Художник Антон Шаппо: новые крестоносцы — современные пацаны устают от жизни уже к тридцати

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Александр Ружечка
03 октября 2018 в 8:00

Я заметил, что активные представители нынешнего поколения стареют и выдыхаются примерно к 30 годам. К этому времени они уже имеют машину и квартиру, свой маленький бизнес или теплое место в компании, где стремительно взлетали по карьерной лестнице. Выучен язык, посещено как минимум полтора десятка стран, подрастает ребенок, осилен полумарафон. Такой (или такая), скорее всего, рассмеется в лицо, если подойдет 50-летний и попробует учить жизни. Учитель за полвека не успел и половины того, что молодые суперлюди достигли всего за три десятка лет. Но взгляд у них уставший и растерянный.

Читать на Onlíner

Это извечная проблема недопонимания поколений: старшие брюзжат, что младшие уже не те. Не такие сильные, не такие думающие, не такие чувствительные. Я уверен, что все происходит с точностью до наоборот. Люди становятся умнее, жизнь — комфортнее и насыщеннее. Нам надо было прочитать пять книг, чтобы наткнуться на ту, которая действительно «в тему». Сегодня достаточно зайти на тематический форум или выбрать шорт-лист уважаемого тобой блогера, чтобы с первого раза попасть в точку. Мы смотрели кино по принципу «какое есть», а сегодня, наверное, любой фильм включают только после прочтения предварительной краткой рецензии или хотя бы глянув рейтинг IMDb. На любое действие — от починки микроволновки до планирования путешествия в Гоа — сегодня можно за 5 минут получить исчерпывающую инструкцию.

Страшно становится, сколько времени удается сэкономить, используя все эти ресурсы. Насколько стремительно можно развиваться, не блуждая в потемках, а идя прямой дорогой. Подавляющему большинству в наше время надо было дожить до 40, чтобы стать признанным специалистом в своей области. Сегодня многие молодые управленцы и представители IT-сферы совершенно заслуженно считаются экспертами уже в 25. Специалисты в новых профессиях становятся руководителями компаний в возрасте, когда мы только задавались мыслью: «Отучился… А что, собственно, мне делать в жизни дальше?»

Хороша такая спешка? Принято говорить, что «время рассудит», но мы-то знаем, что оно всегда расставляет все на свои места одинаково: новое непривычно, но в итоге очевидно лучше. Но все же новые скорости рождают проблему, решения которой я пока не вижу.

В Средневековье стариком считали 40-летнего мужчину. Родившись, он уже в 6 лет начинал обучаться владению оружием, в 16, преисполненный иллюзий, отправлялся в крестовый поход — нести свет и творить добро. К 18 познавал суровую правду жизни и, насмотревшись крови, смерти и болезней, разочаровывался в своих идеалах и становился циником. В 22, если удавалось выжить, уже руководил осадами городов. А в 25 он, израненный и опустошенный, награбив приличную сумму, возвращался домой. И за оставшиеся 15 лет надо было успеть жениться, нарожать детей, построить дом, совсем одряхлев (медицина тогда не оставляла иной судьбы), устав от гонки жизни, уйти в могилу.

Точно такая же история происходила с конкистадорами, отправлявшимися покорять Новый Свет. Вернувшиеся домой с награбленным в 30, разочаровавшиеся в жизни, опустошенные в путешествиях, они очень быстро угасали. Потому что не растягивали удовольствие, а пролетали все самые важные жизненные этапы метеором. Расходовали себя максимально, на пределе, без оглядки, скорее, даже не испытывая от происходящего удовольствия, а стараясь быть как можно эффективнее.

К 40 годам большинство мужчин и женщин уже были рассыпающимися, никому не нужными стариками и старухами, а насиженные места стремились как можно быстрее занять молодые.

Вам это ничего не напоминает?

Меня восхищают быстрые старты современных крестоносцев сети и конкистадоров интернета, но лично для себя я не могу ответить на вопрос «Что делать дальше?». Куда стремиться после того, как крестовые походы пройдены, а Новый Свет завоеван? Когда намеченные рубежи достигнуты, а цели многократно перевыполнены? В Средневековье к этому периоду можно было задуматься о спокойной старости и смерти. Сейчас 30 — еще даже не середина, можно сказать, первая треть биологической жизни. Это очень сильно диссонирует с глубокой психологической старостью.

Именно поэтому на курортах в жарких странах сидит и дауншифтит все больше молодых и успешных. Их же товарищи продают с таким трудом заработанные дорогие квартиры в столицах и перебираются в деревню выращивать картошку и разводить пчел. Пулей пролетев треть жизни, они вдруг понимают, что успели очень многое, но почти ничем из этого не смогли насладиться сполна.

Спросите у практикующих психотерапевтов, кто их основные пациенты. Это те самые успешные ребята и девушки за 30, которые, достигнув всего, просто не понимают, что делать дальше, как избавиться от усталости, что может вернуть интерес к происходящему.

Зачем было спешить?

Реализовывая один проект за другим, ставя для себя все новые дедлайны, работая в условиях all inclusive, они потеряли очень важное, то, что я называю «прикладной жизнью», — существенный аспект нашего существования, подразумевающий ежедневные маленькие бытовые радости и свершения, ради которых мы, по сути, и живем. О чем речь? Я о том, как круто весь вечер лепить с женой пельмени, бездельничать в выходные с собакой в парке, не заморачиваясь, что ты прожигаешь жизнь, отменить несколько рабочих встреч, потому как сегодня один раз в году прилетает друг.

Если не делать всего этого, рано или поздно ты сам превращаешься в ценный, дорогостоящий проект, который живет в рамках других проектов. Получается не общество, а какая-то нейросеть — долгоживущая, надежная, эффективная. Но капец какая нудная. Как тут не заскучать?

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by