, чтобы становиться счастливым естественным путем. Пусть постепенно, пусть через истерики или апатию, но самому, своими выводами и силами. И в стране, где тебя окружают улыбающиеся люди, сделать это гораздо проще.

Читайте также:

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook и присылайте свои истории и размышления. Самые яркие из них могут стать темой для следующей колонки!

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by