Поговорим про скромность. Меня учили, что надо быть скромным и уверенным. Дескать, это придает достоинства и стиля. Не могу гарантировать, что научили, но я стараюсь. Хотя примеров для подражания вокруг достаточно мало. С уверенностью все как бы справляются, со скромностью — не очень. К сути. У меня подгорает редко. Но тут что-то раскрылся невнимательно — и по нервной системе грянуло ковровой бомбардировкой. Мир напомнил простую штуку: нескромным неумехой быть выгоднее, чем скромным умельцем.
Читать на OnlínerДело было так. В фейсбучной ленте проскочил очень массивный пост, за который зацепился взгляд и из-за которого встала работа. Парень писал про то, как его погнали с универа. Писал объемно и обстоятельно. Писал аж на паре языков. Правда, парень далеко не Эрих Мария Ремарк, поэтому я, конечно же, не дочитал.
Но в черепе конкретно бабахнуло. Человек, безусловно, молодец, что относительно складно может расписывать свои невзгоды на двух языках. Но неужели всем это должно быть интересно? Неужели чувство собственной значимости настолько мощное, что не в ломы хрустеть клавиатурой так долго ради поста в соцсети?
Тем более по такому поводу, как расставание с универом.
Меня вот собирались отчислять раз шесть. Я не очень этим горжусь, но очень по этому поводу смеюсь. Когда появлялся писать очередное заявление в духе «Прошу допустить меня к сдаче экзаменационной сессии при наличии академических задолженностей по следующим предметам…», замдекана удивлялась: «А вы еще учитесь? А то такие, как вы, давно уже снег около факультета метут».
Отличная, кстати, женщина. Очень смеялась, когда мне дали диплом.
Потом, когда последствий детонации на душе стало меньше и в сознании прояснилось, я понял, что нечего. Нечего эмоционировать. Тем более он не один такой. И жить в ситуации «Всем пофиг, а мне неприятно» вредно.
Да и общий смысл существования сводится к потребности заявить о себе. Нужно орать. Орать про себя, про не себя, про то, что нравится, и про то, что не нравится. Но главное — орать. А если к умению орать добавить еще какое-нибудь другое умение (петь, пить, строчить тексты или юбки, майнить), то у тебя в жизни вообще все великолепно.
С открытием очередного факта о современной действительности я пошел мериться мироощущениями со старшими товарищами. Вообще-то, старшими товарищами в количестве одной штуки, но не суть. Типа это ж так печально, что голосящий человек, который ничего не умеет, привлекательнее молчащего человека, который умеет хоть что-то.
Послушав, старший товарищ в ответ посмотрел снисходительно и заявил, что, вообще-то, так было всегда. Просто теперь у нас есть Facebook с Instagram, трибуна отцифровалась, оттого на нее даже не надо восходить.
Скромность, конечно, не порок, но смысла в ней больше нет. Главнее уметь наводить шухер, чем просто уметь. Гомоним, улыбаемся и машем. Промоушен — нормальная и дерзкая черта любого человека. Хороший такой скилл. Но, мне кажется, важно, чтобы он прилагался к чему-то существенному. А это случается вообще редко.
И тут есть «косяк». Большинство людей умеют плюс-минус ничего (или умеют недостаточно), но при этом прилагают вагон усилий, чтобы продвинуть свое ничего. Блин, и получается же! Если раньше так раскручивали компании, то теперь — и личные бренды. Люди очень громко представляют свою пустоту.
Почему так? Может, потому, что раньше жизнь была медленнее, а оперативно срубить профит на хайпе было сложнее. Приходишь на работу: «Хлопцы, я мегакрут, давайте мутить движуху!» — «Ну ладно, давай мутить. Только ты сперва садись, мы тебя послушаем, потом подумаем, потом решим, как с тобой быть». И пока кадровики медленно разжевывали твой промоушен, можно было понять, что кандидат, вообще-то, затирает ерунду.
Ну и наверняка манера самопрезентации была сдержаннее. А сейчас все быстрее, привлекательнее, конкурентнее. «Братва! Я приведу вам миллион покупателей, напрягаться вообще не надо, они все уже сидят в моей „Инсте“ и послушно лайкают мне фотоньки!» — «Ну окей». Лимит доверия предоставляется на стадии соцсети, а не личного знакомства.
Кроме того, еще и убедительность никто не отменял. От этого невозможно защититься, особенно когда соискатель молод, напорист, горяч. У человека с бэкграундом хотя бы прожитых лет можно попросить трудовую, чтобы посмотреть, что он там делал раньше и почему, собственно, больше не делает.
В хорошем случае бодрых пацанов из категории «Дядя, я все сделаю» разоблачают через пару месяцев. В лучшем они через пару месяцев начинают что-то уметь, помимо перечисления своих способностей к обещанию гераклических подвигов, но это неточно. Ребят вообще жалко. У них же дилемма — прокачивать скилл собственного промоушена или получать какой-то новый, реально полезный в хозяйстве. Если люди выбирают первый вариант, то атакуют следующую контору. Тем более умение самопрезентации уже помогало.
Кстати, одна знакомая как-то показала мне свое резюме на все случаи жизни, прочитав которое, я хотел сразу же умчать ее в ЗАГС. Вот почему в корпоративном смысле мы живем в эру эйчаров. Важны люди, способные снять накипь и выловить толкового чудака в штат.
Я думаю, уметь исключительно презентовать себя, а больше ничего, выгодно лишь в краткосрочном периоде. Рано или поздно на дистанции крикунов обходят. Правда, на какое-то время они могут создать проблему и заиметь место (да и зарплату) действительно толковых ребят.
Чарльз Буковски, которого, в отличие от фейсбучных постов, я всегда дочитываю, написал: «Проблема этого мира в том, что воспитанные люди полны сомнений, а идиоты полны уверенности». Если переставить некоторые слова, получится наша тема. Но уникального сочетания самопрезентации и высокой квалификации не будет никогда. Это данность.
Кстати, на следующей неделе позвали в универ на семинар к студентам. Когда моя мать узнаёт о таких приглашениях, начинает смеяться и вспоминать шутку про лопату и снег.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
В меру новостей, в меру мемов и много веселья в нашем сообществе в VK
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by