Так уж получилось, что почти месяц назад я остался без машины — впервые с 2010 года. Свою продал, когда покупал квартиру. Какое-то время ездил на Chevrolet подружки, но все хорошее когда-нибудь заканчивается — за неделю до католического Рождества мне пришлось отдать ключи от черного Aveo, к которому я так привык. Признаюсь, боялся этого дня. Денег на новую машину у меня не было, как и желания брать в кредит тысяч восемь долларов (на какой-нибудь Logan, например). От безысходности мозг перешел в режим «рациональность», и я начал успокаивать себя: живут же люди без автомобилей — и я проживу.
Читать на OnlínerВ конце концов, это временно. Закончу ремонт в выбившей меня из колеи стабильности «однушке» и пойду к дилеру за кредито-рассрочкой. Не тут-то было! Без автомобиля моя жизнь превратилась в сущий ад, и на прошлой неделе я решил взять хоть какого «корча» за пару тысяч долларов на «Автобарахолке» (кому интересно, взял Megane 1999 года).
Скажете «Тоже мне проблемы белых людей!»? Не совсем так. На минувших выходных волной личных дел меня прибило к берегам улицы Кальварийской, и я решил заодно наведаться в «Корону» за продуктами, порошками, туалетной бумагой. Типичная закупка выходного дня, которую я делаю раз в две-три недели. Нащупал в кармане 50-копеечную монету, перерубил ей «пуповину» крайней тележки, отправился в торговый зал. Сразу закинул пару пятилитровых бутылок воды, несколько пачек риса, гречки. По пути в рыбный отдел меня осенило: я же приехал сюда на метро! Как дотащить все это до подземного поезда, потом до маршрутки и затем до дома (от остановки идти метров 200)?
Вернул на место товары и тележку, забрал свои полрубля, повесил на руку корзину и потопал за молоком да хлебом. Но ведь можно было вызвать Uber! Да и «Е-доставка» позволяет совершать крупные закупки, не вставая с дивана, — еще и на этаж поднимут. Конечно, все это так, но я привык, что всегда перемещаюсь по городу на автомобиле и что вся моя жизнь заточена под наличие своего транспорта.
Зависимость? Пусть так! Я живу в Боровлянах. Работаю на «Грушевке». Часто навещаю мать, которая живет в Ошмянах. Мои друзья разбросаны по всему городу, а некоторые вообще живут в Гродно. Я тупо привык жить с автомобилем! Три недели без машины для меня превратились в целое испытание.
А начиналось все не так уж плохо. Поначалу я даже с энтузиазмом отнесся к своему новому статусу «пешеход only». Подумаешь, машина. Маршрутки из Боровлян ездят стаями. Серьезно! Если приехала одна забитая, подожди две минуты — приедет другая, полупустая. Еще 20 минут — и вот уже эскалатор спускает меня к метро (мой любимый вид общественного транспорта!). Еще 15 минут — и я топаю от «Грушевки» к родному бизнес-центру, наслаждаясь голосом солистки The Dø в наушниках.
Дорога от дома до офиса на маршрутке/метро занимала минут на пять больше времени, чем на автомобиле (ведь мне нужно проехать фактически через весь город в час пик). В сутках появилось полтора дополнительных часа на чтение книг. Умные часы каждый день хвалили меня за то, что я много хожу, «сжигая» положенные мне пять километров. Да я даже не перестал ездить рано утром в тренажерный зал два раза в неделю!
Первые дни мне казалось, что моя жизнь не изменилась. Она даже в чем-то улучшилась! Я посмотрел на новогоднюю елку на Октябрьской площади (впервые лет за пять), вспомнил, что такое гулять по Немиге, перестал корить себя за малую подвижность и сидячий образ жизни. Опять же стал быстро заканчивать книги — можно прочитывать по одной в неделю! Но на этом, увы, перечисление плюсов «безлошадной» жизни подходит к концу.
Больше всего я боялся, что мне будет неудобно добираться до работы: живу ведь в деревне! Но как раз это оказалось абсолютно ненапряжным. А вот отсутствие возможности в любую минуту отправиться в любую точку Минска (или даже Беларуси) в какой-то момент начало меня пугать — даже бессонница появилась. «Сегодня свободный вечер — сгоняю в Jysk, выберу наконец декоративные подушки для нового дивана», — всплывают в моей голове мысли к концу рабочего дня. И тут же приземляют: «А нет, я же без машины! Поеду домой. Не забыть бы зайти в боровлянский магазин купить хлеба».
Перед выходными автоматически планирую время: «Уже месяц не навещал маму — не мешало бы съездить к ней. Заодно привезу новую лежанку для ее собаки: старая уже порвалась, а большие (для лабрадора) в Ошмянах не продаются. И старый журнальный столик завезу, как обещал. Мать давно просила доставить его на дачу. Ой блин! Я же на маршрутке поеду — физически не дотащу все это. Да и как до маминого дома дойти? Там же километров пять!»
Вечерние покатушки с новой подругой по ночному Минску? Внезапная поездка-сюрприз к другу в Гродно? Вкусный кофе на любимой АЗС? Мамкины закатки и самые вкусные на свете голубцы, которые она всегда дает мне с собой в Минск? Свободное и комфортное перемещение в пространстве? Забудь про все это! Я не преувеличиваю: машина вывела мою жизнь на абсолютно другой уровень.
Конечно, жить без автомобиля можно. Общественный транспорт, Uber и друзья с машинами позволяют не чувствовать себя «одноногим». Но если хотя бы пару лет ты каждый день имел возможность в любую секунду отправиться куда угодно, то внезапная потеря личного транспорта сродни кандалам на ногах. К хорошему быстро привыкаешь, и понижать уровень комфорта своей жизни ой как не хочется. Да и надо ли? За последнюю неделю человек пять спорили со мной по поводу того, что машина абсолютно не нужна для жизни в большом городе с развитым общественным транспортом и что я сам придумал себе проблемы.
Все эти люди без исключения никогда не имели автомобилей. До 2010 года я тоже жил без машины — и тоже прекрасно себя чувствовал. Но сейчас это реально зависимость. Такая же зависимость, как, например, от мобильного телефона или интернета. Жили ведь люди без личных телефонов — и не мучились. Думаю, окажись я сейчас в 1995 году, я бы не смог доказать, что жизнь без мобильника крайне дискомфортна и лишает нас кучи прелестей общения (я про адекватное пользование смартфоном, а не про тех, кто не выпускает его из рук). Так и с машинами. Если у вас сейчас нет автомобиля и вы прекрасно себя чувствуете — не покупайте машину! Потому что потом без нее будет трудно. За минувшие недели я сделал для себя один вывод: по уровню комфорта между Renault Logan и Bentley Bentayga разница намного меньше, чем между Logan и проездным.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by