Экономист Вадим Иосуб: государство перестает «рулить» долларами, но не ждите, что мы автоматически начнем хорошо жить

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Малиновский
31 148
10 января 2018 в 8:00
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Уверен, что если сегодня вы выйдете на улицу и спросите у случайных прохожих: «Так что там у нас с долларом?», больше половины автоматически ответят вам: «Растет». За десятилетия мы так привыкли к вечно ползущему вверх (а то и скачущему) доллару, что с удивлением сейчас вспомним: два года назад он был выше, чем сегодня! По результатам торгов 11 февраля 2016 года стоимость 1 доллара была равна 22 069 неденоминированных рублей, или более чем 2 рубля 20 копеек по нынешним ценам. То есть сегодня можно с уверенностью сказать, что в финансовой политике государства произошли-таки реальные качественные изменения. Другое дело — к чему они привели, как повлияют на нашу с вами жизнь и гарантируют ли процветание и благоденствие в будущем. Давайте разбираться.

Читать на Onlíner

В этом году, вероятнее всего, на валютном рынке страны произойдет несколько событий. Я не стал бы называть эти изменения знаковыми или революционными. Это скорее следствие решительных процессов, которые были запущены Нацбанком три года назад, когда произошел переход на более-менее плавающее, рыночное валютное курсообразование. Напомню, что чуть позже случилось еще и изменение механизма торгов на валютной бирже (переход к непрерывному двойному аукциону), которое также ознаменовало переход на абсолютно прозрачное и рыночное формирование курсов иностранных валют в полном соответствии со спросом и предложением.

И все же даже сейчас можно сказать, что после всех реформ новой команде Нацбанка достались в наследство некоторые административные ограничения на валютном рынке, которые обычно свойственны режиму так называемого «ручного управления» курсом.

Во-первых, это целевой порядок покупки валюты, при котором юридические лица, по сути, могли приобретать ее исключительно на оплату импортных контрактов и при этом подробно отчитываться государству. Мол, мы хотим то и то импортировать, вот сумма контракта — разрешите купить доллары. Второй пережиток — обязательная продажа части валютной выручки государству.

При переходе к плавающему курсу и рыночному курсообразованию пропадает сама необходимость административного влияния на спрос и предложение на рынке валют. Если говорить об обязательной продаже валюты, то в прошлом году она была уменьшена с 20% до 10%, а в этом планируют избавиться от такой «обязаловки» вовсе.

Также озвучены намерения отменить целевой порядок покупки валюты. Иными словами, любое юридическое лицо может прийти на биржу и купить валюту без каких-либо ограничений, не объясняя, зачем это делается, и не спрашивая на это разрешения.

Очевидно, если бы что-то подобное произошло в 2010-м, все юридические лица стремились бы вкладывать в доллары или евро каждый свободный рубль, и это было бы естественное и рациональное поведение. Сегодня мы наблюдаем иную ситуацию: в условиях свободного валютного рынка курс может как расти, так и падать, а значит, пропадает экономический смысл покупать доллары и евро просто так, «чтобы было».

Тут стоит отметить, что при этом не отменяется валютный контроль и никаким образом не отменяются планы по дедолларизации. Но эти планы теперь претворяются в жизнь, скажем так, «цивилизованными» методами.

Что мы имеем в результате? Сегодня сфера применения валюты внутри страны не расширяется, хранить ее на депозитах не сильно целесообразно (ставки при рублевых вкладах значительно выше), соответственно, отмена разрешительного порядка ее приобретения практически наверняка не приведет к резкому увеличению спроса.


В итоге получается интересная картина: пять лет назад предприятия даже и мечтать не могли о таких реформах на валютном рынке, а сегодня смотрят на видимые результаты таких реформ очень спокойно. Потому что за прошедшие непростые три года мы уже свыклись не только с мыслью о том, что выход из кризиса будет долгим и трудным, но и привыкли к относительно стабильному курсу валюты без его искусственной поддержки — явлению, которое не наблюдалось с момента обретения страной независимости.

Сегодня мы видим, что произошли серьезные изменения в экономике. Перестал работать «печатный станок», существенно уменьшилось государственное льготное кредитование, значительно поумерили темпы по директивному росту зарплаты (хотя именно в этом аспекте определенные потуги все еще остаются, к счастью — безрезультатные).

Говорит ли это, что мы станем жить лучше, а предприятиям и бизнесу будет значительно легче работать? Скажем так, быстрые изменения мы вряд ли почувствуем. Очень осторожно отмечу, что положительные изменения на валютном рынке — одно из необходимых условий, но недостаточное для дальнейшего устойчивого экономического роста. О том, что, помимо этого, все-таки требуются структурные реформы в экономике, экономисты говорят сейчас всегда и везде.

Естественно, что с точки зрения населения лучше, когда зарплата растет с каждым месяцем. Но очевидно, что, если этот рост не обусловлен реальными экономическими показателями, рано или поздно за ним последует обесценивание валюты, причем достаточно болезненное. Мы пережили уже не одну такую печальную историю.

Но, например, очевиден тот факт, что стабилизация курса и отмена пережитков «ручного управления» валютным рынком, приводившего иностранных бизнесменов в ужас, может увеличить инвестиционную привлекательность нашей страны и доверие к ней.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!