Все мы хотим жить в чистом городе, где нет преступности, алкоголизма, где автомобили не стоят на газонах, а вокруг чистое ясное небо, глубокие рыбные реки да густые, пышущие зеленью и невиданными зверями парки. Все хотят употреблять в пищу честно приготовленные продукты, жить в домах, построенных «по совести», а не «по госту», платить только за качественно предоставленные услуги. Но живем мы в «хрущах», сосед паркуется на газоне (и плевать хотел на наше недовольство), а вместо 2 литров сока в магазинах нам «втюхивают» 1,93 литра. Мы пьем и даже не морщимся.
Читать на OnlínerЧто это значит? Это значит, что нас ситуация в целом устраивает, так как если бы было наоборот, производители некачественных услуг и товаров сразу бы почувствовали народную нелюбовь. Рынок все расставляет на свои места — это скажет вам любой маркетолог. Всегда найдутся те, кто готов довольствоваться чуть меньшим, и это толкает нечистоплотные компании на разного рода «оптимизации», «упрощения», «сокращения» и «уплотнения». И кажется, нет в современном мире инструмента, позволяющего бороться с этой напастью.
На самом деле инструмент есть, только мы о нем все больше забываем. Называется он «гражданское общество». Именно та его сторона, о которой мало говорится в учебниках, но которая, по своей сути, все и решает. Здесь уместно будет вспомнить легенду времен оккупации Дании нацистами. Когда король Кристиан X узнал о приказе об обязательном ношении датскими евреями желтой звезды, он нашил этот знак себе на одежду, сказав, что все датчане равны. Вслед за королем звезды нашили многие граждане страны, и фашистская акция потеряла всякий смысл. После этого приказ о ношении звезд был отменен.
И пусть эта история, скорее всего, выдуманная, возникла она не на пустом месте. Датчане — действительно очень сплоченное общество, готовое реагировать на любые проявления несправедливости. И в первую очередь это выражается не в политике, а в самых простых, бытовых аспектах. Результат — Дания на одном из первых мест по уровню жизни и счастья, а также финансовому благополучию.
Для них очевидно, что идеальная жизнь создается не чужими усилиями, а собственным трудом.
А как у нас? Далеко ходить за примерами не надо: полно новостей, в которых рассказывается, как по тем или иным причинам вырубался лес (для постройки дома, прокладки теплотрассы, строительства торгового центра, возведения церкви и т. д.). А про стихийные свалки и говорить нечего. И кто-то постоянно ждет, что проблема рассосется сама собой.
Когда желания активного меньшинства (например, проталкивающего вам во двор еще одну «небольшую многоэтажечку») не совпадают с желаниями большинства жильцов района, позиция «хата с краю» ну никак не вяжется с понятием гражданского общества. Если вы не хотите, чтобы парк рядом с вашим домом вырубали под торговый центр, то как вы можете игнорировать вырубку парка в соседнем районе? Ведь логика должна подсказать, что сегодня рубят там, а завтра будут валить деревья здесь.
Или вот еще. В последнее время вследствие уловок маркетологов мы видим, как изменились привычные продукты потребления: 1 килограмм крупы превратился в 900 грамм, 2 литра сока — в 1,93 литра, а 0,5 литра пива — в 0,45 литра. И все это под общее недовольство и бурчание. Как ни пытались искоренить такую практику, с точки зрения закона не придраться.
Однако полно производителей, которые остались верны традициям и не играют на цифрах таким специфическим образом. Что в таком случае делает сплоченное общество? Голосует рублем, покупая товары тех компаний, которые, по их мнению, более честны с потребителем.
Лично я моментально перестал покупать продукты, которые, по моему мнению, стали недостаточно честны по отношению ко мне как потребителю. Не люблю такое жонглирование цифрами. Если большинство, несмотря на недовольство, все равно покупает товары с новой маркировкой, они голосуют рублем и таким образом подталкивают этих производителей к расширению продуктового ассортимента. Что ж, значит, общество это устраивает. В противном случае если не нравится товар — ты голосуешь рублем, покупая тот, который тебе импонирует больше. И тогда те, кто променял килограмм на граммы, вернутся в обычный режим, чтобы общество своим игнорированием не вгоняло их в убытки.
Если общество против строительства очередного супермаркета на каком-то конкретном месте, то по всей логике вещей при его открытии никто туда не должен ходить. Таким образом, потребитель голосует ногами и рублем. Например, вопреки мнению людей был создан какой-то объект, поэтому логично, что они будут его игнорировать. И в следующий раз, когда кто-то захочет отгрохать перед вашим домом какой-нибудь торговый центр, он десять раз подумает, стоит ли что-то делать именно здесь, если общество против и впоследствии также будет игнорировать объект, принося убытки.
К счастью, есть в Минске и положительные примеры. Так, жители Зеленого Луга и Востока отстояли зеленую зону по улице Калиновского, а чуть раньше общество сохранило парк Дружбы народов. Но если в новый торговый центр валом идут люди и вся парковка забита машинами — значит, объект для общества был необходим. Значит, все было сделано правильно. Ну или просто обществу все равно.
Хочешь жить в чистом дворе, где автомобили не паркуют на газоне, — что ж, стремись к своей мечте. Увидел, что машины стоят с нарушением, — звони в ГАИ. Хочешь чистый подъезд — не игнорируй мусорящих там, вызывай милицию. Возмущен десятью граммами, которые отщипнули маркетологи? Не покупай продукт, даже несмотря на «сладкую» цену!
Да, рвение того, кто попробует проявить инициативу, может быстро остудить агрессивное, заинтересованное в хаосе меньшинство, назвав «стукачем» и «жалобщиком». Для формирования гражданского общества необходимо мужество каждого.
И вот махнувший на все рукой представитель гражданского общества после работы заскакивает в торговый центр неподалеку от дома, покупает 0,8 литра молока и еще чего-то «урезанного» к ужину, обходит внедорожник, который залез на детскую площадку, пригибается от падающей с крыши сосульки, матерясь бежит по лужам, игнорирует в темном подъезде курящих и пьющих школьников, не пишет жалобу в ЖЭС на некачественно оказанные услуги по уборке подъезда... Он просто приходит и устало садится за компьютер, где на каком-нибудь форуме возмущается вырубкой парков, припаркованными где попало машинами во дворе, тем, что не сбивают с крыш сосульки и не убирают подъезды, что подрастающее поколение совершенно испорчено... В итоге невольно приходишь к выводу, что на самом деле все всех устраивает, иначе общество выражало бы свое мнение иначе.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by