Предприниматель Павел Жигимонт: «Стартап удался на славу! Как мы легализовали татуировку в стране 20 лет назад»

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Алексей Матюшков
21 455
22 мая 2017 в 8:00

Очень люблю инициативных, горящих идеей людей. Да что там говорить, сам таким всегда был и являюсь сейчас. Мне нравятся нетривиальные задачи — такие, чтобы все вокруг сначала говорили: «Это невозможно», а после с удивлением констатировали: «Смог». Раньше мы не знали слова «стартап», но, наверное, это именно то, что я имею в виду. По-настоящему крутой стартап, в моем понимании, — это безумная идея, которая за достаточно короткое время становится реальностью. И все мы удивляемся, как жили без этого раньше?

Читать на Onlíner

Лично мой первый стартап случился 20 лет назад. Когда я познакомился со своей будущей супругой, она вытащила откуда-то из закромов электробритву с приделанной к ней иглой и, сказав, что ей сделали машинку для татуировки, ткнула меня этим устройством в руку. Синяя точка до сих пор где-то осталась. Моя спутница жизни решила заняться татуировкой всерьез, но тогда было сложно представить, как это осуществить. Рынок состоял из нелегалов-надомников, в Москве только открылся первый легальный салон татуировки «Три кита». Мы съездили в этот салон, поудивлялись, но в голове крутилось: «В нашей стране подобное невозможно».

Ребята из Москвы подсказали, как сделать «профессиональную» машинку для татуировки. Помню, что среди деталей присутствовал авиационный моторчик, ювелирный инструмент, гитарная струна, медицинский набор для переливания крови и что-то еще. По сравнению с переделанной электробритвой этот аппарат работал значительно эффективнее, и мы смогли с ним сделать какое-то количество татуировок.

Честное слово, сегодня сложно представить, что еще 20 лет назад художественной татуировки в стране не существовало как вида. То, что еще хоть как-то можно было считать искусством, находилось в зачаточном, я бы даже сказал, примитивном состоянии, зато повсеместно на спинах криминалитета расцветали синие купола, а на плечах у военнослужащих надписи: «ДМБ».

Понятно, что с таким «бэкграундом» общество, а особенно чиновники, относились к легализации татуировки, мягко говоря, настороженно. Вероятность, что это произойдет, была равна примерно тому, что в Беларуси построят космодром или легализуют проституцию. Но для меня реализация задуманного стала вызовом.

Мы продали машину и заказали в США профессиональное оборудование и краски. Самая главная проблема современных стартапов заключается в поиске инвесторов, без которых перевернуть мир с ног на голову никак нельзя. Но мы-то этого не знали! Поэтому занялись поиском помещения. Один за другим обходили медицинские центры — где-то нам зарядили космическую цену, где-то сразу отказали. Но однажды, зайдя в один из крупнейших тогда медицинских центров страны, мы попали, что говорится, в нужное место и в нужное время. Этот самый центр открывался в тот день после четырех лет ремонта. Главврач ходил счастливый и воодушевленный. Мы подошли к нему и говорим: «Давайте мы еще и салон татуировки откроем на ваших площадях», а он отвечает: «Можно попробовать!»

Наш стартап плавно переходил в самую сложную стадию, сталкиваясь с которой, подавляющее большинство современных молодых бизнесменов сразу опускают руки, — общение с чиновниками и пробивание своей идеи по инстанциям.

Как оказалось, салон татуировки в Минске уже пробовали открыть американцы, но у них ничего не вышло. Начались мои походы по кабинетам. Их было немало. Наконец на приеме у зампреда горисполкома по медицине удалось донести точку зрения, что явление уже существует и растет с каждым днем, зачем делать это подпольно, если можно под медицинским присмотром? И мне сказали: «Давайте пробовать».

Добро на открытие салона дали, настало время идти с красками и машинкой в санстанцию и Минздрав, Управление бытового обслуживания. В каждом из этих ведомств мне говорили: «Не понимаем, что с вами делать, никакой нормативной документации не существует». Пришлось создавать с нуля регламентирующие документы и первые несколько лет их ежегодно дорабатывать и обновлять.

В небольшом кабинете мы трудились четыре года, зарабатывая себе имя и репутацию, а после открыли отдельный салон, который работает до сих пор.

Как оказалось, для успешного запуска стартапа не нужны баснословные капиталы. Лично нам хватило старого дивана, стола и б/у медицинского кресла, а также небольшой суммы, полученной от продажи автомобиля. Все остальное стало результатом наших усилий и настойчивости. Хочу вам еще раз напомнить, что речь шла не о запуске приложения, а о внедрении на государственном уровне целого направления услуг, которые до недавнего времени ассоциировались в большинстве своем с криминалом.

Да, начинать что-то с нуля сложно. Да, работать с неповоротливой государственной бюрократической машиной порой очень утомительно. Да, тяжело переживать, когда тебя кидают партнеры, а клиенты не выполняют обязательства. Но кто вам обещал, что будет легко? Истории о том, что из 10 бизнесов 9 умирает в зародыше, не сказки коучей, а самая настоящая выстраданная поколениями тех, кто хотел пробиться, правда. В этом мире новация всегда будет делом сложным, но при этом намного более интересным и перспективным, чем открытие очередной точки на рынке.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by