Педагог Юлия Косько: разрушить и перестроить? Как в английских школах проводятся реформы

28 288
04 марта 2019 в 8:00

Как учить детей так, чтобы они действительно получили знания, которые пригодятся в будущем? Я уверена, что этим вопросом очень часто задаются в Беларуси, как и в любом другом молодом государстве. Национальная система образования в вашей стране переживает тектонические изменения, и далеко не всегда они устраивают общество, педагогов и учеников. В итоге возникает вопрос: а как правильно? На кого равняться?

Читать на Onlíner

Ни в коем случае не заявляя об английской системе образования как об эталоне, я все же скажу, что она себя зарекомендовала и прошла проверку веками (первые английские частные школы упоминаются уже в X веке). Наверное, поэтому консервативность была одним из столпов образования в Англии. Но сегодня английские школы, как и белорусские, переживают стремительные и глубокие преобразования. И, возможно, вам было бы интересно сравнить, как эти процессы проходят в двух странах. Я расскажу вам о своем личном взгляде на положительные и отрицательные стороны учебы в английской школе, а вы уж сами решайте, что могло бы пригодиться в Беларуси, а какое из белорусских ноу-хау могло бы стать полезным в Великобритании.

Для начала поговорим о минусах. Учебная программа в английской консервативной школе не успевает адаптироваться под все быстрее изменяющийся мир. Я уверена, что за последние десять лет поменялись не просто какие-то отдельные принципы обучения, а вся его парадигма. Изменилась сама роль учителей (по крайней мере, по отношению к подросткам): их главная задача заключается уже не в том, чтобы поставлять знания, а в том, чтобы заинтересовать детей в самообучении, «зарядить» их на желание получать знания. Понятно, что перестраиваться под такой подход очень сложно.

Экзамены в английской школе до сих пор сдаются в письменном виде. Кто-то, возможно, скажет, что это и неплохо, мол, подобный подход развивает аккуратность и мелкую моторику рук, но я напомню вам про перья, чернильницы и уроки каллиграфии, которые были актуальны еще полвека назад, — сегодня они выглядят не более чем забавный атавизм. Поэтому мне кажется пережитком времени то, что экзамены в английской старшей школе до сих пор проходят письменно, причем на итоговую оценку может повлиять даже плохой почерк.

Очевидно, что последние десятилетия английская система образования грешит забюрократизированностью. Появилась она вместе с ужесточением учета успеваемости, в результате, судя по официальной статистике, до 30—40% работы педагогов занимает заполнение бумаг, ведение таблиц и т. д. Видно, что государство осознало масштаб проблемы и предпринимает шаги к исправлению ситуации. Наверняка на это сможет повлиять электронная система документооборота, но произойдет это только тогда, когда завершатся эксперименты по ее ведению, будут выработаны единые стандарты.

Также я бы отметила еще один недостаток — в английской школе до 6-го класса включительно все уроки ведет один преподаватель. Понятно, что в сегодняшних реалиях быть специалистом столь широкого профиля очень сложно. К сожалению, пока это тяжело исправить, потому что престижность профессии школьного педагога невысока и какого-то ажиотажа и большого конкурса на рабочие места нет. Для справки: на старте зарплата учителя без учета налогов составляет $29 тыс. (за десять лет она может вырасти до $46 тыс.). Белорусам, понятное дело, покажется, что это много, но на самом деле это на 9—16% меньше средней стартовой зарплаты по другим профессиям в Англии. Также, глядя на английские зарплаты, вы должны держать в голове английские цены...

Теперь давайте поговорим о том, за что английское образование хвалят. Конечно, это вежливость, уровень которой сравнится разве что с Японией, а также многочисленные кружки, развивающие учеников как творческих и спортивных личностей. Все это вместе скорее не о самом процессе получения знаний по предметам, а про понимание того, насколько широкий кругозор школа и преподаватель должны передать ученику. Я бы назвала это многовекторностью: дети в Англии проводят в школе намного больше времени, чем ученики в странах постсоветского пространства. Но при этом английские школьники намного меньше тратят времени на уроки в классическом понимании и больше занимаются в различных кружках и спортивных секциях в зависимости от своих увлечений.

Есть в Англии и особенность в преподавании классических предметов. Их преподносят ученикам (особенно в младшей и средней школе) в первую очередь как набор знаний, которые можно сразу применить на практике. Зачем в 13 лет глубоко изучать тригонометрию, если нет понимания того, как надо вести личные финансы? Поэтому в первую очередь детям объясняют, чем чревато взятие кредита в банке и как сделать так, чтобы твое увлечение выпечкой могло приносить доход. Физика и химия в начальной школе начинаются с объяснения явлений, которые мы наблюдаем каждый день: почему запотевает стекло, что такое радуга, как закипает вода и т. д. Школа дает ответы на конкретные жизненные вопросы.

Можно сказать, что к настоящей науке ребенка подводят поэтапно. С начальной школы до 14 лет у всех одинаковая учебная программа. С 14 до 16 лет подростки определяют для себя 6—10 предметов, по которым и будут проходить обучение. С 16 до 18 лет они выбирают только 3—4 предмета, которые изучают уже максимально углубленно, готовясь к поступлению в университет.

Любая реформа в английском образовании проходит пробный период. Для этого она экспериментально вводится в нескольких школах и обкатывается там в течение длительного времени. По результатам эксперимента собирается всеобъемлющая информация, учитываются отзывы учеников, родителей и педагогов. Порой итоги показывают, что задуманная реформа нежизнеспособна. Так, например, недавно предлагалось убрать обязательное тестирование учеников в 16 лет. Но после того как увидели, что это плохо работает на практике, от этой идеи отказались.

Я бы сказала, что очень многие изменения в английской школе ведут к лучшему еще и потому, что за каждым этапом их разработки и внедрения следит большое количество заинтересованных лиц. Причем не просто следит — все эти люди могут влиять на происходящее. У каждой школы, помимо директора и администрации, есть общественный комитет, в который входят не только преподаватели, родители, ученики старших классов, но и просто люди, живущие на улице, на которой находится школа, или бывшие ученики. Директор не может принять серьезное решение, не согласовав его с общественным комитетом. Педагогов слышат в парламенте — их периодически приглашают туда, если ведутся дебаты по темам, касающимся образования. В таких дебатах, например, участвовала и я.

Наконец — о домашнем задании. Я знаю, что в школах на постсоветском пространстве оно по сути превращается в ежедневную пытку, которая затрагивает не только детей, но и родителей. В Англии проблем с этим почти нет, домашнее задание даже в старших классах занимает всего несколько часов в неделю. Это компенсируется строгими требованиями и загруженностью детей во время уроков. То есть, придя в школу, они на самом деле учатся, а не просиживают время, как это часто бывает в России, Украине или Беларуси. Скажу больше: очень часто школы настаивают на том, чтобы родители не обременяли ребенка учебой на выходных или во время каникул, рекомендуя проводить это время в кругу семьи, отдыхая или занимаясь домашними делами.

Читайте также:

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook и присылайте свои истории и размышления.
Самые яркие из них могут стать темой для следующей колонки!

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by